Человек собаке друг — это знают волонтёры, приютившие десятки пушистых и совсем не кусачих, преданных своему хозяину животных. Ирина Морозова занимается их спасением 10 лет. В её доме нашли настоящую семью щенки и взрослые собаки, которые когда-то оказались ненужными своим хозяевам и очутились на улице.
- Ирина, а сколько у вас дома живёт собак?
- У меня 35 собак. Пять из них с операций и четыре инвалида.
- Где вы их содержите?
- Содержатся на всей территории, также есть вольеры – один взрослый, один подростковый и один – послеоперационная зона.
- Хватает ли денег?
- Сейчас в определённый период не всегда хватает. Приходят волонтёры, помогают люди. Собак нужно накормить, напоить, опилки купить, это очень затратно. На корм тысяча рублей в день уходит. Опилки надо купить, их нужно вывезти, это транспорт, это тоже затраты. Сейчас с пандемией обстановка тяжёлая. Конечно, голодные они не сидят. Но сейчас самый сложный период. И я без работы осталась, но справляемся все вместе.
- А сейчас в условиях самоизоляции что-то поменялось? В некоторых городах отмечался ажиотаж в приютах для бездомных собак в этот период.
- Единственное стало сложнее содержать, а на общем фоне ничего не изменилось, пристраиваются как обычно, на улицах тоже обстановка особо не изменилась.
- Когда пришла эта любовь к животным и желание им помогать?
- Это было ещё с детства, от родителей. У мамы с папой пять собак. Они привили нам эту любовь. Когда появилась первая возможность, мы начали помогать.
- Чем приходится жертвовать, чтобы спасти кого-то в очередной раз?
- Да много чем – временем, своими средствами. Это всегда психологически тяжело переносить, если погибает животное. Это проходит через нас, через наши души.
- А бездомным кошкам помогаете?
- Кошкам тоже помогаем, но я стараюсь не забирать домой, так как тоже не хватает ресурсов. Естественно, если я увижу сбитую кошку, я ей помогу, отвезу в больницу. Это даже не обсуждается.
- Как считаете, в чём для Читы основная проблема в работе с бездомными животными? Что мешает навсегда искоренить это понятие?
- Прежде всего, наша власть и безответственное отношение к животным. Как правило, бездомные животные рождаются от домашних, в семье. Это всё от людей, которые не стерилизуют животных, позволяют плодиться, а потом оставляют приплод на улице в коробках, корзинках. Те вырастают, начинают плодиться. И власти не идут навстречу, не хотят приюты создавать, биркованием заниматься. Всё это в совокупности составляет проблему.
- Насколько оперативно получается найти дом очередному бездомному животному?
- Получается, но многое зависит от фото, от средств массовой информации, соцсетей. В среднем месяц-два уходит на то, чтобы пристроить одного животного.
- История со щенком, у которого в пасти неизвестные взорвали петарду взбудоражила город. А часто такие ужасы происходят?
В посёлке Кука дети нашли щенка, которому кто-то дал петарду – она взорвалась во рту и покалечила животное. Прокуратура Читинского района направила в полицию требование о проведении проверки. По факту жестокого обращения с животными возбуждено уголовное дело.
- Нет, на моей волонтёрской практике за 10 лет это первый такой страшный случай. Но были случаи, когда и ножами порезанные собаки встречались, и с перерезанными глотками. А чтобы в пасти взорвали петарду — это впервые.
- Как сейчас малыш себя чувствует? Где он теперь живёт? Будете искать ему хозяина?
- Очень хорошо себя чувствует, отлично. Живёт у меня. Отдавать я его, конечно, никому не собираюсь, потому что и для него это будет психологическая травма, и сама я к нему привыкла. Он уже для нас особенный. Хотя, для меня они все, конечно, равное место занимают.
- Через что ему пришлось пройти?
- Тут я затрудняюсь ответить – боль, страх, безысходность. Всё самое плохое, самое страшное. Он через это всё прошёл, вместе мы прошли эти поездки в Иркутск, лечение. Он перенёс четыре операции. Возможно, впереди нас ждёт ещё одна операция по ринопластике. Будем надеяться, что всё будет хорошо.
- Какая вам нужна поддержка в вашей работе? Может, помощь какая-то?
- Помощь нам всегда нужна. Но немногие идут на это. Кто-то боится собак, кто-то помогает. Мы стараемся сами. Мы бы не брали собак, если бы не имели возможности делать всё своими руками. Это, конечно, тяжело, но мы стараемся.
- Что дала вам такая добровольческая работа? Что для вас это в жизни?
- Это такой образ жизни. Я всегда мечтала построить приют. Всех спасти. Это, конечно, невозможно. Но это поднимает дух – смотреть в глаза, которые ты спас. Это даёт огромную силу. Они для меня всё, можно сказать.