Двадцатое июня. От Читы до Балея — 330 километров и около 3,5–4 часов езды на автомобиле. В режиме ЧС поездка становится непредсказуемой по времени и может затянуться от нескольких часов до нескольких дней. Я морально был готов ночевать в машине/в гостинице/у жителей, так как нормального проезда к городу со стороны Нерчинска — нет. Но обо всём по порядку…
Свернув с федеральной трассы на Шилку и доехав до Нерчинска, ничего аномального я не увидел, кроме сверхнизкой облачности и нового асфальта. В прошлый раз я был здесь 2–3 года назад. В то время ругался на каждой яме, которых был миллион.
На въезде в город заметен подъём реки Нерчи. Поговорив с местными жителями, узнаю, что вода поднялась, но не так сильно, чтобы вызывать беспокойство.
Дорога от Нерчинского моста и до Приискового не даст вам уснуть — будете обруливать многочисленные ямы. Доехав до Шилки, делаю несколько снимков и смотрю на состояние моста и огромную реку. Мост и его асфальтовое покрытие в плачевном состоянии, видно, что ими давно никто не занимался. Тем не менее, проехать по нему можно на небольшой скорости из-за разбитого полотна.
Проезжая мимо Калинино, краем глаза замечаю разлившийся ручей, который бежит вдоль заборов и домов прямо посреди улицы. Переговорив с местными жителями, узнаю, что ручей разошёлся и уже несколько дней в таком состоянии.
Балейский район. Вдоль дороги с сопок стекает вода и подмывает дорогу. Грунт обсыпается на глазах. В других местах обочину уже «съело». С такими темпами через сутки-двое движение может стать односторонним. Предупреждающие знаки на момент съёмки нигде не выставили.
Подъезжаю к Подойницыно (ударение на второй слог, всё не могу привыкнуть). Дорога становится безобразной. После наводнения здесь явно работала спецтехника для восстановления проезда. Можно наблюдать клубки оборванных проводов, сваленные деревья и опоры, стоящие в воде.
Проехав Подойницыно, я вижу технику, которая восстанавливает дорогу. На момент съёмки я видел несколько промывов дороги. Прямого пути нет, есть объездной — грунтовка (грязёвка), проходящая около подножия сопки. На отвороте стоит грузовик, из которого жители перекидывают какие-то товары в грузовик поменьше. Большая техника не может пройти объездную дорогу.
В самом начале грязевого пути я встретил местного жителя Ивана. Он попросил меня подбросить его на ту сторону дороги. Я согласился довезти его, и не зря. Объездная дорога оказалась не готовой для машин без полного привода. Ехать приходилось по траве и полю, иногда заезжая в грязь от безальтернативности. Иван во время нашей поездки по густой и непроглядной траве помогал ехать на сложных участках, идя впереди авто. На выезде большинство низких машин шкрябали дном о камни. Земля была настолько сырая, что езда по траве не всегда помогала, и я застрял ведущими колёсами.
И стоял бы я в поле неизвестно сколько, если бы не эти простые мужики, которые пришли на помощь. Иван договорился с трактористом Лёхой, и меня дёрнули из грязи. Бесплатно. За что огромное спасибо этим людям.
Так я проехал самый сложный участок пути и оказался на подъезде к Балею, где сделал ещё пару снимков.
Самая пострадавшая улица была 1-я Ключевая. Куда я сразу и отправился.
По словам жильцов, в верхней части улицы находится дамба с трубой, из которой сливается излишек воды. В четверг дамбу прорвало, и поток воды хлынул вниз по улице, сметая всё на своём пути — заборы, дрова, теплицы и даже туалеты. Чего уж говорить про насаждения и огороды?
Какой-либо помощи жильцы данной улицы не получали ни от администрации, ни от МЧС, ни от других структур. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И такое мнение я слышал от многих людей, с кем разговаривал. По-видимому, прямую работу с населением не организовали. Чего уж говорить, если на соседней улице нет электричества четвёртый день.
Другие районы Балея, которые я видел, так сильно не пострадали. Не исключаю, что я чего-то не видел и не знаю. На многих улицах журчат небольшие ручьи, и на асфальте везде грунт и камни.
Мост через Унду стоит.
Проехать по объездной грязевой дороге в обратном направлении было легче, в некоторых местах появился щебень, да и грязь подсохла за день. Выезжая, я видел, что дорогу всё ещё делают. А где-то поставили предупреждающие знаки на дорогах.
Хочется пожелать жителям подтопленных районов сил, бодрого духа и здоровья. И спасибо Ивану и Лёхе из Буторино за помощь — без вас бы не было этих снимков.