Общество «Хроники Первой мировой»: И сыновья уходят в бой

«Хроники Первой мировой»: И сыновья уходят в бой

О том, как в Первую мировую воевали братья Войлошниковы.

Эта статья продолжает рассказ о забайкальской казачьей семье Войлошниковых, представитель которой стал первым олимпийским чемпионом из Забайкалья. Начало с подробным описанием судьбы олимпийца Павла Войлошникова можно почитать по ссылке.

В конце XIX века семья Войлошниковых обосновалась в Чите. В этом городе у Ивана Никифоровича и Агафьи Елисеевны родились сыновья Андрей и Пётр, дочери Александра и Ольга. Несколько лет перед Первой мировой войной были, пожалуй, для Войлошниковых самыми спокойными и счастливыми. Подрастали дети, появились внуки. Серебряный призёр олимпиады в Стокгольме Павел Иванович Войлошников нёс почётную службу в лейб-гвардии сводно-казачьем полку в Павловске.

Но вскоре в мирную жизнь семьи вторглась Великая война, ставшая проверкой характеров забайкальских казаков.

Семья Войлошниковых. Сидят: Агафья Елисеевна, Иван Никифорович, сын Петр; стоят: дочь Ольга, сыновья Матвей, и, вероятно, Арсений, Иван.

Командир гвардейской сотни

Первым из сыновей Ивана Никифоровича Войлошникова ушёл на фронт в составе Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка Павел Иванович. Мы уже рассказывали о некоторых боевых эпизодах 4-й Приамурской сотни, в которой служил, а затем командовал олимпийский чемпион и, в частности, о захвате немецкого аэроплана. Сегодня расскажем ещё о нескольких боях, зафиксированных в документах полка.

«30 октября 1914 года 4-й Приамурской сотне приказано задержать наступающего противника на пос. Ходечь до подхода пехоты. Сотня заняла позиции между двумя озёрами восточнее дер. Щитно. Вскоре показалась бригада кавалерии противника, идущая на этот перешеек, остановилась у леса и выслала один эскадрон, который, подойдя шагов на 1000, пошёл в колонне на сотню рысью, но, будучи встречен дружным огнём сотни, обратился в беспорядочное бегство, потеряв 15 человек ранеными.

Спустя около часа, выдвинулись немецкие цепи до ста человек, вновь встреченныя метким огнём, начали отходить за пригорок и уже не показывались до прихода нашей пехоты. Таким образом спешенная сотня /60 чел./ задержала конницу противника на два часа».

В феврале 1915 года части полка вели на фронте тяжёлые бои. «Потери полка 9, 10 и 11 февраля были весьма значительны; из строя выбыло: ранеными и контужеными 5 офицеров (30% наличного состава) и 44 казака убитыми, ранеными и контужеными (25% боевой части) и 12 лошадей»,— говорится в «Сведениях по строевой части».

Вот один из эпизодов боя 9 февраля:

«Около 5 часов дня, когда выяснилось, что на фронте Гвардейской казачьей бригады наступает около двух батальонов пехоты с пулемётами, и немцы заняли дер. Бржостово, а так же и высоты к северо-западу от дер. Надборы, угрожая отрезать отряд, оборонявший дер. Надборы, причём германские снаряды уже перелетали коноводов. Командир полка приказал отряду отойти на высоту восточнее дер. Сестржанки.

К этому времени почти все патроны были расстрелены и пополнить их не было возможности. Расстреляв последние патроны почти в упор по немцам, наступавшим из дер. Виодры, 4-й сотня Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка, прикрывавшая отход отряда, в полном порядке, под сильным огнём противника, присоединилась к полку».

Георгиевские кавалеры

В сентябре 1914 года в составе 4-й сотни 1-го Читинского полка на Юго-Западный фронт прибыли братья Иван и Арсений Войлошниковы. Воевали храбро, не уступая в доблести своему старшему брату.

Вот как описывает действия Арсения Войлошникова командир полка И.Ф. Шильников:

«14-го октября противник, (части 9-й Немец. Арм. Э. Люд.) разбитый Гренадерским корпусом, начал отступать и бригада двинулась вперёд, преследуя его, захватывая пленных и брошенные двуколки. 17 октября бригада опять врезалась в колонны отступающих у гор. Конск. Город еще был занят противником, но спешно эвакуировался.

Бой продолжался до темноты. По окончании его в город были посланы пешие разведчики – казаки Арсений Войлошников и Михаил Муромов, несмотря на то, что город был занят противником, эти храбрые казаки проникли в город, отыскали войта (старосту), выведали у него всё и донесли, что в городе паника, противник в спешке уходит, бросая двуколки и зарядные ящики».

«У нас хотя и не было конных атак крупными частями, но небольшие части и отдельные дозоры не упускали случая атаковать как конницу, так и пехоту в конном строю.

Так Читинского полка казак Арс. Войлошников, будучи в дозоре, вместе с другим казаком встретил венгерский дозор в 3 всадника, один бросается на них в конном строю и обращает их в бегство.

Но пуля казака нагоняет врага – один ранен, у второго убита лошадь. Этот эпизод, как первый и реальный факт нашего превосходства над конницей противника, имел большое благотворное влияние на казаков».

За этот эпизод Арсений Войлошников приказом по полку был отмечен Георгиевским крестом 4-й степени.

На обороте фото надпись: «от Вани». Скорее всего, это фронтовой снимок с первыми наградами братьев Войлошниковых Арсения и Ивана.

Более широкую известность получил подвиг братьев Ивана и Арсения Войлошниковых, описанный в книге о забайкальских казаках Н.Н. Смирнова.

«В 7 часов утра 22 февраля сводный Забайкальский казачий полк вместе с 70-м Ряжским пехотным полком, тремя сотнями 27-го Донского казачьего полка перешли в наступление на северном берегу р. Пилица в направлении на д. Доманевице…

Безостановочно продвигаясь вперёд под сильнейшим огнём противника, казаки-забайкальцы влились в поредевшую цепь пехоты Ряжского полка, поддерживая её огнём винтовок и в готовности вступить в рукопашную схватку, действуя из-за неимения штыков шашками.

В 10 часов утра первая атакующая цепь пехоты и казаков подошла на 200 шагов к передовой позиции противника. Ощетинившись штыками и шашками, солдаты и казаки с криком «ура» бросились врукопашную. Не выдержав яростной атаки, немецкие солдаты, теряя убитых и раненых, откатились на вторую позицию у восточной окраины Доманевице, с которой открыли сильнейший ружейно-пулемётный огонь. Пехотинцы и казаки вынуждены были залечь в захваченных окопах и приступить к подготовке новой атаки на противника с этого рубежа.

Впереди находился овраг с протекающим по дну ручьём. Отдельные смельчаки выскакивали из окопов, преодолевали овраг и окапывались за ним.

Первым бросился вперёд взводный урядник 4-й сотни 1-го Читинского полка Иван Поляков, увлекая других в овраг за ручей, но был сражён пулей в голову наповал. За ним устремились казаки Василий Ананьев, Арсений и Иван Войлошниковы, Дамчин Бальчинов и Фёдор Зырянов, которые подали пример пехоте своим геройским поступком. Все пятеро казаков были ранены, но не покинули поле боя. Следом стали преодолевать овраг пехотинцы. Казаки, смешавшись с пехотой, потеряли управление сотенных командиров и действовали самостоятельно. Всё перемешалось в круговерти ожесточённого боя…»

За этот бой оба брата были награждены Георгиевскими крестами 3-й степени. Свой первый «Георгий» 4-й степени Иван Войлошников получил ещё в сентябре 1914 года.

Арсений Войлошников

После выздоровления братья были направлены в военные училища. Иван – в Иркутскую, Арсений – в Оренбургскую школы прапорщиков. Оба стали офицерами.

Ещё один брат П.И. Войлошникова Андрей перед войной учился в Художественно-промышленном техникуме при Томском политехническом институте. Когда началась война, оставил учёбу на 3 курсе и был зачислен вольноопределяющимся 1-го разряда в 3-ю запасную сотню Забайкальского казачьего войска. Затем была учёба в первом юнкерском училище в Иркутске. Весной 1915 года с маршевой командой прибыл на Западный фронт в 1-й Аргунский полк. Без малого два года провёл в боях на фронтах Великой войны и вместе с полком вернулся в Читу уже в феврале 1918 года. Как известно, с 1 июля 1917 года этим полком командовал старший брат Андрея Павел Иванович Войлошников.

Как впоследствии указывал в анкете БРЭМ Андрей Иванович, был ранен, отравлен газами, награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

Иван Никифорович с сыновьями Иваном и, вероятно, Андреем.

***

Так воевали на фронтах Первой мировой войны четверо братьев Войлошниковых. Вернувшись с фронта в родное Забайкалье, они не приняли новую власть и ликвидацию казачества. Начиналась новая, но уже трагическая история этой большой семьи. Не случайно на многие десятилетия их имена были преданы забвению и только родные бережно хранили пожелтевшие от времени фотографии с такими открытыми спокойными и мужественными лицами.

Андрей Бурлаков, член Союза журналистов России

Источники:

1. Сведения по строевой части (Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка).

2. Николай Смирнов. Забайкальское казачество. М.: Вече,2008.-544с.

3. И.Ф. Шильников. 1-ая Забайкальская Казачья Дивизия в Великой Европейской Войне, 1914-1918 г. Харбин 1933.

4. Войлошников Андрей Иванович. https://gakhk.khabkrai.ru/projects/brem/

5. «Верой и правдой служа Отечеству. Офицеры Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. 1851—1920-е». Благовещенск-на-Амуре : Амурская ярмарка, 2018.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления