Проверка QR-кодов, в том числе в крупных торговых центрах Читы, — это одна из самых обсуждаемых тем последних недель. Изначальный принцип хоть и спорен, о чём ниже, но прост — хочешь побродить по ТЦ, покажи QR, свежий ПЦР (Полимеразная цепная реакция), справку о перенесённом заболевании, но на входе. На деле же бизнес отнёсся к этой идее прохладно, и такие проверки сразу стали лишь формальностью, а чаще всего и вовсе игнорировались.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 21 ноября 2021 года.
Тогда чины в министерстве экономического развития Забайкальского края, увидев, что ничего не получается, резко поменяли изначальную схему, решив, что теперь в торговый центр заходить можно каждому, а QR-код у вас обязан проверить сотрудник, скажем, бутика одежды или салона красоты, когда будете оплачивать товар или услугу. Не удалось толком одних заставить проверять QR, перевалим это на других. Опять не получится, выберем третьих. Кто там на очереди, может, уборщицы?
Сама же нынешняя логика проверок в ТЦ моментально разбивается о скалы здравого смысла. Если в здание может зайти любой желающий и просто походить по отделам, затем, например, померить одежду, определившись с моделью и размером, но не покупать её, а просто заказать в интернет-магазине, то какой тогда смысл в подобных антиковидных ограничениях? Человек и без QR-кода может всё это делать, потенциально подвергая опасности тех, кто реально соблюдает правила.
Ну и самое главное — почему измученный и истощённый бизнес должен опять отдуваться за несостоятельные идеи власть имущих? Почему продавцы и администраторы на кассах должны на себе ловить негатив от тех, кто хочет купить товар, но не имеет кода и поэтому лезет в бутылку? При этом, напомню, штрафы за несоблюдение ограничений возложены на предпринимателей, а не на тех, кто правдами и неправдами хочет обойти любые преграды, которые, на самом деле, просто жизненно необходимы для здоровья общества.
Критикуешь — предлагай. На мой взгляд, ни бизнес, ни его сотрудники, чьи ноги пандемийный каток оттоптал сильнее всего, не заслужили, чтобы тратить свои силы и ресурсы на то, чем, по сути, должны заниматься власти, которые ограничения и вводят. Хоть на входе, хоть на кассе, хоть при посещении кафе или при визите в спортзал — с чего бы вдруг работники сферы торговли и услуг должны к своим должностным обязанностям присовокуплять ещё и контрольные функции? Им что, за это доплачивают? Или им гарантируют, что при проверках они не заразятся или не получат по лицу?
Вакцинация от коронавируса в нашей стране просто жизненно необходима — это факт, и коль уж вводятся ограничения, чтобы темпы вакцинации подтолкнуть вперёд, то и меры контроля должны быть жёсткими и, главное, последовательными. Введите штрафы не для бизнеса, а для самих людей. И проверяйте — те, кому это по роду деятельности положено — уже по факту, а не тотально. То есть прежде предупредите, что за посещение ТЦ или кафе без QR-кода человека ждёт очень серьёзный штраф, а потом ходите и проверяйте выборочно сами.
Только так люди почувствуют ответственность и ощутят риск поплатиться рублём за свои действия. По принципу компостера в старом автобусе — билет покупаешь и дырявишь сам, а контролёру только остаётся при случае проверить и выявить «зайцев».
Показательно в этой истории с перекладыванием ответственности ещё и то, что Роспотребнадзор, по словам главы регионального управления, не согласовывал решение минэконома. То, что об этом было сказано публично, подчёркивает уровень дезорганизованности в кругах лиц, принимающих решения, и спонтанность тех или иных малопонятных приказов сверху.