Шесть депутатов Законодательного собрания Забайкальского края инициировали законопроект об ужесточении требований к «наливайкам», «рюмочным», «распивочным» - небольшим барам в жилых домах, большинство из которых и днём, и ночью продают алкоголь. Пьяные компании устраивают разборки и драки во дворах, там же организуют туалет. Жалоб на работу таких заведений, мешающих спокойной жить целым районам, масса. Законопроект предполагал запретить работу тем, у кого зал обслуживания посетителей меньше 40 квадратных метров. Но на сессии заксобрания его не поддержали. Главный аргумент - «нельзя ущемлять бизнес».
Ещё в апреле президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий продажу алкоголя в жилых домах заведениям площадью менее 20 квадратных метров. Регионам же предоставили право ужесточать это требование, то есть увеличивать площадь зала или даже ввести полный запрет продажи алкоголя в многоквартирных домах.
В Забайкалье с законопроектом выступили коммунисты Константин Коростелёв, Роман Берг, Владимир Иванов, а также справедливорос Владимир Иванченко и представитель фракции ЛДПР Вадим Фомин. Они предложили даже не закрывать «наливайки» в жилых домах, а ограничить работу тем, у кого площадь зала меньше 40 квадратов.
«Многие предприниматели маскируются под организации, оказывающие услуги общественного питания и, по сути, продают алкоголь круглосуточно, в том числе в помещениях, расположенных в многоквартирных домах», - объясняли они свою позицию.
Депутаты также приводили в пример статистику УФСИН о том, что на конец 2017 года около 89% всех осуждённых совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Законопроект одобрил и прокурор края Максим Ершов. Он заявил, что Забайкалье находится на лидирующих позициях по алкоголизации населения: «в регионе растёт число алкогольных расстройств, людей с зависимостью от алкоголя, а также число преступлений и ДТП, совершённых в пьяном виде».
Прокурор уточнял, что за год в крае было выпито более 103 миллионов литров алкоголя - около 1,5 тысячи железнодорожных цистерн. На каждого взрослого жителя региона приходится около 44 литров спиртных напитков в год.
Но даже эти впечатляющие сравнения не повлияли на итоговое решение — законопроект не прошёл. Двадцать три депутата проголосовали «за», трое - «против», восемь - воздержались. Для принятия закона требовались голоса 26 депутатов.
Коммунист Константин Коростелёв обвинил коллег из фракции «Единая Россия» в том, что, отмолчавшись, они заблокировали принятие закона.
«Против проголосовали депутаты Иван Нагель (его семье принадлежит пивзавод «Читинские Ключи», продукция которого реализуется в том числе в барах, расположенных в подвалах или на первых этажах жилых домов - ред.) Марина Кириллова и Георгий Циношкин. «Единая Россия» воздержалась, блокировав законопроект, так как боится мнения людей. Мы проводили опросы, и население в подавляющем большинстве выступает за наш законопроект. Единороссы побоялись твёрдо сказать «нет», но и «за» они тоже не хотят сказать, так как это партия коммерсантов», - сделал вывод Коростелёв.
«Единая Россия» парировала. Руководитель фракции Алексей Бутыльский заявил, что его коллеги не стали голосовать, чтобы взять паузу и найти компромисс между бизнесом и властью.
«Мало информации, поскольку предоставленные записки не содержат мнения большинства предпринимателей. Закрывая объект, предприятия потерпят большие убытки, люди будут уволены, мы не получим часть налогов и пошлин. С другой стороны, мы понимаем, что здоровье человека стоит на первом месте, и его ценность не определяется никакими деньгами. Возможно, что мы проведём круглый стол, хотя мы до этого консультировались с прокуратурой, которая чётко определила свою позицию. Мы постараемся найти компромисс между властью и бизнесом», - сказал Бутыльский.
Когда расплодились «наливайки»?
В 2013 году непьющий экс-губернатор Константин Ильковский ввёл запрет на продажу алкоголя в регионе сначала с 10.00 до 21.00, а ещё через год — с 11.00 до 20.00. Это стало расцветом для нелегальщиков. Алкоголь продолжали продавать и вечером, и ночью, и рано утром. И с доставкой на дом.
К тому же, в городе начали открываться рюмочные с двумя столами и тремя пластмассовыми стульями. Они называли себя кафе и торговали алкоголем круглосуточно. Популярными такие заведения стали в жилых районах, где порой чуть ли не в каждом доме есть свой «пивной квадрат». «Наливайки» расплодились, чтобы обойти запрет на ночную продажу спиртного. В итоге даже после продления времени продажи алкоголя (с 8.00 до 23.00) они работают.
Роспотребнадзор Забайкалья регулярно фиксирует жалобы на такие бары. В 2016 году управление даже просило губернатора Наталью Жданову запретить размещение точек общественного питания в жилых домах и пристройках рядом с ними. Но тогда запрета так и не было.
В 2019 году Роспотребнадзор также сообщал о массе жалоб на работу «наливаек». Всего их за три последних года было почти 300. И, скорее всего, по итогам 2020 года эта цифра ещё возрастёт.
«Готова выйти на пикет с плакатом»
Так говорит руководитель движения «Трезвое Забайкалье» Валентина Сапунова. Уточняет, что уже несколько раз просила, чтобы заксобрание приглашало представителей их организации, когда обсуждаются подобные вопросы.
«Но нас опять не пригласили. Увеличение площади для таких баров — правильное направление. Это шаги к сокращению употребления алкоголя. Те, кто этому противостоят, а мы же видим, кто против, - это те, кто занимается производством и торговлей, у кого меркантильные интересы. Нагель. Кто такой Нагель? Человек, который ведёт алкогольный бизнес», - сказала Сапунова.
Она отметила, что намерена помогать Константину Коростелёву в продвижении законопроекта.
«Очень жаль, что они не приняли этот законопроект и, слава богу, что Константин Юрьевич не опускает руки. Мы ему будем помогать. Я сама готова выйти с плакатом на пикет. В конце концов, мы будем решать эту проблему в Забайкальском крае? А надо решать», - заключила она.
Бизнес-омбудсмен Забайкальского края Виктория Бессонова, комментируя законопроект, ещё на первом этапе, когда его одобрял профильный комитет, говорила о том, что в документах не хватает важных сведений. Например, скольких объектов коснётся этот закон и скольким придётся закрыться, сколько сотрудников у предпринимателей останутся без работы, сколько доходов не получит бюджет, как закрытие объектов скажется на экономике и занятости.
В качестве примера бизнес-омбудсмен приводила одну из читинских компаний, в которой в случае принятия изменений сократят 80 работников.
- Отмечу также важность и значимость такой процедуры, как оценка регулирующего воздействия. Обычно разработчик проекта, получая замечания в рамках оценки регулирующего воздействия, собирает согласительную комиссию и вопросы, которые озвучил бизнес, разбираются. Таким образом, у тех, кого этот проект затрагивает, получается возможность быть услышанными. К сожалению, в данном случае разработчик не посчитал нужным или возможным обсуждение законопроекта с бизнесом, несмотря на то, что это имеет прямое к нему отношение, - говорила Бессонова.
Бизнес-омбудсмен в комментарии ИА «Чита.Ру» уточнила, что рада, что позиция, озвученная на комитете, нашла отклик и у председателя Законодательного собрания Забайкальского края Игоря Лиханова и вице-спикера краевого парламента, руководителя фракции «Единая Россия» Алексея Бутыльского.
«Они отметили, что необходима более тщательная проработка законопроекта и компромисс между данным решением и экономическими интересами», - уточнила Виктория Бессонова.
Именно такой компромисс сейчас удалось найти в Санкт-Петербурге. Там законопроект с «наливайками» прошёл массу обсуждений, редакций и даже пикетов со стороны предпринимателей. Первоначально летом закон приняли в трёх чтениях и он предполагал запрет работы всех баров с площадью торгового зала менее 50 квадратных метров. Под угрозу закрытия попала тысяча баров. Предприниматели требовали от властей отмены ограничений, говорили про «уничтожение» небольших, так называемых, авторских баров.
В итоге удалось договориться. Приговор смягчили. С 1 января закроют только заведения площадью менее 20 квадратных метров. Норма в 50 квадратов станется только для заведений, расположенных в типовых жилых зданиях: хрущёвках и панельных домах. И даже спикер местного заксобрания Вячеслав Макаров отметил, что бизнес и власть смогли друг друга услышать и найти удовлетворяющее всех решение.
В Забайкалье депутаты, которые инициировали этот законопроект, намерены его продвигать дальше, добиваться принятия. Конечно, логично дать слово бизнесу, услышать аргументы и цифры. Но веры в некий компромисс нет. В отличие от Санкт-Петербурга, где «наливайками» чуть было ни признали небольшие, но атмосферные кафе и бары в историческом центре, но в итоге их удалось отстоять, в Чите таких заведений нет.
У нас они однотипные, без какого-то особого интерьера и тем более атмосферы. Полностью соответствуют определению «наливайка». Они мешают жить людям и точно влияют на и без того высокую алкоголизацию населения. И вариант их какой-то градации или деления вряд ли возможен. Или закрывать, или оставлять во имя помощи бизнесу, но в ущерб населению.