Уход ИКЕИ оставил пустующей нишу в 123 млрд рублей в год. Столько поклонники бренда оставляли в его российских магазинах. Теперь эти деньги будут делить многочисленные конкуренты и подражатели.
Оставшись без ИКЕИ, россияне бросились искать ей замену. И пусть значительная часть товаров в магазине никогда не видела рук шведских мастеров и изготавливалась по большей части на российском рынке, тех, кто хоть раз купил в ИКЕЕ хотя бы табурет, наверняка покорили простота его сборки, чистота линий, удобство и, что немаловажно, доступная цена.
Компания, впрочем, заявила, что готова вернуться в Россию тотчас, как это станет возможным, но петербуржцы сломя голову стали искать замену полюбившейся мебели. Да не простую замену, а такую, чтобы была похожа на потерянный рай.
Тем временем на сайтах объявлений появилось огромное количество предложений о продаже товаров из ИКЕИ: в цене не только новые — в упаковке — товары, но и подержанные, которые вот-вот станут дефицитом. «ИКЕА закрыта, последний шанс приобрести домой плюшевого зверя», — пишут в описании. Культовая шведская акула продаётся на сайтах объявлений по цене от 700 до 5000 рублей, в зависимости от её потрёпанности и наглости продавца.
Всегда готов!
Первыми на себе почувствовали ажиотаж производители мебели «Шатура». Головная компания находится в одноимённом подмосковном городе, согласно последней отчётности, показывает выручку в 3,6 млрд рублей в год, чистую прибыль — 180 млн рублей. Принадлежит семье предпринимателя Валентина Зверева. По оценкам экономических СМИ, его компания занимала до 12% российского рынка мебели.
Случайно или нет, но продукция «Шатуры» во многом похожа на шведский бренд. Взять хотя бы кухни: различит их с первого взгляда лишь эксперт, но никак не обыватель. Как не таясь подметила сотрудница магазина, куда под видом покупателя обратился журналист «Фонтанки», «каждый на рынке друг друга в чём-то копирует и под себя делает».
По словам консультанта, лишь день прошёл, как в ИКЕЕ остыли знаменитые шведские фрикадельки, а у них в «Шатуре» уже отбоя нет от клиентов.
— Уже втрое вырос поток покупателей: конкуренты закрываются, человекопоток вырос. И цены мы подняли с 1 марта примерно на 30%, — поделилась она.
Перебоев с производством продукции в будущем, призналась консультант, в фирме не предвидят: эмалью и плёнкой свою мебель мастера покрывают сами. Да, многие материалы поставлялись из-за рубежа, но компания сейчас ищет подходящие аналоги.
Экс-маркетолог «Шатуры», с которым удалось пообщаться «Фонтанке», не беспокоится за будущее бренда.
— Основные материалы и фурнитура здесь китайские, а с Китаем у нас пока всё более или менее хорошо, так что шанс поработать есть, — сообщил наш эксперт, пожелавший не называть своего имени.
Что касается поставщиков ДСП, плёнки и текстиля, то среди них есть российские производители, китайские, и их доля превалирует. Есть и немного западной составляющей. И вот она может пропасть.
— Серьёзных подвижек, думаю, не будет, потому что если мы говорим о текстиле западном или плёнке, то нужно понимать, что это больше история для премиум-сегмента, а не для масс-маркета. Если масс-маркет, то это Китай или Россия, — поделился наш собеседник. — На фоне закрытия ИКЕИ ребята в чём-то могут даже выиграть.
Без мебели не останемся
Крупнейший петербургский производитель — Первая мебельная фабрика (выручка — 2,1 млрд рублей, чистая прибыль — 100 млн рублей) — пока воспринял новость о закрытии ИКЕИ с осторожным оптимизмом.
— Мощности можем увеличивать. Без мебели мы не останемся, — подчеркнул глава компании Александр Шестаков.
— Большая часть поставщиков ИКЕИ всё равно были импортные. В России — несколько тысяч мебельных производителей, а у шведской компании — всего три завода, — рассуждал Александр Шестаков. Однако, по его словам, Первая мебельная фабрика готова заместить своей продукцией объёмы ИКЕИ. Впрочем, он не исключил, что остановка её бизнеса окажется временной. Российский рынок важен для шведского ретейлера, и терять его невыгодно.
В компании «Вимос», сети товаров для дома и дачи в самом низком ценовом сегменте, придерживаются менее оптимистичных настроений: поднимать упавший флаг ИКЕИ и бежать с распростёртыми объятиями навстречу покупателям они пока не спешат.
— Многие решения ещё не приняты, прошло очень мало времени с момента появления новости об ИКЕЕ. Наша позиция будет зависеть от позиции поставщиков, — сообщил «Фонтанке» представитель сети.
Вместе с тем далеко не все производители мебели готовы подхватить её знамя. Всё же массовый сегмент требует серьёзных инвестиций и, главное, компетенций, которые многим недоступны.
— Мы исторически работаем с индивидуальными заказами. Выпускать мебель, как в ИКЕЕ, в принципе, особых проблем нет: где брать материалы, мы понимаем, а ничего сложного в конструкции там нет. Но чтобы наш цех перестроился на выпуск условных столов из ИКЕИ, мне надо нанять в 10 раз больше рабочих и расширить площади в 10 раз. Закупить новые станки.
Ведь для массового производства нужно обеспечить распределение выполнения операций, нельзя же, чтобы один и тот же мастер всё делал. Без этого цена этого стола будет гораздо выше, чем в ИКЕЕ. Кроме того, нужно будет создавать отдельное подразделение, которое бы занималось сбытом и маркетингом. Всё это несёт огромные риски на каждом из этапов, и мы лучше пока останемся в нашей нише, — объясняет владелец мебельного цеха в пригороде Петербурга.
Какие есть идеи?
Многие клиенты ИКЕИ выбирали её не столько рационально, сколько сердцем. И заметная часть успеха шведов заключалась в силе бренда. Так что кто-то наверняка захочет покупать именно ИКЕЮ, ну или что-то максимально похожее на неё. Благо за последние годы на рынке появилось множество подражателей.
Для тех, кто совсем не мыслит своих интерьеров без фасадов ИКЕИ, петербургские предприниматели уже запустили сервис по восстановлению подержанной шведской мебели. Его сайт пестрит картинками из каталогов шведского бренда. Например, раскладное кресло-кровать здесь в полтора раза дешевле, чем новое. Есть одно но: на этом великолепии уже кто-то жил, спал и ел беляши.
— Мы работаем уже 7 лет на рынке, накопили большую базу выкупленной мебели. Отреставрировать не всегда получается, да это и не нужно: мы снимем дверцу или полку с подходящего изделия и просто заменим повреждённую деталь, — рассказали журналисту «Фонтанки» умельцы.
В целом уходу шведского титана ребята рады, полагая, что для их деятельности теперь открывается непаханое поле.
Похожа на икеевскую и мебель петербуржца Сергея Семенова. На рынке он работает уже четвёртый год и, как сам говорит, вдохновлялся дизайнерскими решениями шведских мебельщиков. Но дешёво у него, увы, теперь не будет.
— Часть материалов идёт из-за рубежа, часть — наша, российская. Я специализируюсь на мебели из массива, в том числе из МДФ. В основном это русские материалы. Дуб, например, привожу с Кавказа, самый бюджетный, какой можно у нас купить. С ним, я думаю, особых проблем не будет. Если говорить о рынке, который работает в сегменте ЛДСП, вот там, думаю, будут проблемы, поскольку есть поставщики из Белоруссии и из-за рубежа. Хотелось бы выйти к какому-то решению без особых потерь, — поделился с «Фонтанкой» мастер.
В мастерской пока стараются воздерживаться от резких движений и никого не увольняют. Но на всякий пожарный Сергей с командой уже разрабатывает план по выживанию в новых условиях.
— Я бизнес свой строил своим потом и кровью, и сейчас, когда у меня отлажены все бизнес-процессы, я понимаю, в какой глубокой попе мы находимся и как из неё надо выплывать, — признался он. — Я уже столкнулся с тем, что где-то невозможно рассчитаться, где-то материал купить по адекватной цене. В неближайшем будущем я вижу — это отсутствие заказов и материалов в адекватном объёме.
Всплеск покупательского спроса в начале прошлой недели Сергей тоже испытал: в надежде спасти деньги от инфляции люди решили вложиться в красивое, и на мастерскую посыпались заказы. Но он вполне отдаёт себе отчёт в том, что явление это, скорее всего, временное.
Для поклонников шведского мебельного дизайна есть ещё одна лазейка: петербургская компания на улице Кондратенко изготавливает почти идентичные фасады для корпусов ИКЕИ.
— Копию «как ИКЕА» сделать не получится. Делаем фасады либо крашенные эмалью, либо в шпоне, плёнку не делаем. И если вы рядом поставите с икеевской мебелью, то будет всё же отличаться, — рассказали «Фонтанке» мастера. — Мы от ИКЕИ и импортных поставщиков не зависим, берём всё у местных, но у них зато всё импортное, кроме фанеры и МДФ. Вопрос только в цене. Сегодня фурнитуру забирал, петли. То, на что планировал потратить 50 тысяч рублей, стало 95. Реально цены выросли в два раза. Краски привязаны к курсу, шпон американский, цена на него каждый день меняется. Нет повода для оптимизма.
Заговорив о фурнитуре, ребята подняли острую тему. Одна из составляющих мебели ИКЕИ — доводчики, петли и направляющие австрийской компании Blum. 10 заводов и 27 дочерних фирм в Австрии, Германии, Канаде, США, Швеции производят их в том числе специально для ИКЕИ. Не будет фурнитуры Blum, и чудо икеевской мебели с её мягкими дверцами и самозакрывающимися полочками сойдёт, как с белых яблонь дым.
А предпосылки к этому уже есть: офисы фирмы «Гинис», петербургского дилера австрийской фурнитуры, захлёбываются от заявок:
— У нас большие очереди. Много желающих стало купить их фурнитуру. Вдруг. Цены у нас привязаны к евро.
Незамысловатый, но уютный дизайн шведского бренда перенимали многие производители мебели. К примеру, знаменитые икеевские табуретки с гнутыми ножками и по сей день продаёт интернет-магазин под брендом крупного производителя спортинвентаря «Кеттлер». Однако в разговоре с «Фонтанкой» представитель продавца заявил, что их табуретки никакого отношения к икеевской мебели не имеют. Такие же круглые табуретки с четырьмя изогнутыми ножками есть в ассортименте нескольких продавцов на крупных маркетплейсах. Внешне, по крайней мере, на фотографии, они неотличимы от икеевских и вполне подойдут тем, кто не хочет совсем отказываться от привычного дизайна.
Доставка не работает
Уход ИКЕИ с российского рынка оставил без работы многие компании, занимавшиеся скупкой мебели шведского бренда под заказ и её доставкой в регионы, где магазинов бренда не было.
Например, пермские предприниматели выезжали на закуп в Уфу, волгоградские — в Ростов-на Дону, мурманские — в Санкт-Петербург. За услугу доставки они брали от 5 до 10% от суммы заказа, а сейчас остались без копейки.
— К сожалению, сбор заказов на доставку из ИКЕИ временно приостановлен из-за приостановки работы ИКЕИ в России. О возобновлении сбора мы сообщим дополнительно. Надеемся, что ИКЕА возобновит работу.
Причём в Мурманске предприниматели диверсифицировали риски и продолжают доставлять заказы из «Хофф», «Леруа Мерлен», «Максидома». А вот волгоградские и пермские только решают, как будут выживать в новых условиях.
Куда интереснее сейчас ситуация у тех, кто возил специалитеты из финской ИКЕИ. Ассортименты в разных странах немного отличаются, и были гурманы, которым требовалось что-то именно из Хельсинки. Сейчас эта услуга всё ещё доступна, но по финансам она становится «золотой».
— Во-первых, берём сразу предоплату 110% от цены на сайте. Во-вторых, когда приедет, надо будет заплатить за доставку — 5 евро за килограмм, — перечисляет представитель сервиса. Срок поставки — около месяца, зато особых ограничений ни по объёмам, ни по весу нет.