Жвачка — неотъемлемый элемент поп-культуры, пришедший к нам из Америки ближе к концу 50-х годов. Тянущаяся, яркая и молодежная чудо-резинка моментально вызвала у неизбалованных советских людей интерес и стала атрибутом стиляг. В 90-х же, когда в страну хлынула волна импортных товаров, десятки видов разнообразной резинки заполнили прилавки магазинов. Мы вспомнили, как жвачка произвела фурор, как именно ее жевали, что использовали вместо нее, и, конечно же, о коллекциях вкладышей.
Кажется, это было совсем недавно, но прошло больше 20 лет. 1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Яркая, шумная, свободная. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. 90-е запомнились новизной. Все было другое — другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время невиданных до этого по своим масштабам китайских рынков, праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 90-х была для Читы и Забайкалья? Мы уже вспомнили страшное крушение самолета Ан-8 под Читой в 1992 году.
Буржуазный «бубль-гум» в СССР
Зародилась жвачка еще в конце XIX века в Америке. Тогда этот продукт не нашел широкой востребованности, однако примерно к середине ХХ века ее популярность резко возросла.
В Советском Союзе впервые о жвачке узнали лишь после Второй мировой войны, когда изолированное от всего мира государство решило приподнять железный занавес и провести в 1957 году в Москве первый Всемирный фестиваль молодежи. Иностранцы привнесли в закрытую страну множество предметов западной жизни, которые вскружили голову советским людям — рок-н-ролл, брюки клеш, «хипповые» прически, газировку и жвачку. Кстати, фраза «Мир. Дружба. Жвачка» пошла именно оттуда — студенты так переделали слоган фестиваля «Мир. Дружба. Фестиваль», так как советские проверяющие не пропускали в страну популярную в то время на Западе жевательную резинку.
В 1968 году жевательная резинка начинает впервые производиться на территории СССР — освоить производство жвачки, или, как ее называли тогда, chewing gum, взялась эстонская кондитерская фабрика Kalev. Завод выпускал клубничную, мятную и апельсиновую жвачку. Стоила она 15–20 копеек.
К тому времени уже вовсю шли гонка вооружений, соперничество за освоение космоса, жёсткая пропаганда против империализма и стран Запада, а потому советская власть была не в восторге от любого подражания западному укладу. Под удар попала и пришедшая жевательная резинка. Власть всячески внушала населению, что жвачка — символ «бездумной жизни», атрибут буржуазии, и взращивала мнение, что она вредит здоровью, а акт ее жевания бескультурный и неэстетичный. После таких гонений жевательная резинка попала под запрет.
Смерть за жвачку
Однако жвачка становилась всё более желанной среди населения, а особенно среди детей. Невозможность получить запретный плод даже привела к трагедии. 15 марта 1975 года на стадионе «Сокольники» в Москве состоялся товарищеский хоккейный матч между юниорскими сборными СССР и Канады. Спонсором канадских спортсменов был мировой лидер по производству жевательной резинки Wrigley.
По условиям контракта, канадские игроки получили по пятнадцатикилограммовой коробке жевательной резинки этой фирмы, которую они обязаны были бесплатно раздавать. Канадцы разбрасывали жвачку по трибунам стадиона и в рекламных целях снимали на камеру, как толпы советских детей, обезумевших от счастья заполучить столь желанный западный продукт, кидались ее собирать.. В давке погиб 21 человек, 13 из них не было 16 лет, получили увечья 25 человек. В советских СМИ о трагедии не было ни слова, а мемориальная доска на стадионе появилась лишь в 2013 году.
После этого инцидента, дабы не повторить трагедию, руководство страны решило наладить производство жевательной резинки в СССР в преддверии грядущей московской Олимпиады. В 1979 году было закуплено четыре линии по производству жвачки — они ушли на крупную московскую фабрику «Рот-Фронт», а также в Ленинград, Ереван и Таллин.
В стране появилась мятная, апельсиновая, клубничная, малиновая и даже кофейная резинка. Названия у нее не было, на упаковке было написано просто «жевательная резинка». В пачке было пять длинных пластиков. По воспоминаниями современников, ее качество оставляло желать лучшего — вкус терялся очень быстро, пузыри не надувались, и стоила она довольно дорого по тем меркам.
Жвачный бум в 90-х
«Золотой век» жвачки в России выпал на конец 80-х — начало 90-х годов. В это время в страну хлынул поток нового импортного «бубль-гума» с Запада из-за распада Советского Союза.
Turbo — одна из самых популярных жвачек в России и СНГ от турецкой компании Kent. Turbo была пределом мечтаний для школьников того времени. Ее сочность, яркий аромат, вкус фруктов и красивое оформление моментально сделали эту жвачку одной из самых желанных для детворы.
Жвачка Donald пришла в Россию из Голландии, она была названа в честь персонажа мультфильма компании Walt Disney.
Турецкая серия Love is популярна и по сей день благодаря своим красочным вкладышам с иллюстрациями о любви.
Boomer родом из Испании с супергероем, обладающим способностью, словно резину, растягивать свое тело. Эта жвачка особенно ценилась среди подростков за сочность и огромные пузыри, которые из нее получались.
Также в страну хлынули китайские жвачки Da Da, BombiBom, Pu Pu, Сenter shock, Dunkin, а чуть позже и вся линейка Wrigley's. Вся жвачка, за исключением той, что продавалась пачками, стоила в пределах 0,5–1,5 рубля.
А уже ближе к концу 90-х появились очень сочные Malabar, Hubba Bubba, Juicy fruit, а также Stimorol, Eclipse и жвачки в виде сигарет. Жвачки появилось много и на любой вкус.
Жевали всё, что жуется
Жевательная резинка стала предметом культа среди подростков. Учителя в школах, как могли, боролись с резинкой, заставляли публично ее выплевывать, отчитывали на собраниях и классных часах. Жвачка была не только отличной возможностью освежить дыхание, но, главное, она была развлечением, показателем статусности, особенно когда лопаешь большой пузырь. Одну резинку могли жевать неделями или делить ее со всем классом или двором. Вопросы гигиены при этом никого не волновали. А чтобы она не теряла вкус, ее посыпали сахаром, поливали вареньем или сиропом, а для придачи цвета некоторые разгрызали вместе с ней грифель карандаша.
Выглядеть круто и быть популярным благодаря резинке хотелось всем, и те дети, которые по каким-то причинам не могли позволить себе жвачку, добывали ее любыми способами — выпрашивали у иностранных туристов, вовсю жевали гудрон и смолу. Некоторые рассказывают, что пробирались ночью на вокзал и при помощи палок собирали из цистерн неизвестную сладкую жижу, которую потом превращали в заветную жвачку. По их словам, получалось ничуть не хуже, а то и в разы лучше современных аналогов.
— Из экзотичного, что нам заменяло жвачку — патока. Мы ее так называли, а что это было на самом деле, никто не знает. Нашли мы ее совершенно случайно в вагонах-цистернах, которые стояли на запасных железнодорожных путях. И вот в этих цистернах была какая сладкая жижа, иначе ее не назовешь, что-то между медом и киселем по консистенции, в которой к тому же плавали какое-то несчетное количество ос и пчел. Под покровом ночи мы делились на небольшие группы по 3–5 человек, выдвигались к этим цистернам, 2–3 человека опускали в них длинные палки, на них налипала эта патока, после чего собирали ее в вёдра. Приносим добычу домой, и дальше уже мамы и бабушки колдуют с ней. Кипятят, с чем-то смешивают, и на выходе получаем и варенье, и жвачку, и конфеты, и вообще, всё, что только хотел ребенок в середине 90-х, — вспоминает собеседник агентства.
В интернете можно найти упоминания, что заменяли жвачку и резиновыми прокладками от флаконов с одеколоном, которые попадались под крышкой. Чтобы лучше жевалось, их предварительно размягчали на батарее. А некоторые использовали даже мазь для лыж.
Валюта нашего детства
Неподдельной страстью для детей были вложенные практически в каждую жвачку вкладыши с красочными картинками. Они стали для школьников настоящей ценностью.
Вкладыши разных марок носили тематический характер, например, на вкладышах от Donald были сцены из диснеевских мультфильмов, на вкладышах Тurbo — фото автомобилей, а в Dunkin — кадры из голливудских блокбастеров. Дети коллекционировали их, как правило, вклеивая в школьные тетради.
Особенно культовыми были вкладыши Love is, в основу которых легли любовные послания новозеландской художницы Ким Касали своему мужу. Ким рисовала милые сценки из бытовой жизни их пары на бумажных салфетках, подписывая сверху «Любовь — это…», а снизу соответствующее продолжение фразы. Готовую салфетку она подкладывала мужу каждый день утром в его кабинет. Впоследствии рисунки художницы стали публиковать. Сейчас за женщину картинки рисует нанятый ей художник. Он выпускает их ежедневно даже после смерти молодоженов.
Но настоящий фурор производили «Дуйка» и фабрика «К-Артель», которые выпускали свои многочисленные легендарные «жвачки по рублю», ставшие, без преувеличения, символом эпохи. Эти жвачки были ссыпаны в банку на кассе почти любого магазина и киоска, и школьники с нетерпением ждали конца уроков или перемены, чтобы забежать и купить себе резинки на всю накопленную мелочь. Этими же жвачками в магазинах постоянно давали сдачу. Сами резинки были твердые, а надуть пузырь было и вовсе нереально. Как правило, они просто рассыпались во рту, однако цена в один рубль и заветная вложенная картинка брали верх. Найти в таких жвачках можно было вкладыши со спортсменами, анекдотами и даже с эротикой, они, к слову, никогда не котировались среди школьников. Куда больше ценились вкладыши с покемонами или машинами.
Чуть позже создатели жвачек стали вкладывать помимо картинок наклейки и переводные татушки. Наклейки лепили в детских на шкафы, на холодильники, на зеркала в прихожей, татуировки же были в особом почете, но, как правило, их приходилось тщательно скрывать от родителей.
Коллекция редких вкладышей и сегодня вызывает восхищение, а особые ценители выкупают недостающие обертки за большие деньги. Так, на «Авито» можно встретить множество объявлений, где люди продают свои коллекции вкладышей за огромные деньги.
Сейчас прилавки заполонили сотни разнообразных видов жвачки на любой вкус и цвет, так что она стала привычным элементом нашей жизни и особой значимости в себе не несет. С задачей освежить дыхание отлично справляются Orbit, Dirol, Eclipse и Five, а вот возрожденные Love is и Turbo (которые уже стоят совсем не рубль) тешат лишь редкого ностальгирующего покупателя. Диковинность жвачки осталось где-то в начале нулевых, в коллекциях вкладышей и в нашем таком скромном, но насыщенном детстве.