Читинские депутаты на заседании комитета ЖКХ, транспорта и связи гордумы 18 ноября резко высказались о проблемах компании «Олерон+» — регионального оператора по вывозу мусора в Забайкалье. Они усомнились и в работе самой компании, и в контролирующем их органе: на каком основании «Олерону» выделяют субсидии, но никак не наказывают за срывы графиков на протяжении двух лет? ИА «Чита.Ру» расшифровало диалог обеих сторон.
Новая система комплексного обращения с ТКО начала действовать в регионе с 1 января 2021 года. Ключевым звеном новой системы стал региональный оператор ООО «Олерон+», который несёт полную ответственность за обращение с ТКО с момента его погрузки в мусоровоз до утилизации. За почти 2 года «Олерон+» задолжал подрядчикам около полумиллиарда рублей, графики вывоза мусора не соблюдаются, водители машин бастовали из-за невыплаты зарплат.
Заместитель гендиректора «Олерон+» Андрей Хусточка: Хотелось бы сказать сразу, что сейчас проводится работа по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и физических. Разъяснительная работа для населения ведётся не должным образом: люди не знают, что входит и не входит в ТКО, куда выносить мусор. Вся работа идёт очень тяжело.
Замминистра природных ресурсов Забайкальского края Андрей Павлов: Мы пытаемся помочь, минприроды в 2020 году в рамках борьбы с ковидом выделило регоператору 90 миллионов рублей субсидии. В 2021 году мы предусмотрели субсидию в 49,9 миллиона рублей из-за превышения стоимости плановой закупки на приобретение контейнеров. Ещё из федерального бюджета выделили более 41 миллиона на покупку 2760 контейнеров для раздельного сбора мусора в Чите — для картона и для пластика. Работа не останавливается, все вопросы обрабатываются и берутся во внимание.
Депутат Максим Аршинов: Мы много говорим о помощи «Олерону», мы только раздаём «пряники», а результатов второй год не видим. У нас постановлением правительства предусмотрено 3–4 нарушения и всё, договор с ними расторгается. Сколько можно? Мы 2 года даём субсидии «Олерону», а какой результат? Давайте уже меры принимать! Полномочия есть у всех: природоохранной прокуратуры, администрации Читы, у минприроды этих полномочий вообще целая куча. Все 2 года молчим, поддерживаем и ждём, когда он войдёт в русло и начнёт нормально работать.
И второй момент. Если мы смотрим законодательство в области обращения с отходами, то же постановление правительства, то видим, что регоператор должен мыть баки и контейнерные площадки, обеззараживать их. Если честно, я ни разу не видел, чтобы такая работа велась, а в тарифе-то она наверняка есть. Я думаю, что всем нужно принять это к сведению. В противном случае мы придём к тому, что мы закидаем минприроды и все остальные органы десятками жалобы, на которые вы уже не сможете не обратить внимание и принять решение. Самое негативное — это расторжение договора с «Олероном».
Депутат Никита Жданов: Давайте признаемся, мусорная реформа в Забайкальском крае провалилась. Смотрю и читаю разъяснения Росприроднадзора, что входит в ТКО. В перечне чётко прописано: уличный мусор, листья, ветки, пыль, бумажные и картонные изделия — это к вопросу о том, что регоператор не вывозит ветки.
Моё видение проблемы регоператора — это жадность. В других регионах, например, в Красноярском крае — три оператора с разными зонами ответственности. Я вам откровенно скажу, до прихода «Олерона» у нас было в 10 раз чище, когда работали 5–6 операторов. В итоге вы (обращается к представителю «Олерона») отказались с ними заключать договора подрядов, машин у вас не оказалось, а у нас в городе до сих пор продолжается эра добровольных субботников. Мы их проводим чуть не каждую неделю. А что толку-то? И даже с этих субботников вы мусор вывезти не можете, просто смешно.
А мы вам 90 миллионов, 60 миллионов и ещё 40. А потом 120 миллионов на уборку свалок. А общественники, которые сами это всё убирают, думают: «Ничего себе, им дали 120 миллионов, а мы сами собирали». Смех. Минприроды в данном случае — это контролирующий, регулирующий, надзирающий, карающий орган. Позиция минприроды вообще непонятна, это только какая-то фанатичная защита регоператора.
Депутат Александр Корчагин: Все пытаются про регоператора сказать, какие они бедные, им не платят. Но мы забываем, что до прихода «Олерона», кто-то возил мусор по 260 рублей за кубометр, кто-то — по 280, кто-то — по 300. С приходом «Олерона» цена стала 547, и почему-то её не хватает, а сегодня нам РСТ говорит, что мы поднимаем тариф. Непонятно, за счёт чего. Сколько кубометров вывезет один автомобиль за день? Стоит площадка с пятью контейнерами, по нормативу там 5 кубов, по факту — меньше одного, за счёт уплотнения.
Когда мы говорим, что у «Олерона» сформировался долг, хотелось бы понять, сколько денег они начисляют подрядчику за работу? Я не удивлюсь, что один мусоровоз имеет выручку не меньше 2–3 миллионов в месяц. Хотелось бы увидеть акт выполненных работ одной машиной за месяц и понять, откуда появились эти долги: это реально выполненная работа или это фиктивная сделка, чтобы заработать денег?
Генеральный директор с 11 сентября 2020 года — Кирилл Лунёв. В начале 2020 года забайкальская строительная фирма «ЗабДорСтрой» выкупила 48% капитала в компании «Олерон+», основным соучредителем которой до этого была московское предприятие «Мехуборка». Сейчас «ЗабДорСтрой» владеет 51% капитала компании. Ещё 32% числятся за предпринимателем Геннадием Якушевским, который также является директором и соучредителем «ЗабДорСтроя». Эта компания постоянно выигрывает крупные контракты на ремонты федеральной трассы Чита — Хабаровск в Забайкальском крае.
Оставшиеся 17% компании «Олерон+» принадлежат фирме «Служба сервиса», которая полностью принадлежит Геннадию Якушевскому. Выручка «Олерон+» на конец 2020 года составляет 943 миллиона рублей, убыток — 67,2 миллиона рублей.