Роддом на Шилова в Чите настолько на слуху, будто возник и рос вместе с самим городом. Это и остановка, и ориентир в стиле «живу на роддоме», и место, где рожали и рождались тысячи людей. В последнее время новости из этого учреждения всё чаще строятся вокруг слова «увольнение». Каких кадров лишился городской родильный дом за год с небольшим и почему?
Городскому родильному дому в 2022 году исполнится 93 года. История его идёт с 1930-х годов, когда новые люди в Чите появлялись в здании на перекрёстке улиц Амурской и Нерчинской. Сейчас, кстати, новых людей это здание тоже в каком-то роде создаёт: здесь расположен Краевой наркологический диспансер.
Здание на улице Шилова, 47, стало пристанищем родильного дома №1 в 1998 году. Позже, в 2012-м, роддом №2 (на Амурской) и роддом №1 слились, и в результате получился городской родильный дом. У него, кроме Шилова, есть ещё гинекологическое отделение на Курнатовского, 79.
На официальном сайте читинского роддома есть примечательная фраза: «Самым ценным ресурсом ГУЗ «Городской родильный дом» являются кадры. В больнице трудится 478 работников, из них 92 врача (в том числе 39 врачей имеют высшую квалификационную категорию) и 176 человек среднего медицинского персонала (в том числе 64 человека с высшей квалификацией)».
За канцелярским словом «кадры», конечно, стоят люди. Врачи, акушеры и медсёстры, благодаря умам и рукам которых за круглосуточно светящимися окнами появляются новые люди — даже когда это очень сложно и опасно. Со всего Забайкалья в городской роддом Читы везут рожениц, если в районах не могут помочь при сложных родах. Именно здесь есть место, где работают, кажется, волшебники — отделение реанимации и интенсивной терапии новорождённых (ОРИТ). Здесь выхаживают ребятишек, которые слишком поторопились и появились на свет весом с хлебную буханку.
Людям в городском роддоме работать непросто. Ещё в 2014 году нам рассказывали, какие на Шилова крохотные кабинеты в женской консультации, как много идёт туда женщин — так много, что нагрузку выдержать почти невозможно.
«У нас должна быть хорошая консультация, хорошие кабинеты. У нас должны быть все условия: и лекционные кабинеты, и зал для работы с беременными, кабинеты для психотерапевта и для соцработника. Вся служба, которую мы несём, должна быть в хороших условиях. А не так, когда два-три человека сидят в одном кабинете. Нам 10 лет обещали другие здания, причём, на каждом уровне — и мэр, и губернатор, и минздрав. Последний год на наши обращения ответ один — нет денег», — говорила в 2014-м заведующая женской консультацией Елена Воробец.
В декабре 2020 года тогдашнего главврача роддома Илью Плоткина задержали за взятку и махинации с госзакупками медицинского оборудования. Ему пришлось уйти с должности главного врача, однако работать в учреждении он продолжил. Новым главным врачом в мае 2021 года назначили Елену Фалько — акушера-гинеколога, которая с 2004 года была заведующей акушерским отделением в Краевой клинической больнице.
По данным сайта prodoctorov.ru, Елена Фалько обладает высшей категорией, её стаж в профессии — 26 лет. Отзывы пациентов в комментариях под публикациями «Чита.Ру» и на медицинских сайтах положительные.
Три врача ОРИТ новорождённых городского роддома написали заявления на увольнение в феврале 2021-го. Обязанности главного врача исполняла Наталья Косинова. В СМИ тогда всплыла информация о том, что Наталья Косинова оскорбляла сотрудников; также речь шла о задержках зарплат. Ответом на это стало коллективное письмо персонала в защиту и. о. главного врача. Завотделением неонатологии Татьяна Короленко тогда объяснила ситуацию с увольнениями напряжённой обстановкой после ухода главврача Ильи Плоткина.
Второй приступ увольнений случился в сентябре 2021 года. Заявления подали трое заведующих отделениями: завотделением оперативной диагностики Елена Кошмелёва, завотделением УЗ-диагностики Оксана Овсейчук и завотделением патологии беременности Елена Митрошина. Позднее Елена Митрошина, по словам главного врача Елены Фалько, вернулась на работу — её отсутствие было не увольнением, а отпуском.
Оксана Овсейчук заведовала отделением ультразвуковой (УЗ) диагностики городского родильного дома. Общий врачебный стаж — 24 года, высшая квалификационная категория. После увольнения из роддома совмещает работу в женской консультации Клинического медицинского центра Читы на Лазо, 36, и приём в частной клинике «Медлюкс» в качестве врача УЗ-диагностики.
О причине увольнения из роддома Оксана рассказала так: «Я была заведующей отделением. И эту должность новый главный врач решила ликвидировать. Из-за этого я приняла решение, что нужно уволиться, потому что я потеряю в зарплате».
Оксана Овсейчук объяснила, что отделение УЗ-диагностики как таковое в городском роддоме перестало существовать, а работавших в нём врачей распределили по другим отделениям.
Елена Кошмелёва работала в городском родильном доме заведующей отделением оперативной гинекологии. Врачебный стаж — 14 лет, высшая категория, степень кандидата наук. Сейчас работает в частной клинике «Медлюкс», а также периодически дежурит в городском родильном доме.
«Это было моё личное решение, с главврачом я не ссорилась. Я хотела дальше развиваться, потому что на Курнатовского — предел. Там он не оснащён ничем, отделение гинекологии, в плане инструментария. Ковид, обсерватор, начали ограничивать немного в деятельности. Взяла да ушла», — объяснила Елена Кошмелёва свой уход.
Здание гинекологического отделения городского роддома на Курнатовского, 79, не проектировалось как медучреждение. Это переоборудованное малосемейное общежитие, где нет лифтов, и рожениц приходится транспортировать на руках.
Она добавила, что, по её мнению, любой главный врач должен радеть за кадры и как-то их удерживать.
«Бегут оттуда. И кто туда придёт — никто. Конфеты никакой не дадут, ничем не заманишь. Зарплаты ниже, чем во всех других учреждениях. Поэтому врач на дороге не валяется, его надо ценить», — добавила Елена Кошмелёва.
Елена Митрошина была завотделением патологии беременности во время второй волны увольнений из городского роддома. Её стаж — 21 год, первая квалификационная категория. Сейчас по-прежнему работает в городском родильном доме.
В конце 2021-го и начале 2022-го городской роддом — внутри третьего этапа массовых увольнений. В декабре 2021 года ушла заместитель главного врача по работе с медицинскими сёстрами и акушерками Ада Кочетова. Заявление на увольнение написала 24 января 2022 года заведующая ОРИТ новорождённых Татьяна Короленко. С 24 января 2022 года не работает в отделении старшая медсестра Яна Сергеева. Ещё одна медсестра, по слухам, тоже собралась увольняться и сейчас отрабатывает две недели после заявления.
Татьяна Короленко — неонатолог, врач высшей категории, общий стаж — 37 лет. В городском родильном доме проработала 29 лет, с момента основания в феврале 1993 года заведовала ОРИТ новорождённых.
Короленко объяснила, что увольняется по собственному желанию и пока не выбрала новое место работы. Несмотря на уверенность главного врача Елены Фалько, а также и. о. министра здравоохранения Оксаны Немакиной, что уход завотделением не отразится на работе отделения, их оптимизм разделяют не все.
«Думаю, что да (скажется на пациентах — прим. авт.) Если про Татьяны Гавриловны уход — это однозначно. Это человек, который научил всех полностью, обучил реанимации новорождённых. У нас обучены все бригады акушерские, неонатальные сёстры. [...] Именно в реанимации работали, в бригаде, в команде», — рассказывает бывшая старшая медсестра Яна Сергеева.
По её словам, команда отделения неонатологии была очень дружной и поддерживала добрые отношения с командой родзала.
Яна Сергеева отдала городскому роддому немалый кусок жизни — 10 лет она была старшей медсестрой ОРИТ новорождённых. Судя по характеристике, которую она получила от экс-завотделением Татьяны Короленко, старшая медсестра — настоящий передовик медицины. Высшая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело в педиатрии», общий стаж работы по специальности — 23 года.
В течение полутора лет в период пандемии COVID-19 совмещала работу в моногоспитале, где оказывала медицинскую помощь взрослому населению в отделении реанимации, принимала новорождённых детей. В 2021 году Забайкальская краевая организация профсоюза работников здравоохранения России наградила Яну Сергееву медалью «За заслуги в борьбе с пандемией COVID-19».
В 2015 году стала победителем конкурса Союза педиатров России «Лучшая старшая медицинская сестра реанимационного отделения». В 2016 году победила в профессиональном конкурсе на звание «Лучший организатор среднего медицинского персонала Забайкальского края 2016 года».
Экс-заместитель главного врача по работе с медсёстрами и акушерками Ада Кочетова ушла из городского роддома в декабре 2021 года. Несмотря на череду увольнений, она надеется, что роддом сохранит свой статус и имидж, потому что в нём по-прежнему работают опытные специалисты разных профилей.
Общий стаж работы Ады Кочетовой в городском родильном доме — 36 лет. После окончания медучилища она прошла путь от акушерки отделения патологии беременности до акушерки родильного зала, затем старшей акушерки, главной акушерки и до заместителя главного врача по сестринскому делу. В 2007 году получила высшее образование по специальности «управление сестринской деятельностью». Сейчас работает врачом-методистом в Клиническом медицинском центре.
«Я считаю, в родильном доме совершенно не нужна такая команда, как работала раньше. Она руководством совершенно не ценится, она не нужна руководству. Я это почувствовала с самого начала, поэтому поняла, что мне там нет места работать. [...] У нас команда состоит из многих отделений, большой сестринский совет. Пришедшее руководство — чувствовалось, что специалисты, которые работают на этих должностях, они не совсем данным руководством оцениваются как нужные, как специалисты, как команда», — поделилась Ада Кочетова своими причинами увольнения.
Также она сожалеет, что уходят специалисты, которые организовывали работу роддома и учили молодых врачей и младший медперсонал.
В общем, неспокойно сейчас в роддоме. Некоторые мои знакомые, кому скоро рожать, даже переживают, всё ли будет гладко из-за таких перемен. А я вспоминаю себя — 17-летнюю. Я стояла во дворе Шиловского роддома и махала в окно маме куда-то на четвёртый, кажется, этаж. Там в прозрачной коробочке дозревал мой брат — он тоже оказался торопыгой. Думаю, он прошёл через руки не одной из тех, с кем я говорила, готовя этот материал. Пускай случится чудо, и на их место придут другие — и спасут ещё кучу чьих-то детей, братьев и сестёр.