Правительство России и служба поддержки портала «Госуслуг» объяснили, как защитить свой аккаунт от мошенников и что делать в случае, если вам позвонили злоумышленники, сообщили ИА «Чита.Ру» 15 января в пресс-службе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (Минцифры).
15 января стало известно о новой схеме обмана россиян с помощью QR-кода, по которой мошенники могут заполучить доступ к аккаунтам на портале «Госуслуги»: злоумышленники звонят по телефону от имени сотрудников портала и предлагают привязать QR-код к странице пользователя «Госуслуг». Для этого, по их словам, необходимо назвать код, присланный в смс-сообщении.
«В этой схеме QR-код — лишь предлог для звонка, так как сейчас это самая актуальная тема. QR-код появляется в подтверждённой учётной записи автоматически, когда Минздрав России передаёт сведения о вакцинации или перенесённом заболевании. Сотрудники портала Госуслуг никогда не звонят без заявки гражданина и не запрашивают его данные. Будьте внимательны, не передавайте третьим лицам номер телефона, СНИЛС, данные паспорта или любую другую информацию», — напомнили в Минцифры.
В правительстве заявили, что служба поддержки «Госуслуг» уже разработала усиленную защиту аккаунтов пользователей:
— Перед отправкой пользователю SMS для смены пароля портал запрашивает код («капчу»), а после этого дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Эту информацию запрашивает система, а не сотрудник.
— В сообщении есть напоминание, что код никому нельзя сообщать.
— Можно также указать секретное слово. Оно запрашивается перед вводом кода из SMS.
В министерстве уточнили, что сейчас нет всплеска обращений из-за кражи учётных записей, но если вам позвонили мошенники, лучше действовать следующим образом: положите трубку и не сообщайте никаких данных, не отправляйте SMS с кодами, не меняйте пароль с помощью звонившего. Номер подозрительного абонента можно сообщить в МВД и на горячую линию поддержки «Госуслуг».