Клубы пара от только-только вылезших из воды купальщиков, лёд под ногами, отмороженные лица и благословенный горячий чай из полевой кухни. Мы приехали к самому началу Крещенских купаний в Чите, поговорили с храбрецами и теми, кто приглядывал за порядком. И сняли для вас фоторепортаж.
— Всё нормально, все живы. Я первый раз. Ощущаю себя необычно, хорошо, прохладно, тепло. Самое страшное было — я стеснялся. Я очень стеснительный, — рассказывает только-только окунувшийся парнишка. Видно, что сразу после погружения в воду люди слегка дезориентированы, особенно те, кто делает это впервые.
Сразу после 18.00 на Кеноне купальщиков немного, спросом пользуется купель напротив мужской палатки. Организовано всё серьёзно — кажется, вокруг больше сотрудников МЧС и других ведомств, чем самих желающих окунуться.
— Уже 16 лет купаюсь. В первый раз не было страшно, потому что я пошла со своей сослуживицей, которая в клубе моржей была. Она меня сопроводила от самой школы и сюда привела. Всего благоустроенного не было. Здесь мы начали купаться, и было прекрасно. Я купаюсь на озёрах, на речках, где есть возможность, в любое время года, — вспоминает уже отогревшаяся после купания румяная дама, представившаяся заведующей отделом социальной помощи на дому.
Темнеет, и всё более зрелищным становится исход из купели — от мокрых людей поднимаются клубы пара, деревянные мостки вокруг проруби покрываются льдом. Кто-то выскакивает из воды, сразу же кутается в халаты или полотенца и бежит в палатку. Есть и те, кто неторопливо вытирается и даже не спешит в тепло.
— Я? Сегодня? Второй раз. А так каждый год. Сколько мне лет, столько и купаюсь. Только на Крещение, в течение года больше не моржую. Отличные ощущения! У меня жена не купается, дочь не купается, зять не купается. Я сам, — радуется бодрый Александр.
Среди тех, кто обеспечивает порядок во время купаний, три славные, но чуток замёрзшие девушки из «Молодёжки ОНФ» (Молодёжное общественное движение, созданное на базе Общероссийского народного фронта, целью которого является осуществление общественно полезной деятельности и оперативная помощь населению.) по Забайкальскому краю.
Они рассказывают, что на купаниях впервые, наблюдать приехали по собственному желанию. Их смена будет длиться два-три часа, но сами пробовать купаться не решаются — холодновато.
За тем, чтобы всё было в порядке, также следят силы полиции и МЧС.
— Мы здесь до утра дежурим. Происшествия обычно связаны с пьяными — кто-нибудь упадёт, ударится. Такого, чтобы от самого купания кому-то плохо стало — не было. Кому может плохо стать, наверное, и не полезет? — рассуждает один из сотрудников МЧС, которого я застаю рядом с полевой кухней.
Разливают горячий сладкий чай, который на таком морозе похож на что-то божественное. А вот обещанной каши нет — жаль, ведь я так надеялась её попробовать.
— Какая каша, она же замёрзнет! — удивляется сити-менеджер Читы Александр Сапожников в ответ на мой вопрос, а потом сетует на холод и беспокоится, чтобы не замёрзли мы сами.
Позже выяснилось, что кашей угощали на другой точке купаний, возле Сухотино на Ингоде, но она быстро закончилась.
Встречаю девчат и ребят из Всероссийского студенческого спасательного корпуса — они часто присутствуют на мероприятиях, дежурят зимой на горках. А сегодня вот приехали на Кенон.
— Здесь уже второй раз. Я пробовала окунаться в прошлом году и в этот раз тоже хочу. Не холодно, вода тёплая. Такой адреналин! — рассказывает студентка ЗабГУ и, скорее всего, будущий спасатель Юлия.
Её товарищ по студенческому корпусу спасателей серьёзно объясняет, что это мы сами себе внушаем, что нам холодно.
Самовнушение или нет — но на Кеноне в Крещенский сочельник действительно морозно, хотя температура всего минус 20. Тем круче наблюдать за всеми отчаянными людьми, которых у прорубей становится больше.
— Этих ребят обязательно надо снять! Они все мастера и кандидаты в мастера спорта, наш клуб моржевания «Росродник», — зовёт нас председатель клуба Анатолий Хробуст.
— Первый пошёл! Второй! А вот наша Снегурочка! — члены клуба один за одним погружаются в прорубь, а после облачаются в одинаковые апельсиновые халаты и делают памятное селфи.
Уезжаем с Кенона окоченевшие и весёлые. Окунуться в Чите и Забайкалье можно до полуночи или позднего вечера 19 января — всё это время возле купелей будут дежурить службы.