Мы садимся в патрульную машину, которую трудно не заметить у Дворца пионеров по улице Журавлёва, где договорились встретиться, и едем на проспект Белика. Там по обе стороны от дороги уже мигают сиренами машин, наверное, десять. Пятница, 9 часов вечера.
Проспект Белика
Поток машин чуть меньше, чем в пиковое время обеда. Останавливают, наверное, каждого третьего-четвёртого, а то и сплошь — тут всё зависит от плотности движения. Полицейские машины выстроились в ряд у Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев и с обратной стороны, сотрудники стоят поодиночке или по двое.
На улице по-январски прохладно, но экипировка позволяет не думать о зиме. Я, если честно, минут через 15–20 начала приплясывать — обычные зимние сапоги, которые считались супержаркими, не прошли проверку зимней дорогой и патрулированием улиц.
В экипаже нас трое: Вячеслав, Сергей и я. В таких массовых проверках они участвуют регулярно и говорят, что именно пятничные рейды и рейды в выходные позволяют находить максимум нарушителей, которые расслабляются, садятся за руль пьяными или без прав.
На Белика первое время спокойно, мы переезжаем от Мемориала на противоположную сторону, Слава с Сергеем останавливают машины, водители которых спокойно показывают документы и двигаются дальше.
— А вот если человек выпил, но немного? Вы как поймёте, что он нетрезв, не тестируете же всех? — поглядываю я на тех, кто спокойно отъезжает от обочины. Ни одного пьяного пока не обнаружили.
— Когда человек находится в закрытом салоне, а потом приоткрывает форточку, это очень хорошо чувствуется, — улыбается Слава.
— Ну то есть вы сразу почувствуете, даже если стопочку?
Кивает.
— Ребят, тороплюсь очень, тёще за лекарством поехали, — из очередной остановленной машины выходит крупный мужчина, который передаёт полицейским документы.
Смотрят внимательно, но максимально быстро. В это время женщина в салоне, видимо, забеспокоилась, что зять вышел и не возвращается, и решила выйти. Когда она, приложив руку к груди, идёт к тротуару, мужчине отдают документы и желают удачи.
Я сажусь в патрульную машину погреться. Вдруг взвывает одна сирена, вторая, Слава с Сергеем быстро садятся в машину, и взвывает уже где-то у нас над головой.
Один из водителей отказался подчиниться требованиям об остановке и, вдавив педаль газа, умчался прочь. Начинается погоня.
Переговариваемся редко, чтобы не отвлекать Славу, который сидит за рулём. Ему важно не только мчать на скорости, но и в городе не спровоцировать ДТП, и мгновенно оценивать поведение всех встречающихся водителей.
— Девятьсот пятнадцатая догоняет! — говорит голос в рации. — Куда он поехал?
— По федералке по полям куда-то.
— Девятьсот пятнадцатый, видишь его?
— Вижу-вижу, по полям и едет!
Район Черновских, по рации передают номер машины убегающего, и через минуту полиция знает, что собственник живёт в Домне, и, возможно, туда и рвётся водитель. Моментально принимается решение о расстановке сил и перехвате — совсем скоро игра в догонялки закончится, победит полиция. Нарушителя остановят.
Московский тракт
Пока мы носились и лавировали по городу и вокруг Читы, первый этап операции «Нетрезвый водитель» закончился, и теперь патрульные машины группируются по нескольким участкам. Наш находится на Московском тракте, аккурат рядом с часовней на Титовской сопке.
Место выбрано не случайно: виды на город, пусть в морозном тумане и дыму от печных труб, манят сюда романтиков, а романтики бывают нетрезвыми или настолько лихими, что могут стать опасными для окружающих.
Одиннадцатый час вечера, и как только я выхожу из машины, вздрагиваю: тут такой мороз! Намного холоднее, чем на Белика. У часовни горят фары шести-семи автомобилей, ещё один как раз поворачивает в ту сторону.
Наши «соседи» — экипаж, который приехал сюда раньше, — оформляют женщину, у которой с собой не оказалось водительских прав.
— Дома оставила, — улыбается она мне. — Представляете, выскочила из дома с флягами за водой во всём домашнем, даже неудобно сейчас. А тут остановили!
На оплату штрафа у неё будут 20 «льготных» дней, когда для его погашения достаточно перечислить половину суммы.
Олимпийский проезд
Третий этап операции начинается уже ночью: все работающие в городе автомобили распределяются по своим участкам. Мы едем на Олимпийский проезд.
На окошках после Московского тракта — причудливые плетения морозного рисунка, который отражает свет фонарей сотнями своих граней и кажется нарисованным вручную тонкими-тонкими лезвиями.
Здесь теплее, чем на Московском, и стоять на улице у меня получается подольше. Моих спутникам в зимней форменной одежде ни в одном районе города или края, кажется, холодами не испугать.
Они останавливают машину, у водителя которой не оказывается прав. Вообще. Ещё минута, и выясняется, что задерживают мужчину не впервые, и сейчас это ему грозит обязательными работами или штрафом до 15 тысяч рублей.
— Сегодня брата отвозил, машину перегонял потом вот. Это машина брата.
— Почему в прошлый раз без прав сели? — спрашиваю, когда мужчина выходит из машины ГИБДД и закуривает.
— Дурачок был.
— А делать сейчас что будете?
— Надо на права сдавать, все документы есть уже.
Про наказание за езду без них он ничего не знает или делает вид. За руль сейчас садиться ему не дадут: машину отдадут либо тому, у кого есть права и кто вписан в страховку, либо поставят на штрафстоянку.
У остальных водителей, которых мы останавливали здесь, все документы были в порядке.
Глубокой ночью дежурный запрашивает у экипажей результаты проверки. За несколько часов сотрудники ГИБДД в Чите проверили 1,2 тысячи автомобилей и зафиксировали 238 нарушений правил дорожного движения. Тридцать шесть водителей сели за руль пьяными, а одиннадцать из них уже попадались и привлекались к ответственности за нетрезвое вождение.
Подпрыгнувший во время погони и скатившийся потом до нормы адреналин вкупе с долгой работой на холоде берут своё: в тёплом салоне патрульной машины начинает клонить в сон. Меня отвозят домой, но экипажи будут курсировать по городу почти до самого утра. После этого вечера жить в Чите мне стало спокойнее, ходить по дорогам и ездить по ним — особенно.
Этот вечер стал ещё одной историей про то, что для комфорта и безопасности нужно мало — всего лишь спрашивать с себя соблюдение правил движения и не кидаться на людей. Тогда даже после фразы: «Добрый вечер, ваши документы, пожалуйста» вам пожелают доброго пути.