Она пошла учиться на биолога, а в итоге стала учителем начальных классов. Валентина Попова выбрала стезю педагогики благодаря своей учительнице биологии, которая когда-то подарила ей уверенность, что у неё всё получится. Вот уже 19 лет она работает в школе, встречает детей, только окончивших детский сад, и провожает их спустя 4 года в средние классы. Встреча и расставание волнительны, а последнее, как водится, ещё и грустно.
- Когда вы захотели стать учителем? Помните этот момент?
- Точно сказать не могу, когда именно захотела стать учителем. Когда я заканчивала 9-й класс, я не была уверена, смогу ли я поступить, не была уверена в своих силах. Уверенность, что я всё смогу, что я по призванию учитель, вселила в меня Ольга Николаевна (учитель биологии, физики, химии в Итакинской школе №30 - ред.).
Как-то получилось так, что все девочки из моего класса поступали в педагогический, я в том числе. Нельзя сказать, что я повторила за ними, я поступила на год позже. Когда мы заканчивали 11-й класс, я была уже уверена, что поеду поступать в педагогический. Сразу после 11-го класса не ездила поступать, время было тяжёлое, не было финансовой возможности, я осталась в посёлке, устроилась на работу, откладывала деньги, копила на поступление.
Первая моя работа — художественный руководитель в клубе. Там я проработала почти два года. Эта работа требовала очень много эмоций. Проведение праздников в небольшом посёлке требует много сил, каждый, даже маленький праздник нужно сделать очень хорошо, потому что сельский клуб – это единственное место, центр культуры, куда люди могут прийти. Если это День матери или 9 Мая, люди уходили со слезами на глазах, если это Новый год, значит, праздник до утра. Да, это интересно, но в то же время очень энергозатратно. Я поняла, что хочу вечера проводить дома.
Появилась возможность перейти на другую работу. Это была пекарня. Там много лет работала моя мама, двоюродная сестра тоже. Это для меня была хорошо знакомая работа, я понимала, что справлюсь. Около года я была пекарем, но уже хотела работать в школе. Одновременно я заочно училась на учителя биологии, хоть и не работала по профессии.
- Почему именно биология?
- Со школы она мне легко давалась. Веру в себя вселила моя учительница. Я изначально для себя биологию не выделяла среди других предметов. Но именно учительница биологии заложила в меня уверенность в том, что я проявляю какие-то особые способности. Я легко справлялась с заданиями, ездила на олимпиады.
В то время интернета не было, информация была недостаточной, когда учительница предложила мне поехать на одну олимпиаду, она сама не знала, что семиклассники не участвуют. Когда мы приехали в районный центр, оказалось, что я была младше всех. Но раз я приехала, мне дали возможность поучаствовать наравне с другими классами, несмотря на то, что я на тот момент не знала биологию за 9-й класс. Хотя, надо честно сказать, я к этой олимпиаде не готовилась. Это была зима, декабрь, холодно, я плохо переносила поездки, это всё тоже сказывается на результатах. И несмотря на всё это, я заняла по району третье место.
- То есть осознание того, что вы хотите стать учителем, пришло постепенно?
- Когда мы учились в начальной школе, одна моя одноклассница говорила: «Я хочу стать учителем». Я ей говорила: «Но, ты что, нам ещё столько лет учиться в школе, а потом опять в школу ходить. Я не готова». В то время я не мечтала об этом. Вообще не помню, кем я тогда хотела стать. А когда уже заканчивала 9-й класс, то понимала, что лучше биологии я не знаю ничего. И решила связать себя с ней. Учитель биологии нашей школы решила, что когда я выучусь, то буду преемником после её ухода на пенсию. Так я и решила, что мне надо стать учителем биологии и что я это смогу.
Когда закончила 11-й, то уже даже мыслей других не возникало, я уже точно знала, что поеду поступать в педагогический университет, который находился в Чите. Училась я заочно, так как мне нужно было работать, обеспечивать саму себя, зарабатывать деньги на учёбу.
Когда я училась на третьем курсе, появилась возможность пойти работать в нашу поселковую школу. Первый год я работала библиотекарем.
- А как вы сами учились в школе? Какая была успеваемость?
- Учёба мне давалась легко, особых усилий я не прилагала, была хорошисткой. Биология, география – все предметы для меня были нетрудными. После окончания 9-го класса я училась в другом посёлке в 10-м и 11-м классе. Тогда я уже понимала, что мне для поступления в вуз нужен хороший аттестат, чтобы поступить на бюджет. На платном учиться возможности не было. Это была мотивация, чтобы хорошо сдать экзамены — нужно хорошо окончить школу, чтобы аттестат был как можно лучше.
- Какие интересные моменты помните из своей школьной жизни?
- Первые воспоминания о школе – это время, когда я собиралась идти в первый класс. Я была очень маленькой и худенькой и помню разговор взрослых, когда говорили: «Ой, сейчас такая тяжёлая программа, а она у вас такая маленькая». И я в школу шла со страхом, потому что я, как и все дети, понимала всё буквально. Я представляла себе, что буду носить в школу какую-то тяжёлую программу в рюкзаке и что мне будет очень тяжело. Страхи эти быстро развеялись, потому что я знала все буквы, а когда мне показали, как их складывать, я сразу начала читать.
В общем, училось легко, никогда ничего не зубрила, понимала материал. И по сей день так – если я не поняла, то заучить не получится.
- Какие уроки вы любили, а какие нет?
- Когда я училась в школе, не любила физкультуру некоторое время. Потому что у нас с первого класса её вёл мужчина. Сначала один физрук был, потом другой – Дмитрий Владимирович. Мальчишки его любили, брали с него пример. Он был очень строгий, муштровал нас, как в армии. Это была какая-то борьба на выносливость. Весь урок мы находились в напряжении. Вроде и интересно, но и сложно. Стеснялись пожаловаться ему, если, например, живот болит. Да и вообще, это был единственный учитель-мужчина в школе, в основном же в школах работают женщины. Я чувствовала эту скованность, стеснялась, что это дяденька, а не тётенька.
Ещё строгой была учительница по русскому языку, там тоже весь урок в напряжении работали от звонка до звонка. Но какие бы ни были строгие учителя, я обо всех вспоминаю с теплотой и благодарностью.
Когда я заканчивала 9-й класс, у меня было тревожное состояние. Что будет дальше, я покидаю родные стены, впереди какая-то неопределённость, новая жизнь, которую я совсем не знаю. Понимала, что скоро я отучусь. Идя утром в школу, глядя на неё издалека, я грустила, наворачивались слёзы на глаза. Весь 9-й класс я вся была в каком-то трепете, что я с ней прощаюсь, мне было жалко.
В то время я ещё не знала, что скоро туда вернусь уже учителем. Я рада была вернуться спустя 4 года, думала: «Вот, я зря страдала».
- Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?
- Каждый раз как в первый раз. И все школьные линейки ещё с тех времён, когда я сама училась в школе, всегда были очень волнительными. Даже когда я на линейке была в качестве гостя. Всё всегда настолько трогательно, даже несмотря на то, что прошло много лет.
При встрече с классом я волнуюсь, пока их не увижу. Как только я говорю первое слово, завязывается диалог, включается какая-то лампочка, и я уже другая. Даже по утрам иду на работу ещё немного вялая, не проснувшаяся, но как только переступаю порог класса, забывается всё. Я отключаюсь и не помню ни о чём — вот класс и я. И только когда закончился последний урок, прозвенел звонок, только потом я понимаю, что я устала, что что-то заболело. Я настолько погружаюсь в работу, что всё уходит на задний план. Есть дети, я и тема урока, мы работаем.
- Помните свой первый урок?
- Первый урок не помню, но в первый год моей работы в школе, когда была библиотекарем, я замещала учительницу начальных классов, когда она уезжала на сессию. Вела окружающий мир, технологию. Мой куратор (так наверно, правильно будет её называть) Ольга Николаевна, которая как раз и вселила в меня веру в то, что я должна быть учителем, взяла надо мной шефство. Она ходила ко мне на уроки, учила меня методике преподавания. Именно от неё я получила азы, а не из университета. Это, конечно, не минус университету. Там изучается теория. А практика – только на месте, только методом проб и ошибок.
И именно Ольга Николаевна научила меня, как правильно вести урок, как правильно стоять, как правильно говорить и задавать вопросы. Она очень многое мне дала. Потом я стала замещать её уроки, когда она уезжала на курсы или была на больничном. Я вела биологию в её классе. А в 2003 году мне дали классное руководство, часы биологии. Ольга Николаевна продолжала ходить ко мне на уроки, она как будто по-матерински мне передавала свой опыт. Я всё брала от неё. Она, конечно, это видела.
- Расскажите, как вы из учителя биологии стали учителем начальных классов?
- Я тогда работала в маленькой поселковой школе. В один год возник вопрос о том, чтобы сделать её малокомплектной - объединить первый класс с третьим, а второй с четвёртым. То есть детей стали учить два учителя, а не четыре. Возникли тревоги, что какую-то часть учителей сократят. Я была биологом, у меня была маленькая нагрузка, часто приходилось вести другие уроки, в том числе замещать учителя начальных классов по разным причинам – больничный, сессия, повышение квалификации.
В один момент в начальной школе остался один учитель, а так как я часто замещала там уроки, директор мне предложила перейти в начальную школу. Я согласилась, так как иначе было возможно вообще попасть под сокращение из-за того, что я была тогда самой молодой учительницей. Я прошла переподготовку, получила дополнительный диплом и стала учителем начальных классов.
- Вот вы работали в старшей школе, а потом в начальной – с теми, кто только пришёл из детского сада. Как вы поняли, что хотите работать именно с малышами?
- Вообще учителя, наверное, как солдаты. Надо значит надо. Идём и вливаемся в работу, особо не задумываясь, хочется или нет. Работая в малокомплектной школе, я долго совмещала. Я уже была учителем начальных классов и вела биологию в старших. Совмещать очень трудно. Про таких учителей говорят «многостаночники». Это участь сельских школ, так как кадров не хватает. Ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Всё приходится делать. Я даже не помню, какой предмет я не вела в поселковой школе.
- Что вам не нравится в вашей работе?
- Мне не нравится то, что, придя домой, я продолжаю работать, собственно, как и все учителя. Несмотря на то, что 19 лет я в школе, я все эти 19 лет сокрушаюсь об этом. Многие мои знакомые говорят, что дома вечером они забывают о работе, пока утром не придут на неё снова. У учителей не так, мы дома продолжаем работать – проверяем кипы тетрадей, готовимся к следующим урокам, пишем планы. А ещё самообразование. Практически всё свободное время на это уходит. Я работаю в школе, работаю дома, работаю всегда. Родитель, например, позвонит вечером – как я не отвечу? Отвечу, выслушаю, посоветую.
- А что нравится в работе?
- Обучая детей, я обучаюсь сама. Совершаю открытия вместе с детьми. Наверно, правильно говорят учителя-стажисты, которые отработали по 30–40 лет, что мы остаёмся молодыми благодаря детям. Мы радуемся их открытиям как своим, как будто заново мир открываем. Сейчас у меня первый класс – эти детки только пришли из детского сада, они непосредственные, радуются каждому своему новому самостоятельному шагу. И я радуюсь вместе с ними, а может, даже и больше них.
Детская энергия – это такой источник, который меня заряжает. И даже если день не задался, подбежит в конце дня ко мне ребёнок, обнимет, как маму, и это перечеркнёт все плохие эмоции. Когда у меня 30 учеников, и один родитель сказал мне: «Спасибо большое!», это затмевает все неудачи. Одно-два «спасибо» от детей и родителей — для меня это значит много. Значит, я правильно всё делаю.
- Чем на самом деле учителя занимаются в учительской? О чём они говорят? Что там происходит? Потому что обычно ученикам кажется, что там какая-то тайная комната.
- Я несколько лет не была в учительской (смеётся). Раньше, когда были бумажные журналы, учительская была кабинетом, где они хранились. Один учитель приходил и ставил журнал, а второй приходил и брал. Перемена же короткая, поприветствовали, обменялись фразами, впечатлениями о классе.
- Чай пили?
- Нет, никогда в учительской чай не пили. Перемена 10 минут, какой там чай. Журнал схватил и убежал.
В нашей учительской сейчас очень уютно, там есть диваны, стол большой. Наверно, это когда у кого-то из учителей старших классов нет урока, они там проверяют тетради. Я туда захожу только в крайнем случае, чтобы посмотреть какую-то информацию на стенде.
- Это у вас какой-то свой офлайн-портал, где вы смотрите расписание, объявления, планы?
- Да, расписание, приказы, план работы на каникулы и прочее. Так как я работаю в начальной школе, у меня маленькие дети, за которыми всегда нужно присматривать, то мне абсолютно некогда ходить в учительскую. Я всегда нахожусь с детьми.
- Какой самый глупый или странный вопрос вам задавали ученики?
- Есть вопросы, которые я не люблю, — «Когда будет звонок?», «Когда закончится урок?» Недавно вот один мой первоклассник прямо во время урока поднял руку и спросил: «Валентина Владимировна, а у вас были до нас ученики?» (смеётся)
- Вы поддерживаете отношения со своими школьными или университетскими друзьями?
- Да, поддерживаю. Есть подруга Наташа, мы дружим со школы, с первого класса. Вместе проучились все школьные годы, потом, когда она уехала учиться, а я на год осталась в посёлке, мы друг другу писали длинные письма на несколько листов. И сейчас мы живём в одном городе, поддерживаем отношения и знаем, что в трудной ситуации можем друг другу позвонить.
С одногруппниками мы встречаемся раз в год. Из-за пандемии прошлый год у нас выпал. А весной этого года мы виделись. Не все, конечно, кто-то уехал далеко. Но такая вот традиция есть.
- Какой важный совет вы можете дать родителям детей начальной школы?
- Я это на каждом родительском собрании говорю – нужно развивать самостоятельность. Это очень трудное дело, но родителям нужно научить себя и ребёнка быть самостоятельным. Мы настолько сейчас опекаем детей, что когда ребёнок забыл учебник, он говорит: «Вот какая мама, забыла положить мне книгу». Или заходит ребёнок в школу, а мама следом несёт портфель. Наш директор всегда говорит: «Что такое?! Возьми рюкзак и неси его сам. Ты должен маме помогать, а не она тебе». Это мелочи, но это важно. И в жизни, и с уроками.
У родителей очень плотный график работы, мы возвращаемся поздно, а многие дети сидят и ждут, когда мама с папой придут с работы и помогут им сделать уроки. И уставшие нервные родители чуть ли не ночью начинают делать уроки, а это нервное состояние, которое выливается на детей. У детей пропадает интерес к учёбе. Это замкнутый круг.
- Легко ли быть учителем? Какие трудности этой профессии тяжелее всего перенести?
- Любая работа трудная. Иногда устану настолько, что думаю, а кем бы я могла работать, если не учителем? У докторов-то какая сложная работа — и днём, и ночью, я-то хотя бы дома ночую. А в полиции? Они вообще дома не бывают, детей своих не видят. А я? Да, я в работе, но я вечером дома, пусть у меня и гора тетрадей, зато дети — вот, рядом. Когда я такие профессии сравниваю, думаю, что учитель не самая сложная и трудная профессия. Это эмоционально сложная профессия. Невозможно работать без контакта с ребятами, с родителями, с коллегами. Бывают трудности, споры, конфликты. Без этого не обойтись.
Я задумывалась много раз. С одной стороны, работа сложная, а с другой – всё-таки это моё. Я нашла своё призвание.
- У вас был момент, когда вам хотелось бросить?
- Были моменты, когда ещё работала в поселковой школе, когда кое-кто считал, что я занимаю не своё место в начальной школе, и высказывали пожелания, что я должна его освободить и вернуться к биологии. Я тогда думала, что конкурировать ни с кем не буду, оставлю это место тому, кому оно нужнее. Если так произойдёт, то я пойду работать в другую школу. Но никогда не было мысли, что я стану продавцом или ещё кем-то. Я думала только о том, что уйду в другую школу. Я не думала о том, что я брошу профессию учителя.
- Если бы вам снова пришлось выбирать профессию с нуля, то вы бы согласились стать учителем?
- Да. Теперь уже спустя столько лет я могу так сказать. Может быть, я могла бы стать учителем другого предмета, но всё равно учителем.