Общество Культура Блатной «кодекс чести» АУЕ*. Что осталось от него в Забайкалье?

Блатной «кодекс чести» АУЕ*. Что осталось от него в Забайкалье?

Губернатор Осипов считает, что за 3 месяца победил в крае АУЕ*. Нехило, да?

Стереотип о том, что ауешники* — это парни в кепках и спортивных костюмах без образования, с одной стороны, верный, а с другой — ошибочный

Есть арестантский уклад, который един. Он нигде не записан, но правила эти среди арестантов хорошо известны: «не красть у своих», «не сотрудничать с властями и с полицией», не вовлекать людей в преступный мир против их воли и не отталкивать людей, которые стремятся в этот мир войти. Учить новичков. Такой своеобразный «кодекс чести».

«Мы с вами — край aуешников* (движение АУЕ* признано экстремистским и запрещено в РФ) и малолетних преступников» — так в марте 2022 года приезжий губернатор Забайкальского края Александр Осипов охарактеризовал регион, аккуратно уточнив, что об этом «говорит статистика». А спустя 3 месяца он заявил, что проблема АУЕ* в Забайкалье решена. Нехило, да? Ни много ни мало губернатор изменил сознание забайкальцев, искоренив движение с многолетней историей. Действительно ли забайкальцы под руководством Осипова за 3 месяца эволюционировали из урок?

Пацанчики в спортивках — это ауешники*?


Доподлинно неизвестно, сколько существует движение АУЕ*. Широкое распространение оно получило в 2000-х, когда про него начали говорить в СМИ, но все эти понятия существовали и раньше. В 90-е, если ты общался с людьми от 30 лет и выше, по-любому находился какой-нибудь старший, который говорил, что менты — козлы, а пацаны ваще ребята. Так всегда было во дворах. Стереотип о том, что ауешники* — это парни в кепках и спортивных костюмах без образования, с одной стороны, верный, а с другой — ошибочный.

Почему он верный? Молодые люди со свойственным им максимализмом все правила готовы возвести в абсурд. На малолетках (колонии для малолетних преступников) всё это буквально, строго и безапелляционно, над этим даже взрослые люди, давно пребывающие в преступном мире, посмеиваются. Например, если есть в передачке красные помидоры, их надо выкинуть, потому что красный цвет — это западло. Или мать приехала на свидание в красной одежде, на него нельзя идти по тем же причинам. С таким же максимализмом малолетки подошли к изучению АУЕ* и его практике на свободе.

Но, с другой стороны, этот уклад не предназначен для обычной свободной жизни, где действуют другие жизненные порядки. А правила АУЕ* регламентируют все сферы жизни человека, нормально жить по ним на воле очень сложно, если вообще получится. Но всё-таки появление уркаганских понятий было закономерным — среди больших масс появились хоть какие-то правила. Почему это заблуждение считать, что ауешники* — малолетки в спортивках? Потому что придерживаться этих понятий могут очень респектабельные в определенных кругах люди. Обычные рабочие, не связанные с криминалом, но взращенные с понятиями, как жить «ровную» жизнь. Один из читинцев поделился своим опытом общения с таким человеком:

— Есть у меня знакомый железнодорожник. Он обычный работяга и мужик, к блатному миру отношения не имеет, но при этом ходит и талдычит, что с ментами якшаться западло. Он отправляет своим друзьям деньги в колонию. Деньги из него не вытрясают — он исходит из соображений, что это его друзья, почему бы не помочь. Выделяет деньги из своего личного бюджета и отправляет. При этом он хороший специалист, семьянин, но ауешник*. Не ворует, не убивает, в «сходках» не участвует и с криминалом никак не связан.

Гопники не равно АУЕ*


Некоторые люди приравнивают гопников к ауешникам*. Но гопники — это скорее субкультура: у них есть свой стиль, свой сленг, свои правила, своя музыка. Но тем не менее гопники и малолетки больше романтизируют криминальный образ жизни.

Во-первых, не все гопники в итоге уходят в криминальный мир, для кого-то это походить в школе семечки пощелкать, где-то мобилку отжать, шапку с прохожего снять. Когда заканчивается этот подростковый период, гопник идет в университет и переходит в более обычный, привычный жизненный уклад: он работает, он заводит семью, он платит налоги. Есть те, кто малолеткой по дурости схлопотал какую-то статью, но продолжил жить нормальную жизнь и от этой культуры отошел, хоть она и оставила какой-то след. И, конечно, есть какая-то часть гопников, которые полноценно влились в этот взрослый мир преступников, стали профессионалами. Профессиональный преступник — это тот, который не имеет никакой профессиональной деятельности, кроме совершения преступлений.

Гопники не всегда действуют по АУЕ*. Например, в АУЕ* есть понятие не трогать детей и не собирать у них деньги на общак (общие деньги, которые отправляют в колонии сидельцам на еду, личные вещи или любые другие нужды). Это, может, делается из благих побуждений, а может, исходя из мер безопасности, потому что с детьми за вымогательство легче присесть на нары. Во-вторых, деньги на общак — это дело добровольное, которое работает так: сегодня ты мне, а завтра я тебе. В реальности, конечно, так не всегда происходит, но пропагандируется добровольность. Ну и также часто гопники прикрываются благими намерениями, собирают общак как помощь какому-то человеку, а на самом деле тратят деньги на пиво или другие личные нужды. Человек, который с криминальным миром связан, их легко отшивает, а связываться с реальными ауешниками* гопникам не с руки. В общем, гопники — шпана, АУЕ* — дело посерьезнее.

Что в Чите и Забайкалье сейчас


Гопников нет в Чите в таком виде, в котором они были в конце 90-х — начале 2000-х, когда они условно стояли на каждом перекрестке и трясли студентов. Одно из первых забайкальских интернет-СМИ «Забинфо» в 2005–2007 годах делало сводки: «отняли телефон», «сняли шапку», «сняли куртку» — это была уличная преступность Читы, которую гопники своими руками поднимали. Полиция иногда пишет, что 17-летка отобрал у кого-то телефон — одиночные проявления бывают, но такое не считается нормальным в массовом создании.

Уроженец Зенитки Александр Ломакин, который сейчас работает в строительном бизнесе, в прошлом и сам терся около криминала. О своем детстве он рассказывает так:

— Это движение, которое есть, конечно, но как бы и нет. При этом с ним постоянно пытаются бороться, удивительно. Это не просто хулиганство (кто в детстве не хулиганил?), а криминал: воровство, грабежи, разбои. Как с этим сейчас, достоверно сказать не могу, но на Зенитке, где я бываю иногда у мамы, на гараже большими буквами метра в два написана эта аббревиатура. Мы себя, конечно, ауешниками* не называли тогда, в конце девяностых и начале нулевых, но по факту этим и занимались, что поддерживали криминальную жизнь. И к этому стремились даже, наверное. Отсюда и сбор грева — такие посылки «на зону», которыми мы с пацанами занимались. Раньше это были как на подбор пацанчики в кепках-восьмиклинках, кожаные куртки, лакированные туфли и какие-то безобразные дешевые брюки. У меня тоже был подобный комплект. Наколки — да. Речь шаблонными фразами про «мусоров» и зону вперемешку с матами — тоже да. Но сейчас, наверное, таких и не встретишь, раньше были прямо очень колоритные персонажи. И блатной романтики меньше стало, конечно.

Что говорит статистика, к которой апеллировал губернатор Осипов, называя нас «краем ауешников* и малолетних преступников»? Обратимся к цифрам, которые предоставила прокуратура Забайкальского края (АУЕ* признано экстремистским в августе 2020 года, первый штраф за пропаганду этого движения в Забайкалье выписали в декабре того же года).

Во втором полугодии за пропаганду АУЕ* в Забайкалье оштрафовано 2 человека, оба в этот момент отбывали наказание в колониях. За первые полгода 2021-го оштрафовано 5 человек, 4 из них были тогда в колониях. Во втором полугодии 2021-го — 4 человека, 3 из которых были в колониях. И в первом полугодии 2022 года 3 арестанта были оштрафованы за пропаганду АУЕ*.

Вообще ауешникам* очень выгодно вовлекать людей в свою идеологию, в том числе молодежь и незрелых подростков. «Жаловаться нельзя, с полицией и властью стоять рядом западло, делиться деньгами надо» — вот вам правила, и живите как хотите. Но сейчас АУЕ* по большей части отошло обратно в тюрьмы. Жить стало посвободнее, общество шагнуло вперед. Основная масса живущих по понятиям людей находится в более отдаленных и менее инфраструктурно развитых районах Забайкалья. Понятно, что официальная статистика не отражает всей реальной ситуации, а отсутствие гопников на улицах и отсутствие вала уличной преступности, это не значит, что нет АУЕ*. Есть оно в такой форме, например, когда нормальный человек, например, ваш коллега считает, что все менты — козлы, но при этом к криминалу не имеет никакого отношения. Ауешник* он или нет? Большой вопрос.

* Верховный суд России 17 августа 2020 года признал международное общественное движение АУЕ экстремистской организацией и приравнял его сторонников к фашистам. Теперь это движение запрещено на территории России, его сторонникам движения грозит до 12 лет лишения свободы и штраф до 700 тысяч рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления