Основатель кооператива «Бест вей» и холдинга Life is good Роман Василенко и его супруга объявлены в розыск, а ряд руководителей этих организаций уже в СИЗО. Полиция в Санкт-Петербурге расследует уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Однако ставить точки в этой истории рано – в России остаётся множество людей, которые продолжают верить в детище Василенко, а некоторые вынуждены просто ждать, потому что надеются вернуть вложенные деньги. Откровенно побеседовали с одной из вкладчиц.
О том, что такое потребительский кооператив «Бест вей» и как он работает – можно прочитать здесь. А при чём тут Life is good и компания Hermes – во втором тексте.
Прежде стоит кратко ввести в контекст основные термины для понимания. ПК «Бест вей» обещает пайщикам помочь приобрести квартиры (и не только) практически без переплаты, какая бывает при ипотеке. Вступаешь в кооператив, вносишь первоначалку, платишь взносы, подходит очередь – заезжаешь в квартиру. Пока всю стоимость не оплатишь, она принадлежит кооперативу, потом переходит в частную собственность.
Подыскивают и активно зазывают в кооператив новых пайщиков консультанты холдинга Life is good (в чистом виде сетевой маркетинг). Пайщикам параллельно предлагают открыть счёт Vista якобы в международной инвестиционной компании Hermes Management. Мол, не только плати за будущую квартиру, но и приумножай свои накопления через инвестиционный счёт. Хочешь большего – сам привлекай новых пайщиков и вкладчиков, будешь бонусы получать, станешь консультантом Life is good, а если хорошо пойдёт, до директора вырастешь – откроешь офис в родном городе, будешь развивать сеть, уровень повышать.
Вот только из-за уголовного дела и связанных с этим оперативных действий (полицейские провели обыски в офисах компаний в Санкт-Петербурге, связанных с Василенко, и изъяли документацию, технику и серверы) доступ в личные кабинеты консультантов Life is good прекращён, как и в кабинеты пайщиков. Кроме того, невозможно вывести деньги со счетов Vista, что, по сути, парализовало деятельность и инвестиционной компании Hermes.
Руководитель отдела закупок одной из дизайнерских компаний Москвы Татьяна Булгакова решила открыто рассказать корреспонденту ИА «Чита.Ру» о том, как стала вкладчицей Hermes, чтобы на своём примере предостеречь сограждан от участия в сомнительных проектах.
«Ты же хочешь зарабатывать?»
– Однажды мой друг Дмитрий познакомил со своей мамой – Любовью Алешко. Это очень бодрая пенсионерка, которая, по её же словам, живёт за счёт прибыли от неких инвестиций. Она сразу стала рассказывать о плюсах компании, пригласила на РБС (региональный базовый семинар – А.С.), он проходил в одном отеле на проспекте Мира. Я пошла, познакомилась там с разными людьми. Любовь Александровна оказалась консультантом Life is good.
– Её речи и то, что происходило на РБС, показалось вам убедительным?
– Сразу поняла, что это какой-то лохотрон, но думала, он ещё несколько лет проработает. У меня было на тот момент свободных 800 тысяч рублей, хотела их быстренько прокрутить, чтобы отдать долг сестре. Поэтому, выслушав увещевания пенсионерки, решила открыть счёт Vista в компании Hermes – это было в конце марта 2021 года (копия договора с компанией на оказание «образовательных и консультационных услуг об инвестиционных механизмах и способах управления капиталом» имеется в распоряжении редакции – А.С.). Думала, подкоплю, а в начале 2022-го деньги заберу.
Но я не только её слушала, общалась с людьми, кто по несколько лет счёт держал и деньги выводил, были и те, кто тоже только начинал этот путь. Главное, все сходились во мнении, что это должна быть сумма, которую не жалко.
Конечно, Любовь Александровна предлагала мне тоже стать консультантом Life is good, но я отказалась, не дай бог.
– Вам предлагали вступить в кооператив «Бест вей»? Вообще хоть кто-то пытался скрывать, что всё это связано?
– Если это секрет, то секрет Полишинеля. Любовь Алешко является консультантом в дирекции Игоря Романовского. Он для неё старший в иерархии, всегда просит консультантов, чтобы те давали его контакты новым клиентам. Оба они представляют Life is good, открывают счета Vista и при этом агитируют за вступление в кооператив «Бест вей». Мы с ним познакомились сначала по видеосвязи, а потом лично во время РБС в отеле.
Людей обрабатывать они умеют прекрасно. Причём ты им интересен до тех пор, пока у тебя есть деньги. Меня даже убеждали продать квартиру-студию в Подмосковье и эти деньги тоже положить на инвестиционный счёт. Но я бы никогда столько денег в эту секту не понесла, я в неё не верю. По сути, Любовь Александровна такая же пострадавшая, которая легко верит в мифы, а потом транслирует их на других людей.
– Секту?
– Потому что много общего, то же слепое верование в создателя, бесконечные мантры про позитив, сборища, обучение, привлечение в процесс знаменитостей и прочая дребедень.
Повторюсь, мне и тогда казалось, и сейчас, что никакой финансово-оправданной основы у всей этой схемы нет. Никто же вам толком не объяснит, каким образом крутятся ваши деньги, куда они вкладываются и почему приносят доход. Вам просто скажут: «Ты же хочешь зарабатывать? Посмотри на меня, я успешный и крутой».
«Боги» сетевого маркетинга
– Директор Игорь Романовский – что это за человек, в чём выражалась его «крутость»?
– Ему лет 40, франт, сам из Питера. Стал миллионером, чем он явно кичится. Меня зазывали на один из сборов, который проходил в Турции, но я не поехала. А потом оттуда нам скинули видео, как он со сцены делал предложение своей возлюбленной (видео имеется в распоряжении редакции «Чита.Ру» – А.С.). В своей речи он открыто рассказал, что купил ей машину сначала за 5 миллионов рублей, а потом за 7 миллионов. А затем и вовсе подарил ключи от квартиры в Турции за 150 тысяч евро. Откуда у него такие деньги?
Они сначала все милые и обходительные, но при этом вгрызаются в тебя как клещи. Будут звонить по 20 раз, приглашать на РБСы, уговаривать и тянуть из тебя всё больше денег. А как что-то пойдёт не по их сценарию, риторика сразу поменяется, вежливый тон сменится на наглый и дерзкий.
– Мама вашего друга вас о таком не предупреждала?
– Кажется, она всю жизнь занимается сетевым маркетингом, не только в Life is good. Интересно, что она с самого начала нашего знакомства пыталась мне что-то продать, вплоть до биологических добавок. Она грамотная, у неё ясный ум, очень красиво говорит. Мне она показалась очень убедительной. Конечно же, ни о каких подводных камнях не предупреждала.
Были вещи, которые меня в ней смущали. Например, я знала, что у неё есть какие-то тёмные истории с кредитами. При этом она нисколько не стесняется привлекать в компанию всё новых людей, свято верит в неё, хотя, я уверена, прекрасно понимает, к чему всё это ведёт. Она даже квартиру свою продала в Челябинске, чтобы вложить в компанию. Человек последние лет 5 живёт за этот счёт, состоит в кооперативе и так далее. Как ей теперь отступать?
Сказали ждать
– Когда наступил переломный момент в вашей истории?
– С января 2022 года вывод средств со счетов Vista стал невозможен. Сначала говорили, что вывести можно через Binance, то есть через криптобиржу. Но регистрироваться там не так просто, и у меня, честно говоря, не было времени. Потом вывод вообще прекратили. Сказали ждать, обещали, что через месяц всё наладится. И с февраля так и ждём до сих пор, пока не нормализуется ситуация.
– Получается, вы внесли на счёт 800 тысяч рублей – это был какой-то официальный перевод на счёт компании Hermes?
– Деньги на счёт Vista я заводила через директора и консультанта. Первый раз деньги передавала наличными в торговом центре «Атриум» в Москве. Во второй раз Любовь Александровна попросила сделать перевод на карточку другому консультанту, которая живёт чуть ли ни в Ханты-Мансийске. Я отправила, зачисление потом отобразилось на моём виртуальном счёте. Понимаете, всё строилось на каком-то доверии, Романовский всегда подчёркивал, что это важно. Поэтому у меня даже никаких расписок не осталось.
Когда вывод средств остановился, я какое-то время ждала, но потом стала интересоваться, как всё-таки поступить, чтобы спасти деньги. Написала в одном из чатов, где собираются те, кто противостоит Life is good. Игорь Романовский об этом узнал и рассказал Любови Александровне. Что тогда началось… Она стала писать мне, оскорблять, говорить, что я дура и не умею ждать, ведь у компании всего лишь временные трудности. Угрожала, что выдернет мне ноги, и советовала лечиться в психушке.
Романовский же пытался воздействовать на меня через Диму, говорил, что в первую очередь выведет для меня деньги, когда всё заработает. Уверял, что я невменяемая. Но когда я сказала, что ждать не намерена, директор и вовсе меня заблокировал, почистив все переписки. Так же следом поступила и Любовь Александровна (скриншоты переписок с оскорблениями в адрес Татьяны Булгаковой имеются в распоряжении редакции «Чита.Ру» – А.С.).
С Димой мы продолжаем поддерживать общение. Он очень переживает за маму и трепетно к ней относится, но при этом понимает, что она неправа. Разубедить в этом он её не может. Сам он вложил на счёт Vista 4,5 миллиона рублей.
– Знаете людей, которые также отчаялись вернуть свои деньги?
– Конечно, мы все общаемся, у нас уже есть чат из тех, кто не может вернуть деньги. Мы с девочками готовы открыто говорить о том, что с нами произошло, выступать в СМИ. Есть и те, кто уже написал заявления в полицию. И у них есть первые результаты – консультанты и директоры хотя бы ведут разговоры о возврате денег, но пока торгуются.
Удивительно, но много тех, кто не хочет возвращать деньги, ждут. Либо смирились с тем, что они их потеряли. Я общалась с ребятами из Воронежа, у которых офис Life is good, он открыт, работает до сих пор. Они говорят, что пока готовы ждать, но если в мае возврата не произойдёт, то тоже будут писать заявления. У одного там 15 тысяч евро, а другой, правда, успел вывести деньги со счёта.
– А вы уже обратились в полицию?
– Я готова написать, но пока не понимаю, как лучше поступить. При этом я консультировалась с адвокатом по поводу коллективного иска. Она говорит, что желательно объединяться с пострадавшими от одной директории (вкладчикам из сети одного директора Life is good – А.С.), тогда в этом есть смысл. А присоединяться к Питеру (где ведётся расследование уголовного дела – А.С.) нам сложновато, все боятся, что дело встанет, движение заявления не отследишь. Поэтому девочки-потерпевшие в Москве писали заявление по месту жительства. В мае я планирую всё-таки писать заявление и, наверное, напрямую в Санкт-Петербург.
Игорь Романовский тем временем в конце 2021 года зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в Санкт-Петербурге (выписка из ЕГРИП имеется в распоряжении редакции – А.С.). Думаю, чтобы легализовать свои доходы. А Любовь Александровна продолжает верить и ждать, советуя так же поступать и остальным держателям счетов Vista. Единственное, просит «не надоедать» ей постоянными вопросами о том, когда же они всё-таки заработают вновь.