Виль Владимирович Липатов — знаковый для 1970-х годов автор, талант, родившийся в Чите. Микрорайон Северный хранит в себе память о когда-то знаменитом прозаике, здесь проходит одноимённая улица.
Виль Владимирович Липатов родился 10 апреля 1927 года в Чите. Его отец Владимир Липатов тоже был писателем и журналистом.
В 1939 году с матерью он переехал в Томскую область, где в 1952-м окончил исторический факультет Томского педагогического института. Будучи студентом, он начал писать в местных газетах. С 1951 по 1956 год проработал журналистом и заведующим промышленным отделом районной газеты «Красное знамя». Писал в основном прозу и очерки о случаях на небольших производствах (в леспромхозах, рыбачьих бригадах, у лесосплавщиков) в деревнях и рабочих посёлках.
«…деревенщик и производственник», — говорил о нём писатель Александр Бурьяк. Тогда он ещё не знал, что Липатов находится в начале большого пути к всероссийской известности. Не знал он, что поставленные по прозе Липатова экранизации будут собирать тысячи зрителей.
Виль Владимирович после учёбы вернулся работать в Читу и стал корреспондентом газеты «На боевом посту». Около 10 лет он прожил в Забайкалье, за это время написав семь повестей («Своя ноша не тянет» (1959), «Глухая мята» (1960), «Стрежень» (1961), «Зуб мудрости» (1961), «Юноша и машина» (1962), «Смерть Егора Сузуна» (1963), «Чужой» (1964)). В этой прозе Липатова чувствуется больше романтики — о трудовых подвигах, героизме, верности.
В 1967 году он переехал в Москву и работал специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». Со временем романтик в нём начинает угасать, лирика становится тусклее к концу 1960-х. Начиная с цикла (1967–1968) рассказов «Деревенский детектив» автор исследует тему воровства, корысти, подлости.
Одной из самых тяжёлых повестей Виля Липатова стала «Серая мышь» — произведение о похождениях четырёх сельских мужиков, которые пьют и не могут остановиться, занимают деньги у селян, ругаются, оправдываются. Никаких романтических настроений здесь уже нет. К сожалению, Виль Липатов и сам не избежал этого недуга. Лежал в больницах, но это не помогло. Он умер 1 мая 1979 года в Москве после отрыва тромба, ему было всего 52 года.
Через 10 лет после смерти Виля Липатова было опубликовано его последнее произведение — роман «Лев на лужайке». Эта история о журналисте, который строит карьеру сначала в Сибири, а потом в Москве. Это рассказ не о человеке, а о печатном производстве в целом — о конвейере, работающем в привычном порядке вещей. Название «Лев на лужайке» говорит само за себя. Талантливый писатель оказался в плену удобной и комфортной жизни - беззубый и аккуратный путь. При этом сам Липатов никогда яро не протестовал против установленных порядков, но в его прозе со временем неизменно проглядывало разочарование, грусть, несогласие.
Экранизировали 12 повестей («Деревенский детектив», «Мистер-Твистер», «Инженер Прончатов», «Развод по-нарымски», «Анискин и Фантомас», «Иван и Коломбина», «Три солнца», «И это всё о нём», «И снова Анискин», «Ещё до войны», «Игорь Саввович», «Серая мышь») и романов Виля Липатова, сам он лично написал сценарий фильма «И это всё о нём». Я сомневаюсь, что молодёжь знает Виля Липатова, его книги почти не переиздаются. Но наши бабушки и деды его хорошо помнят. При возможности спросите их.