«Мы с вами – край aуешников*, малолетних преступников и людей асоциального поведения», — заявил недавно губернатор Забайкальского края Александр Осипов.
Этой громкой цитатой он призвал вовлекать детей в спорт, чтобы защитить их от влияния криминала. Мы решили помочь главе региона и провести небольшую экскурсию, чтобы показать и рассказать об итогах преступного образа жизни.
Эти ребята, молодые спортсмены, погибли вместе, и их смерть запустила процесс ликвидации Осиновской группировки - самой мощной банды Забайкалья и заметного даже в масштабах России преступного сообщества.
Хотя, если быть точным, процесс начался ещё раньше. Летом 2007 года на пляже озера Арахлей прогремел взрыв. Предназначался он для лидера группировки Игоря Осинцева. Чудом обошлось без жертв, хотя вокруг было много людей.
Очевидец, член группировки Дмитрий Ведерников, так описывал происходившее в своей книге «Зеркало»: «Люди на соседних пляжах повскакивали со своих покрывал и смотрят в нашу сторону, а я смотрю на огромную воронку, метра 3 в диаметре, где обычно любит загорать моя супруга. Ведро, начиненное болтами и гайками, было закопано в песок и ждало Осину, если бы он наступил на это место, и в этот момент нажали бы на дистанционное управление фугасом, от Игоря бы ничего не осталось.
Гайки и болты позже находили на соседних дачах, у многих повыбивало стёкла — такой мощности была бомба. Но те, кто это сделал, пожадничали. Одним нажатием кнопки захотели уничтожить и самого Осину, и всё его боевое крыло, т.е. нас. Просчитались, вся взрывная мощь была направлена вверх, сделай они закладку чуть по-другому, тогда погибло бы очень много народа. Осколки разорвали бы и находящихся рядом людей, в том числе детей, стариков и женщин».
В организации взрыва бандиты заподозрили своих товарищей, в частности боксёра Дмитрия Антипина, тесно общавшегося со вторым лидером банды — Игорем Мельничуком.
Через некоторое время Осинцев вызвал Антипина на Арахлей, где расправился с ним и его спутниками. После этого тела увезли и сожгли в заброшенном коровнике. Джип погибшего боксёра бандиты расчётливо переправили через «братков из Бурятии» в Монголию.
Останки нашли на следующий день, и, как пишет Ведерников, они стали первой зацепкой по самому громкому уголовному делу Осиновской ОПГ.
«Всё мощнее начинал свой разбег каток правоохранительной системы, который прокатится по нашему клану. Взрыв на общественном пляже, где чудом не пострадали люди, три трупа после этого, два трупа с перерезанным горлом до этого - всё за какие-то полгода. Это было слишком даже для Читы...»
Два трупа, о которых пишет Ведерников, - это авторитеты Князь и Парыга. В миру Николай Парыгин и Андрей Княжев, похороненные тоже на Центральном кладбище.
Они долго отбывали срок по делу о нападении на спортбазу «Берёзка» и пропустили раздел сфер влияния. Через некоторое время после освобождения Осиновские заподозрили их в подготовке ликвидации и отправили на тот свет. К делу подошли хитро - использовали автомобиль УАЗ, оформив его как служебную машину милиции, и форму сотрудников спецназа. Когда Княжев и Парыгин прибыли на встречу, назначенную 25 марта 2007 года в Сухой Пади, произошло «задержание».
В материалах следствия этот эпизод описывается так: «Члены организованной группы с применением физической силы произвели задержание не ожидавших нападения Княжева и Парыгина, сковали им руки металлическими наручниками и закрыли их лица, лишив тем самым потерпевших возможности оказать сопротивление и увидеть нападавших. Затем Княжева и Парыгина усадили в указанный автомобиль УАЗ и вывезли в лесной массив, расположенный рядом с аэродромом ДОСААФ в окрестностях посёлка Солнечный. В этом месте Княжева и Парыгина увели вглубь леса, где ножами нанесли множество ударов в жизненно важные органы».
Дальше идёт детальный список причинённых ранений, читать который без эмоций невозможно.
Если убийство молодых боксёров стало началом конца Осиновских, то убийство Сергея Селивёрстова – Боцмана - дало группировке необходимую свободу.
Первое покушение на Боцмана было совершено в районе нынешней гостиницы «Аркадия» – в машину к нему закинули гранату, но убить его не удалось. Вторая попытка дала результат – на перекрёстке улиц Амурской и Полины Осипенко его машину расстрелял из автомата пассажир мотоцикла. Следствие подозревало, что это сделал Мельничук.
Это преступление было, так сказать, инновационным. Необычной была стрельба с мотоцикла. Более того, преступники умудрились не обронить ни одной гильзы, а после – утопили мотоцикл в Кеноне.
Рядом с Селивёрстовым находятся могилы его близких друзей. Валерий Непомнящих, известный как Поджиг, был убит бандитами в результате передела собственности. Об обстоятельствах гибели Вадима Протасова ничего не известно.
Сам Мельничук похоронен среди своих соратников. По официальной версии, он покончил с жизнью в душевой читинского СИЗО. Могильный камень бывшего председателя Сибирской федерации бокса украшен перчатками.
На заднем плане видна могила ещё одного боксёра Дениса Ткачёва. Он, как и похороненные тут Сергей Асламов и Владимир Лазука, стал жертвой криминальной войны.
В материалах дела Осиновских есть показания одного из членов ОПГ, который вспоминал: «Кузинскими были убиты наши ребята: Лазука, Асламов и Ткачев Денис. Здесь следует отметить, что Кузя в своё время входил в Осиновскую группировку, но через какое-то время он уехал в Москву, познакомился с ворами в законе, «набрал» вес и стал самостоятелен, создал свою группировку и вступил в конфликт с Осинцевым».
Кузя – это Андрей Кузнецов, осуждённый весной 2021 года. Известен он в первую очередь тем, что контролировал большую часть грузоперевозок на нескольких московских вокзалах.
ОПГ Кузнецова действовала жестоко. Асламова, например, застрелили в 1996 году на входе в здание аэропорта. Но и мстили им тоже нешуточно. Киллера по прозвищу Анан, совершившего это убийство, Осиновские потом похитили с территории клинической больницы и задушили удавкой.
Убийства были не только в межклановой войне, но и, так сказать, в повседневной деятельности. Один из бандитов под конец 2000 года вывез в лес предпринимателя, а чтобы прихвастнуть своей лихостью, взял с собой девушку. У предпринимателя с собой оказался обрез. Выстрел раздался прямо в машине. Девушка убежала, а машину рэкетира стрелявший поджёг.
Ещё одна известная жертва Осиновских – Леонид Калинин. Его история тесно переплетена с историей Боцмана.
Селивёрстов стал жертвой не только потому что был угрозой существования набиравшей силу группировки, но и на основании мести за одного из Осиновских. Хотя у бандитов были основания, что убийство их соратника совершил именно Калинин. Но связываться с ним в 90-е никто не рисковал. Убийство было совершено в мае 2004 года, когда Калинин порвал связи с группировкой Толстяков, речь о которой пойдёт позже. Его можно назвать жертвой симбиоза двух ОПГ.
Осиновские кучно расстреляли машину, в которой находились водитель, двое охранников и Калинин. В его теле насчитали около 30 ранений. Убийц осудили только в 2016 году, хотя у знающих людей сомнений на этот счёт было мало.
Такая же ситуация была с убийством лидеров банды Толстяков – Константина Ключевского и Евгения Жарова.
Их около управления архитектуры среди бела дня расстреляют соратники, в том числе депутат гордумы Алексей Гуськов и недоучившийся медик Владислав Тёлкин. Таким образом они отомстили отцам-основателям за смерть Калины.
Убийство третьего «толстяка» Бориса Путинцева тоже стало симбиозом двух группировок. К нему причастны Осиновские и Константин Дубинников.
Костя Татарин с детства был очень отчаянным человеком, подбивающим сверстников на шалости. Ведерников в своей книге описывает его так: «Худощавый, спортивный, весь в наколках, большой любитель экстрима, он успевал ловить кайф от жизни во всех его проявлениях — катался на сверхмощном байке, прыгал с парашютом, а приземлившись, мог выкурить косячок анаши, и между делом организовывал убийства».
Дальше в книге идёт обсуждение устранения Путинцева, которое выполнили два подконтрольных Татарину киллера.
Дубинникова по подозрению в 30 преступлениях задержали и отправили в СИЗО, откуда он пытался судиться со СМИ и следственным управлением СКР. Умер Дубинников тоже в СИЗО, официальная версия — суицид.
Самоубийство совершил и свидетель по делу Татарина Игорь Новиков. Он был известен как Бомж, потому что в определённое время буквально жил в машине, стараясь успеть на разборки, встречи, тусовки и любовные приключения.
Неподалёку находится могила ещё одного авторитетного в криминальном мире человека Виктора Гроховского, известного как Граф, отвечавший за сбор общака - криминальной казны. Интересна судьба его тем, что родился в очень интеллигентной семье и опроверг поговорку про яблоню и яблоко.
Достаточно интеллигентным был и Вячеслав Иванов, он же Слава Читинский, смотрящий за Читой. Его жизнь прервалась среди бела дня во дворе жилого дома в районе улицы Байкальской от рук Осиновских, заподозривших готовящееся покушение.
В этих могильных плитах нужно увидеть в первую очередь судьбы. Искалеченные, изломанные линии, преждевременно уткнувшиеся в кусок гранита. Вместо того, чтобы растить детей, заботиться о родителях, радоваться солнцу, эти люди скоропостижно оказались здесь. Потому что в своё время пренебрегли законом уголовным и божьим.
Осуждать мёртвых – так себе занятие, особенно если учесть, какое время выпало на молодость этих парней. История не терпит сослагательного наклонения, но всё же – какой были бы судьбы, если бы всё могло сложиться иначе. В любом случае страна в лице этих людей потеряла спортсменов, предпринимателей, менеджеров, тренеров и просто людей.
*Верховный суд России 17 августа признал международное общественное движение AУЕ экстремистской организацией. Действия тех, кто причисляет себя к движению AУЕ, подпадают под статью 282.1 «Организация экстремистского сообщества» УК РФ с максимальным наказанием до 12 лет лишения свободы и штрафом до 700 тысяч рублей. По данным следствия, согласно которым движение AУЕ вышло из колоний в 2000-х и начало распространяться по России из Забайкальского края.