Все мы учились в школе и знаем, что травля там существует. Где-то это проявляется меньше, а где-то выливается в скандалы и даже трагедии. Иногда издеваются одноклассники, а иногда учителя. О том, чем сейчас отличается буллинг от травли из 90-х и как родителям помочь ребёнку в такой ситуации, читайте в нашем тексте.
Травля (буллинг — от английского bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц.
Посчитаем пострадавших
Мы запустили опрос на портале для того, чтобы узнать, сталкивались ли уже взрослые люди с травлей в школах и когда. Ответили нам 195 человек.
Самый ранний год в ответах – 1972. Как именно в этом случае происходили издевательства, респондент не указал. Восемь ответов касались 1980-х годов. Ещё 18 бывших школьников пострадали от одноклассников в 90-х. Про 2000-е годы рассказали 23 человека.
При этом ответы о том, знали ли об издевательствах родители, разделились примерно наполовину. Несколько человек написали, что родители делали вид, что не знают, либо ничем не помогали, а говорили давать сдачи обидчикам.
Некоторые респонденты рассказали, что дали отпор обидчикам самостоятельно. Ещё нескольких перевели в другую школу или лицей. Но больше всего ответивших признались, что травлю никто не остановил и она прекратилась только с окончанием школы.
Из самых печальных ответов были такие:
- «Всё продолжалось 3 года, потом у меня был нервный срыв, последствия от которого остались на всю жизнь. В итоге я не учился год. Следующий класс оказался без криминальных элементов. Проблем не было, скорее, наоборот, появилось много друзей».
- «Продолжалось 9 лет, никому не было дела».
- «В то время все друг над другом издевались, дрались. Каждый как мог защищал себя».
Что касается современных школ, то буллинг есть и там. Родители 32 из 195 школьников – 16% – ответили, что их дети встретились с травлей. Практически все дети рассказали об этом сами.
Издевательства встречаются разные:
— одноклассники игнорируют ребёнка,
— обзывают, толкают,
— унижают, беря пример с учителя,
— травят в чатах и устраивают заговоры,
— бьют,
— портят одежду,
— дают обидные прозвища,
— в одном случае ребёнку сломали руку.
Советы психолога
Мы поговорили с читинским психологом, психотерапевтом Александром Газинским. Он назвал три варианта реакций ребёнка, которые развиваются в условиях буллинга (травли, издевательств) в школе:
- реакция страха – ребёнок становится неуверенным в себе, замкнутым, тревожным, в тяжёлых случаях развиваются фобии, панические атаки, депрессия, самоповреждения, суицидальная настроенность, самоубийство;
- реакция злости – ребёнок становится раздражительным, агрессивным, может начать ломать, портить вещи, мучить животных, проявляет психологическое и физическое насилие по отношению к более слабым, в крайнем случае возникает криминальное поведение (воровство, грабежи, убийство);
- психосоматическая реакция – ребёнок жалуется на слабость, плохое самочувствие, чаще болеет ОРВИ, могут возникать пищевые расстройства, нарушения сна, нервные тики, заикание, энурез; в итоге на фоне длительного стресса могут развиться серьёзные заболевания вплоть до онкологии.
Для того чтобы заметить первые симптомы, нужно быть в хорошем контакте с ребёнком и дружить с ним. Общаться каждый день, узнавать о горестях и радостях. Тогда ребёнок привыкает делиться, и у родителей получится пресечь первые случаи издевательств. Будет шанс, что до травли не дойдёт.
При этом последствия травли бывают всегда. Они могут нивелироваться, если после этого человек попал в хороший коллектив – в институте была дружная группа, хорошие соседи, он встретил любимого человека. Встреча с такими хорошими людьми исцеляет эту травму, но отголоски остаются, и человек может вспомнить обиды даже спустя 50 лет.
Ксенофобия – боязнь чужеродного – может возникнуть в любом коллективе, где появляется кто-то, отличающийся от большинства. Инстинкт выживания заставляет нападать и защищаться. Довлеют и социальные установки всеобщей похожести. Психологически человеку сложно этому влиянию противостоять, особенно если это ребёнок.
Удержать от таких установок может добрый воспитатель или учитель, который покажет пример хорошего отношения друг к другу и будет относиться к детям, как к равным.
При этом психолог отмечает, что случаев травли по инициативе детей в последние 8-10 лет стало намного меньше: «Последнее время, к сожалению, инициаторами буллинга становятся педагоги. Объяснить это можно большой рабочей нагрузкой, низкими зарплатами учителей, общим снижением уважения в обществе к профессии учителя. Многие учителя из-за этого находятся в состоянии эмоционального выгорания и могут срываться на детях».
Дети из сегодняшнего поколения интернета, как считает эксперт, более толерантны, доброжелательны, чем поколения 90-х и нулевых. Они в интернете видят, что люди разные, понимают, что всех нужно принимать и одинаково ко всем относиться. К тому же многие общаются с детьми из разных городов и стран.
Как помочь ребёнку
Психолог рассказал, что если вы поняли или узнали, что над вашим ребёнком издеваются, вам нужно сразу предпринять несколько параллельных шагов – одни для того, чтобы прекратить травлю, вторые – чтобы помочь ребёнку пережить её.
Если издевательства исходят от одноклассника, нужно поговорить с его родителями. Списаться в родительском чате, поговорить или встретиться. Ваша позиция должна быть следующей: «Да, я понимаю, что вашему ребёнку нравится себя вести так, но моему ребёнку и мне это не нравится. Прекратите это, пожалуйста».
Чаще всего это не срабатывает, но сделать это нужно. После этого обратиться к классному руководителю. С учителем же нужно поговорить, если он – источник издевательств. По закону об образовании ответственность за безопасность ребёнка несут педагоги – и школьник не должен подвергаться там психологическому или физическому насилию.
Если травля исходит от ребёнка, то нужно узнать, не издевается ли он и над другими школьниками. Если это так, то тогда нужно написать коллективное заявление на имя директора и добиваться перевода хулигана на домашнее обучение. Сделать это нужно письменно для того, чтобы просьбу не могли проигнорировать.
Можно ещё потребовать от родителей этого ребёнка отвести его к психологу или психотерапевту, но они вправе отказаться.
Если коллективное заявление всё же будет оставлено без внимания, то такое же письмо нужно написать в городской комитет образования. Если произошли инциденты с насилием, отправить заявления в полицию, прокуратуру и Следственный комитет.
И, конечно, ребёнка нужно перевести в другой класс или школу, если ничего из вышеперечисленного не подействовало.
Параллельно нужно общаться с ребёнком. Важно научить ребёнка общаться со сверстниками, дружить с ними, уметь постоять за себя, держать удар. Можно обратиться за помощью к психологу, психотерапевту для того, чтобы помочь ребёнку стать увереннее, убрать последствия полученных психологических травм. При этом нужно, чтоб ребёнок мог опереться на примеры семьи и близких – видеть их уважительное отношение друг другу, чувствовать поддержку.