Крестный ход — это необязательно перекрытые на несколько часов к церковному празднику улицы. Иногда это настоящее путешествие: 4 дня, 30 километров в сутки, ночевки в спальниках. Мы узнали у священника, как и зачем верующие в Забайкалье идут от санатория «Кука» до озера Иргень и у кого просят помощи в своих бедах.
Когда?
Ежегодный крестный ход в 2022 году прошел в Забайкалье с 20 по 24 июня. У мероприятия нет конкретных дат — они двигаются в зависимости от того, на какой день выпадает праздник Святой Пасхи.
— От Пасхи отсчитывается 50 дней, это день Святой Троицы. И потом от Троицы еще неделька, и начинается крестный ход, — рассказывает священник Валерий, клирик Казанского собора иконы Божией Матери в Чите.
Откуда и куда?
Верующие Забайкалья проходят около 90 километров. Начинается маршрут от храма святого великомученика Пантелеимона на территории санатория «Кука», затем крестный ход следует до станции Кука. Далее участники проходят станции Яблоновая и Сохондо, прибывают в поселок Ягодный, а затем достигают конечной точки — озера Иргень.
Озеро Иргень в Читинском районе Забайкальского края принадлежит к бассейну Селенги, располагается на юге Витимского плоскогорья. Длина водоема — 8 километров, ширина — до 4,2 километра. Считается святым местом для людей разных вероисповеданий в Забайкалье.
Как?
Паломников в 2022 году было около 40 человек — примерно столько и участвует каждый год. Отец Валерий объясняет, что специально людей никто не отбирает и не ограничивает количество:
— С божьей помощью! Есть постоянные, кто каждый год ходит. Например, один человек уже на протяжении десятилетий постоянно участвует в крестном ходе. Делается объявление на наших разных церковных ресурсах, в соборе. И желающие люди откликаются. Но всегда есть костяк — те, кто ходит каждый год туда. Это около 10–15 человек.
За день паломники проходят около 30 километров, на ночлег останавливаются в населенных пунктах. Обычно администрации выделяют помещение школы или клуба, где участники крестного хода располагаются в спальных мешках.
Чтобы паломники не тащили на себе всё снаряжение и провизию, за ними следует микроавтобус. Его хозяин — как раз тот человек, который участвует в крестном ходе уже не одно десятилетие. Автомобиль в помощь — его личная инициатива.
В течение дня идущие периодически делают привалы, чтобы перекусить и отдохнуть, ведь среди них много пожилых людей. С собой крестоходцы берут аптечку, среди них обязательно есть медики, которые могут оказать первую помощь при необходимости.
Почему?
Отец Валерий рассказывает историю крестного хода:
— Это не туристический поход. В окрестностях озера Иргень в XVII веке воины были замучены воеводой Афанасием Пашковым (первый нерчинский воевода. — Прим. ред.). Скорее всего, они пострадали за свою истинную православную веру. Их мощи долгое время хранились в той местности. Там в XIX веке был миссионерский стан, несколько храмов, дома, жил постоянно священник. Мощи мучеников хранились под спудом церкви: то есть в подвале под храмом были гробы, где лежали мощи иргенских мучеников.
Потом настало лихолетье безбожное, это начало XX века, революция 1917 года, когда было всё разрушено и уничтожено. И вот здесь след святых мощей теряется, но мы верим, что они там, где-то там на иргенской земле, возле озера. Где-то там они есть, просто неизвестно, где доподлинно. Все люди, которые ходят туда крестным ходом, они просят молитв этих мучеников о своих нуждах: кто-то болеет, у кого-то болеют дети, у кого-то семейная жизнь не складывается, у кого-то сложилась, но дети не рождаются.
Помогает?
— Уже отмечено на протяжении нескольких лет, что молитвы иргенским мученикам действуют. То есть прошел человек крестным ходом, помолился, и у него рождаются дети, и не один, не два, а три и больше. Постоянно, каждый год, являются чудеса. Люди просят исцеления от болезней, просто это пока не фиксируется, к сожалению. Вся суть в этом, мы не просто прогуливаемся от Куки до Иргени, отдыхая и наслаждаясь природой. Это молитвенное делание, то есть в течение всего хода совершается молитва — от начала и до конца. Когда приходим на место, читаем Псалтирь.
Правящий архиерей благословляет кого-то из священников или двоих, кто обязательно должен там присутствовать. В этом году я сподобился такой радости — сходить в крестный ход, — говорит отец Валерий.