Общество Происшествия 90-е Среди обломков были тела людей, красная рыба и Toyota. Вспоминаем крушение Ан-8 под Читой

Среди обломков были тела людей, красная рыба и Toyota. Вспоминаем крушение Ан-8 под Читой

В авиакатастрофе в 1992 году погибли 14 человек

Самолет Ан-8 (RA69346) при заходе ночью на посадку 30 октября 1992 года в простых метеоусловиях исчез с радаров за 6 километров до начала ВПП аэропорта Кадала в Чите

Ночью 30 октября 1992 года при заходе на посадку у аэропорта Читы (Кадала) потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-8. Все, кто находился на борту, погибли. Как выяснится позже, самолет был неплохо загружен, но вовсе не военной техникой или специальным оборудованием. На злосчастном рейсе нашли, помимо экипажа, тела обычных пассажиров, рыбу и даже иномарки.

Кажется, это было совсем недавно, но прошло больше 20 лет. 1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Яркая, шумная, свободная. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. 90-е запомнились новизной. Всё было другое — другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время невиданных до этого по своим масштабам китайских рынков, праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 90-х была для Читы и Забайкалья? Давайте вспоминать вместе!

— Помню, раздался звонок: «У нас ЧП, крушение в районе аэропорта!» (авиакатастрофа произошла в 04:47 утра по местному времени. — Прим. автора). Я немедленно выехал на место, где уже работали все необходимые структуры: там и милиция, и следователи, и спасатели — МЧС тогда только формировалось, — вспоминает события 30 октября 1992 года Равиль Гениатулин, руководивший в тот период администрацией Читы.

Самолету не хватило всего около пары километров, чтобы приземлиться в читинском аэропорту

Самолет Ан-8 с бортовым номером СССР-69346 собрали в далеком 1960 году на Ташкентском механическом заводе (завод № 84). В этом же году он и совершил свой первый полет. Из карточки борта, размещенной на портале RussianPlanes, следует, что воздушное судно эксплуатировало частно-индивидуальное предприятие (ИЧП) «Авиа» из Новосибирска. А на злосчастный рейс его зафрахтовала новосибирская коммерческая фирма «Польснаб».

СССР начал использовать Ан-8 в 1950-е годы для перевозки до 11 тонн груза (40 парашютистов) на расстояния до 2000 километров

Рейс вылетел из аэропорта Елизово Петропавловска-Камчатского и должен был приземлиться на аэродроме Ельцовка в Новосибирске с промежуточными посадками, в том числе в Чите.

— Картинка, что я застал на месте трагедии, была страшная. Лежали среди обломков тела людей, а один человек был еще жив. Его быстро отправили на скорой в клиническую больницу Читы, но он скончался тоже. Всего летели 14 человек, на борт погрузили большое количество дальневосточной рыбы — крупные такие рыбины лежали. И плюс еще я впервые увидел тогда перемещенный по воздуху автомобиль. Легковой, но все-таки автомобиль. Кажется, это была Toyota. Это же больше военный борт, с задними откидными люками — видимо, так и погрузили, — рассказал Равиль Гениатулин.

Газета «Коммерсантъ» в ноябре 1992 года по горячим следам, пока департамент авиационного транспорта России занимался расшифровкой «черных ящиков», описывала подробности произошедшего.

— Связавшись с аэропортом Читы, экипаж получил разрешение на посадку, но неожиданно при подлете к аэродрому исчез из виду. Сразу же после прекращения связи с ним были организованы поисковые работы. По прошествии запланированного времени посадки Ан-8 в воздух были подняты самолет и вертолет спасательных служб. В ночной темноте они искали предполагавшийся в случае крушения пожар. И не нашли. Только около 7 часов утра упавший и развалившийся два часа назад Ан-8 был найден недалеко от взлетной полосы аэродрома. Единственный оставшийся в живых из 14 летевших в самолете Николай Хренов скончался в больнице. Долгое время спасатели не могли найти полетные документы, так как часть кабины утонула в протекавшей рядом с местом падения реке Кадалинке. Около развалин самолета были разбросаны остатки копченой красной рыбы, консервов и трех автомашин Toyota, — писал тогда «Коммерсантъ» со ссылкой на исполняющего обязанности директора читинского авиапредприятия Александра Прутских.

Оперативные службы не сразу нашли место крушения самолета, так как на месте происшествия не было пожара

О том, что самолет лишь немного не долетел до взлетно-посадочной полосы (позже выяснилось, что до нее Ан-8 не хватило 1,6 километра), рассказывает и Равиль Гениатулин.

— Как говорили потом опытные летчики, не хватило буквально полведра топлива, может, даже и меньше, чтобы двигатели доработали, и борт мог приземлиться. Поэтому и пожара никакого не было, топливо было на ноле. Он просто нырнул в овражек, штопором вошел и рассыпался, развалился. Не на крупные фрагменты, но разрушился. Потом мы начали заниматься вместе с руководителями аэропорта и другими структурами тем, чтобы были проведены все необходимые экспертизы, а тела доставлены, куда надо. Потом началось расследование, но мы глубоко не вникали в это дело, не наша компетенция. Поэтому я окончательных выводов не знаю, — добавил экс-мэр.

По начальной версии, которую приводит «Коммерсантъ», в самолете находились женщины, тела которых, однако, обнаружены не были. Кроме того, найденная на месте падения самолета женская шуба оказалась подарком одного из членов экипажа теще, а косметичка использовалась кем-то в качестве кошелька.

Позже станет известно, что погибли пять членов экипажа во главе с командиром воздушного судна Валерием Ефимовым и девять пассажиров, двое из которых отмечены как «служебные». Все — граждане России. На борту действительно были рыбопродукты, упакованные в картонные ящики, и не один, а целых три автомобиля марки Toyota. Общий вес груза составлял 4,2 тонны.

Уголовное дело по факту крушения самолета заводили еще по кодексу периода СССР

Как удалось выяснить ИА «Чита.Ру», транспортная милиция в октябре 1992 года возбудила уголовное дело по части 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). Правда, в марте 1993 года дело передали в Дальневосточную транспортную прокуратуру, после чего следы теряются, так как из-за реорганизаций в ведомстве архив с уголовными делами оказался в ведении Следственного комитета на транспорте, но в каком именно подразделении — установить не удалось.

И это, кстати, было не единственное уголовное дело, связанное с крушением Ан-8 под Читой. По данным «Коммерсанта», еще несколько дел УВД на транспорте возбудило по фактам мародерства: прибывшие на место катастрофы спасатели стали собирать остатки продуктов из развалившегося самолета, а также прикарманивать личные вещи и деньги погибших, что наделало немало шуму в самой Чите.

Выводы комиссии, проводившей расследование по факту крушения самолета Ан-8 в 1992 году, можно найти на сайте федерального информационного агентства Avia.pro.

— Авиакатастрофа была следствием нарушения правил подготовки к полету со стороны экипажа, что вызвало вылет воздушного судна с объемом топлива, который был недостаточен для благополучного окончания задания полета. Происшествие стало следствием: невыполнения диспетчером АДП аэропорта Елизово и дежурным штурманом собственных обязанностей в отношении контроля за подготовкой экипажа к полету; невыполнения экипажем правил исполнения полетов, которое выразилось в непринятии решения садиться на ближайший аэродром при критическом остатке топлива, — говорится в сообщении.

Эксперты уверены, что причиной катастрофы стала именно ошибка экипажа плюс превышение допустимого посадочного веса при небольшом остатке топлива (к тому же с учетом встречного ветра).

Останки воздушного судна, по воспоминаниям очевидцев, долгое время оставались на месте крушения — практически в чистом поле. Но позже их вывезли и утилизировали. Мемориала или памятного знака там не появилось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления