Автопром России находится в спячке, и до 24 апреля не работают даже конвейеры АВТОВАЗа. На паузу поставлен выход многих моделей, например, KIA Sportage, производство которого по иронии запустили в Калининграде 21 февраля, за несколько дней до известных событий. Но совсем без новинок мы не останемся, хотя многие из них назвать новыми моделями язык не поворачивается — скорее они антикризисные. Вот что ждёт авторынок России в ближайшее время.
АВТОВАЗ ищет русские корни
Кризис застал российского автогиганта в пикантной ситуации: завод зависим от импорта и технологий Renault, которая задумалась об уходе из России. Сложнее всего с электронными компонентами, поставки которых в Россию резко сократились. По информации Drom.ru, уже в июне АВТОВАЗ представит Lada Granta, лишённую АБС, ESP, подушек безопасности и блока «ЭРА-ГЛОНАСС».
Из-за перехода на упрощённую модель нейтрализатора и блока управления двигателем понизится экологический класс с Евро-5 до Евро-2. А через месяц подобные изменения должна получить Lada Niva Legend, на днях отметившая 45-летний юбилей. Пробные партии машин уже собраны, но им ещё предстоит сертификация по упрощённому техрегламенту Таможенного союза, который Минпромторг планирует принять на время острой фазы кризиса.
В апреле АВТОВАЗ начал выпускать Lada Largus Cross с 8-клапанным 90-сильным мотором, который ранее был доступен только для обычных «Ларгусов». При этом снижение цены относительно 16-клапанной версии получилось ничтожным — всего 10 тысяч рублей. Для автомобиля ценой 1,378 млн рублей это вряд ли принципиально. Кстати, именно Largus стал рекордсменом среди моделей Lada по росту цены в марте 2022 года: завод корректировал стоимость дважды, 1 и 16 марта, и общая наценка составила 50%.
Не повезло обновлённой Lada Vesta, производство которой в Ижевске началось 22 февраля 2022 года. Вскоре после этого завод остановился, и сейчас планы по выводу рестайлинговой модели поставлены на паузу — неизвестна даже цена. Прежняя Lada Vesta по прайсу стоит от 1,122 млн рублей, а стоимость наиболее дорогих версий Lada Vesta Cross SW приближается к 1,6 млн рублей.
Под вопросом оказался запуск в производство сменщицы Lada Granta — новой модели на платформе CMF-B-LS. Как пишет издание Avtograd news, подготовительные работы на АВТОВАЗе продолжаются. Модель в любом случае должна была выйти в следующем году, а её судьба во многом зависит от политики Renault в отношении российского рынка.
УАЗ: от «Патриота» к «китайцам»
Канал «Русский автомобиль» опубликовал интересные снимки: по конвейеру ульяновского завода едет кузов китайского кроссовера Chery Tiggo 8. Переговоры о совместном производстве автомобилей в России между УАЗом и Chery велись ещё в феврале в шлейфе встречи президентов России и КНР.
В отличие от других чайнакаров Haval и Geely, у Chery нет полноценного производства на территории Таможенного союза, но официальных заявлений о сотрудничестве пока не поступало. Не исключён вариант локализации китайской модели под брендом УАЗ, что укладывается в стратегию завода, который ещё до кризиса отказался от разработки собственных моделей. Ульяновский завод, в отличие от многих предприятий отрасли, продолжает работу, но уйдёт в корпоративный отпуск с 1 по 15 мая.
Невозмутимый Haval Dargo
Кроссовер с лицом майора Мак-Наббса из романа «Дети капитана Гранта» и такой же железной выдержкой начал производиться в России в начале апреля, в дни, когда большая часть производителей или стоит на паузе, или собирает по крупицам запчасти для очередной партии машин.
Несмотря на стилистику кузова, это не внедорожник, а безрамный кроссовер с передним или подключаемым полным приводом и просветом 200 мм. При длине 4,6 метра он сопоставим с новым KIA Sportage, Hyundai Tucson, Nissan X-Trail и похожими моделями. В череде конкурентов его выделяет базовый двухлитровый турбомотор мощностью 192 л. с. Впрочем, верифицировать данные о старте производства Dargo можно будет, когда начнутся реальные продажи и модель появится в автосалонах.
КАМАЗ вывозит санкции
Российский производитель грузовиков сразу же столкнулся со сложностями из-за прямых санкций, наложенных на предприятие, что не позволяет ему использовать двигатели Cummins, коробки передач ZF и топливную аппаратуру для дизелей Bosch. Завод спешно ищет альтернативы, например, увеличивает производство собственных коробок передач и заменяет импортную топливную аппаратуру алтайской. В партнёрстве с Daimler завод выпускал модели K4 и K5 с кабинами от Mercedes Axor и Actros и сейчас работает на остатках компонентов. Как и в случае с АВТОВАЗом, продукцию ждёт упрощение и переход на нормы Евро-2.
При этом глава госкорпорации «Ростех» Сергей Черезов пообещал, что в России будут локализованы дизели мощностью 400–500 л. с., а к 2023 году топовая модель К5 начнёт производиться из российских компонентов.
Какие модели застряли в неопределённости
Весной этого года должны были стартовать продажи абсолютно нового KIA Sportage, который существенно прибавил в размерах и перешёл в следующий класс, где бросит вызов Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail. Производство стартовало накануне спецоперации, была объявлена цена модели (от 2,3 млн рублей), а к апрелю журналистам обещали тестовые машины. Но пока новостей нет, и старт продаж не объявлен. Цены с тех пор выросли драматично: сейчас самый простой Sportage прошлого поколения стоит минимум 2,75 млн рублей, так что новинка в средних комплектациях вряд ли будет дешевле 3,5 млн рублей.
Нет понимания и с новым Renault Logan III, производство которого должно было стартовать на АВТОВАЗе весной 2022 года. С учётом возможного сокращения инвестиций Renault в Россию и общего курса на упрощение моделей не исключено, что проект отсрочат.
В январе объявили цены на новый Nissan Pathfinder, и они уже тогда казались нескромными — от 4,285 млн рублей. Продажи формально стартовали 15 февраля, но вскоре всё изменилось, и сейчас дилеры продают автомобиль минимум за 6 млн рублей.
Любопытно, как сложится судьба липецкого производителя электрокаров мощностью под 700 л. с.: проект был анонсирован в разгар спячки автопрома, в марте 2022 года.
Продажи автомобилей в марте сократились практически вдвое. Это неудивительно: цены на машины выглядят карикатурными.
А вот ответ на часто задаваемый вопрос: дилеры совсем рехнулись?