Представляем вашему вниманию сериал под названием «Дизайн-код Читы» от 2017 года и до наших дней. Условно мы его разделили на 3 сезона. Только вот в мыльных операх в конце обычно всё хорошо, а в нашем случае – нет.
Дизайн-код — это свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок, наружной рекламы, фасадов зданий, он строится на качественных архитектурно-планировочных решениях, соблюдении единства планировочной структуры при проектировании и создании новых зданий, обеспечении безопасности и комфорта горожан. Первым в России подобный документ для Москвы разработал дизайнер Артемий Лебедев.
Разработка дизайн-кодов городов и создание центров компетенции городской среды – это часть нацпроекта президента Владимира Путина «Жильё и городская среда». Согласно рекомендациям Минстроя, этим центрам предстоит стать местными архитектурно-дизайнерскими студиями-школами, которые должны помогать властям делать проекты благоустройства городов.
Начало. 2017—2019 годы
Общественник Максим Резвых в 2017 году разработал первый дизайн-код Читы, целью было улучшение городской среды и борьба с рекламой, мусором и разнокалиберными вывесками.
«Толчком к созданию кода послужила случившаяся этой зимой (в 2017 году – ред.) дискуссия в читинском сегменте Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), участники которой высказали много претензий к рекламе, обезобразившей город. Я предложил сделать дизайн-код Читы. Это довольно трудозатратная работа. Рассчитывал закончить его к маю, но ушло почти 9 месяцев. Мотив простой: я житель Читы, и мне до чёртиков надоело мириться с тем, что мы теряем наши улицы в рекламе, в парковках, в гигантских нечеловеческого масштаба домах и в мусоре», — сказал тогда Резвых.
Про всё это почти на два года забыли. Затем в июне 2019 года предприниматель Егор Пономаренко в интервью «МК В Чите» заявил, что его «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» вместе с Максимом Резвых с помощью этого дизайн-кода намерен решить проблему с обилием рекламы на улицах Бутина и Ленина.
В июле 2019 года тогда ещё исполняющий обязанности, а ныне руководитель администрации Читы Александр Сапожников потребовал убрать «страшные и грязные» ларьки с улиц Читы.
Экшен. 2020 год
В январе 2020 года владельцы сетей уличных киосков и павильонов в Чите договорились разработать дизайн-код, который станет стандартом для всех подобных торговых объектов, включая цветовые, архитектурные решения и иллюминацию. И даже были готовы скинуться деньгами на это благое дело, а в марте стало известно, что Фонд развития Забайкальского края, аккумулирующий в себе пожертвования региону от крупного бизнеса, ещё в 2019 году заплатил компании «Региональный центр компетенции» 25 миллионов рублей за дизайн-код и эскиз благоустройства улиц Ленина и Бутина.
Фонд развития Забайкальского края — это учреждённая региональным правительством некоммерческая организация, которая аккумулирует в себе пожертвования региону от крупных компаний, в том числе от «Норникеля» и «Удоканской меди». С 2017 года в него поступило более 1 миллиарда пожертвований, при этом отчётов по конкретным расходам фонд не публикует. Согласно сервису «Контур.Фокус», чистая прибыль фонда за 2020 год составила 3 миллиона рублей.
Согласно сервису «Контур. Фокус» на начало марта 2020 года, «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» — это сменившая название, адрес и учредителей бывшая управляющая компания (УК) «Легион». С октября 2018 года по июнь 2019-го в число её соучредителей с долями по 50% входили Егор Пономаренко и неназванное ООО, затем эти 50% до 2 июня 2020 года принадлежали малоизвестному Александру Лебедеву. С того момента и по сей день компанией полностью владеет и управляет Егор Пономаренко.
Находится фирма на улице 9-го Января, 24, где располагаются другие компании Пономаренко — «Регион-Строй», «Регион Фитнес» (находится на стадии ликвидации) и ООО «Регион маркет». Чистая прибыль ООО «Архитектурное бюро» за 2020 год – 239 тысяч рублей.
Компании Егора Пономаренко активно сотрудничали с Фондом развития Забайкальского края и властями Читы в части благоустройства городских территорий. За деньги города они реконструировали площадь Ленина, за деньги фонда — площадь Декабристов. Если для получения муниципальных подрядов его фирме приходилось участвовать в аукционах, то у фонда нет необходимости в этом — подряды отдавались без конкурсных процедур.
В марте 2020 года на «Чита.Ру» вышло расследование Андрея Затирко, где довольно подробно и по порядку рассказано о ситуации с дизайн-кодом на тот момент.
В мае того же года стало известно, что городская администрация Читы на своём сайте в разделе «Объявления» опубликовала дизайн-коды вывесок и рекламы, а также нестационарных торговых помещений, то есть правила для оформления рекламы, вывесок и ларьков на улицах города.
Как уточнил тогда корреспонденту «Чита.Ру» общественник Максим Резвых, опубликованный дизайн-код по вывескам и рекламе — это его работа 2017 года: «Со мной никто от администрации не связывался по коду. По весне 2019 года меня на общественных началах приглашал к участию в разработке проекта благоустройства улиц Ленина и Бутина Егор Пономаренко, я должен был консультировать по поводу применения дизайн-кода. Сотрудничество было недолгим, пригласили лишь на несколько встреч, поэтому судьбы проекта я не знаю».
После опубликования документа дизайн-кода Читы Артемий Лебедев (как мы помним, это автор первого в России дизайн-кода для Москвы, дизайнер и блогер) посмотрел творение Пономаренко. Если вкратце, то дизайнер увидел слизанные у него правила и схемы, раскритиковал фото, сказав, что к делу подошли люди, мало имеющие отношение к архитектурному бэкграунду, назвал дизайн-код Читы слабым, «очень поверхностным и очень непродуманным».
Автор первоначального дизайн-кода Читы Максим Резвых согласился с критикой Артемия Лебедева: «Дизайн-код сделан с тем расчётом, чтобы лечь в основу дискуссии, обсуждения с деловым сообществом, профессиональным дизайнерами и архитекторами, заинтересованными сторонами с тем, чтобы его доработать до какой-то более работоспособной версии. Он, откровенно говоря, сырой. И это, кстати, хорошо видно на примере беглого анализа Артемия Лебедева, автора пионерского дизайн-кода Москвы, с которого было, естественно, достаточно цитирования. Посмотрите, там дельные замечания».
Буквально на следующий день после этого выяснилось, что градостроительный совет Читы ещё 23 марта утвердил дизайн-код Читы по вывескам и рекламе, который в 2017 году бесплатно опубликовал Резвых, а в администрацию города в качестве разработчика его передала фирма предпринимателя Егора Пономаренко. Об этом писало ИА ZabNews со ссылкой на председателя комитета градостроительной политики Александра Зудилова.
«Дизайн-код Читы подлежит применению на всей территории Читы. Его введение вызвано необходимостью предотвращения процессов хаотичного изменения архитектурно-художественного облика города, создания эстетически оформленной визуальной городской среды, повышения её качества, а также ввиду необходимости сохранения архитектурно-художественного облика города», — говорилось в документе, подписанном Зудиловым.
Там же было указано, что на основании дизайн-кода уже подготовлены два документа, регламентирующих оформление фасадов и составление паспортов для них. Правда, Зудилов не уточнил, за какие средства и на каких условиях дизайн-код появился у него в комитете.
Редакция «Чита.Ру» ещё 22 апреля 2020 года отправила официальный запрос в правительство Забайкалья, где среди прочего были вопросы о расходовании правительственным фондом 25 миллионов рублей из пожертвований региону на покупку дизайн-кода Читы у предпринимателя Егора Пономаренко, но в ответе, который пришёл лишь 14 мая, ни одного ответа на них не было.
В середине мая того же года прокуратура начала проверку по ситуации с дизайн-кодом Читы за 25 миллионов рублей, пообещав в том числе проверить источники и законность финансирования, в случае нарушений – привлечь виновных к ответственности.
Следующей интересной новостью стало то, что Егор Пономаренко начал процесс ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Региональный центр компетенции по вопросам развития городской среды», которому Фонд развития Забайкальского края отдал 25 миллионов рублей за дизайн-код. Такая информация была размещена в сервисе для проверки контрагентов «Контур.Фокус». При этом сам Пономаренко опроверг ликвидацию, заявив, что на самом деле идёт реструктуризация для начала внедрения дизайн-кода Читы на протяжении не менее 5 лет.
«На данный момент происходит реструктуризация «Регионального центра компетенции по вопросам городской среды». Работа предстоит очень большая и системная, сейчас создана площадка для работы 15 специалистов. Я занимаюсь этим проектом уже несколько лет, и реализация займёт не меньше 5 лет. Рассуждения о закрытии центра необоснованны», — заявил предприниматель.
Затем администрация Читы заявила о намерении провести общественные обсуждения дизайн-кода.
«На градостроительном совете мы согласовали его как инструмент. Мы же хотим почистить город от визуального мусора, чтобы наши ларьки были приведены в порядок. У нас есть правила благоустройства, есть правила ремонта и реконструкции фасадов, сейчас мы разработали порядок по паспортам фасадов и порядок по информационным вывескам — требования определённые. К этому всему мы и хотим подвести этот инструмент, чтобы дизайн-код соответствовал тем требованиям, которые в городе уже разработаны и разрабатываются», — пояснил 18 мая 2020 года сотрудник управления архитектуры города.
Ещё он сказал, что на самом деле «Региональный центр компетенции по вопросам городской среды» передал администрации два дизайн-кода — по вывескам и нестационарным торговым объектам — и ещё ряд более подробных документов на нескольких томах. А администрация разместила на сайте дизайн-коды в качестве небольших презентаций для ознакомления перед обсуждением, остальную работу центра не стали публиковать из-за её объёмности.
Между делом всплыла странная история, что комитет градостроительной политики Читы не разрешил какому-то предпринимателю установить рекламную конструкцию на фасаде здания со ссылкой на дизайн-код города, когда тот ещё не был даже опубликован.
Затем 22 мая 2020 года в эфире передачи «Несогласованный вопрос» на «ЗабТВ» Егор Пономаренко подтвердил, что за свою работу над дизайн-кодом Читы взял 25 миллионов рублей: «Никакой бюджет не перечислял мне деньги за разработку дизайн-кода. Дизайн-код мне был заказан – это внебюджетный источник – это вклад предпринимателей Забайкальского края в развитие столицы. Хочется сказать большое спасибо предпринимателям, которые откликнулись и профинансировали этот проект».
Тогда же заявил, что его дизайн-код Читы не имеет отношения к опубликованному на сайте администрации города документу общественника Максима Резвых, и обвинил в путанице заместителя сити-менеджера – председателя комитета градостроительной политики Александра Зудилова. При этом он обвинил «Чита.Ру» в размещении «фейков» и «передёргиваниях», пригрозив ответом «в рамках закона»: «По всем этим вопросам я оформляю документы. Даже если они заплатят штраф какой-то минимальный и работу дорогих юристов и нотариусов, я думаю, в следующий раз они задумаются – стоит ли неправду распространять или не стоит».
Александру Зудилову слова Пономаренко не понравились, в ответ он заявил, что комитет намерен разработать свой дизайн-код города, так как работа компании Егора Пономаренко за 25 миллионов рублей оказалось «сырой».
«Это всего лишь набор из четырёх альбомов фотографий, скачанных из интернета. [...] Это можно назвать основой дизайн-кода. На самом деле это очень сырой документ. И он без описательной части. Просто набор фотографий, набор требований к шрифту, к буквам, но не всегда привязанный к реалиям нашего города», — заявил Зудилов, отметив, что права на него администрации так и не передали.
Чиновник ещё добавил, что после того, как комитетом будут доработаны правила благоустройства, сотрудники управления архитектуры сами разработают дизайн-код, который затем разместят на сайте администрации отдельным разделом: «Либо мы от фонда получим право использовать те материалы, что есть, и возьмём их за основу. Если этого не произойдёт, мы сами разработаем новый дизайн-код».
Намерения Пономаренко на протяжении 5 лет внедрять дизайн-код Читы, для чего якобы нанял 15 человек, Зудилов прокомментировать тогда не смог: «У нас нет никаких юридических взаимоотношений с господином Пономаренко в плане разработки дизайн-кода. Заказчиком является фонд, перед фондом он, наверное, отчитывается о своей работе. Мы, к сожалению, получили то, что получили. Получили от него, а не от фонда. Немножко поторопились с использованием, но, думаю, ничего страшного не произошло. По крайней мере, общественность ознакомилась с тем дизайн-кодом, который сейчас есть, узнала о его происхождении».
Следственный комитет проводил проверки, но в итоге отказался возбуждать дела и о плагиате, и о хищении денег, заявив, что «отсутствуют составы преступлений».
Из того же самого постановления об отказе в возбуждении дела внезапно стало известно, что владелец кафе «Аура», гендиректор Атамановского пищекомбината и глава азербайджанской диаспоры Алладин Мамедов разработал предконцепцию дизайн-кода Читы для компании Егора Пономаренко за 18,8 миллиона рублей из 25 миллионов, в целом потраченных на дизайн-код.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Мамедов дополнил виды своей деятельности архитектурой и дизайном только в июле 2019 года — за 2 месяца до заключения контракта с фирмой Пономаренко. Сам Алладин Мамедов подтвердил корреспонденту «Чита.Ру», что участвовал в разработке дизайн-кода Читы, но вспомнить стоимость работ не смог.
Третий сезон. Что в итоге
Какое-то время о дизайн-коде не было слышно, в январе 2021 года сити-менеджер Читы Александр Сапожников во время прямого эфира в соцсети Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) проигнорировал вопрос про дизайн-код города, ответив лишь на его вторую часть о правилах вывесок.
«Что с дизайн-кодом города? Есть ли решение? Как будете заставлять предпринимателей менять вывески?» — написал тогда один из зрителей эфира.
«Не могу прочитать. Что с дизай… Мы работаем с вопросом по вывескам с сообществом предпринимателей, с уполномоченным по правам предпринимателей Бессоновой Викторией. У нас есть планы, чтобы вывески соответствовали. Мы разрабатываем дизайн-код, думаю, найдём компромисс и в ближайшее время примем, чтобы вывески смотрелись однообразно и красиво», — сказал в ответ Сапожников.
Затем 18 марта 2021 года комитет ЖКХ гордумы Читы согласовал предложение градостроительного комитета о приведении вывесок города в единый вид к марту 2023 года. Как тогда сказал Александр Зудилов, главным результатом должно стать улучшение внешнего вида нашего города, и предпринимателям даётся 24 месяца на приведение своих вывесок в соответствие.
Новый дизайн-проект разработали специалисты управления архитектуры Читы. Документ установил требования к средствам наружной информации и архитектурной подсветки, а также подключению дополнительного оборудования на фасадах зданий — кондиционеров, вентиляционных и водосточных труб, роллеров, антенн, декоративных решёток и экранов, жалюзи, камер наблюдения и громкоговорителей.
Чуть позднее, 25 марта, депутаты гордумы одобрили новые правила оформления городских вывесок, а исполняющая обязанности председателя комитета градостроительной политики Марина Забелина и сити-менеджер Читы Александр Сапожников заверили депутатов, что до истечения двух лет предпринимателей не будут штрафовать за нарушения правил, а позже этого срока будут индивидуально решать проблемы каждого бизнесмена.
На следующий день после этого тогда ещё руководитель администрации губернатора региона Алексей Казаков на пресс-конференции по работе Фонда развития Забайкальского края сообщил, что разработанный за 25 миллионов рублей дизайн-код Читы передан в администрацию города и работа по нему ведётся.
«Сейчас выполняются очень многие положения, которые здесь прописаны. Мы знаем, что сейчас идёт норматирование этого документа. Некоторые положения мы уже сегодня видим. Например, улица Ленина, — там, где она пересекается с Баргузинской, — там отремонтированы дома. Мы, безусловно, заинтересованы, чтобы все идеи, которые тут зафиксированы, обязательно воплотились в жизнь», — заявил Казаков.
Он подчеркнул, что «проект продолжается, и сам город заинтересован в том, чтобы разработанный дизайн-код получил жизнь в реальности», а исполняющая обязанности руководителя Фонда развития Забайкальского края Елена Сущих принесла на пресс-конференцию четыре тома с дизайн-кодом, которые продемонстрировала журналистам, и пояснила, что это «настоящий дизайн-код». Кроме этого, она уточнила, что инициатором разработки была администрация Читы.
При этом когда речь зашла о сходстве дизайн-кода Пономаренко с разработанным бесплатно проектом Максима Резвых, Алексей Казаков ответил, что, насколько ему известно, по поводу сходств и различий ведётся судебное разбирательство.
«С тем, что было в интернете, это и по объёму, и по содержанию немного разные вещи», — добавил он, говоря о переданном в администрацию Читы проекте.
В апреле пресс-служба городской администрации сообщила «Чита.Ру», что дизайн-код в ближайшее время проанализируют и начнут воплощать в жизнь.
Спустя 10 месяцев, в начале февраля 2022 года всей этой эпопее пришёл конец. Власти Читы сообщили, что не реализовывают дизайн-код, так этот документ не является нормативно-правовым актом, и что правила благоустройства Читы применяются только на основании решения городской думы от 25 марта 2021 года.