Общество 90-е Вспоминаем, как «Ласковый май» в Чите подрался

Вспоминаем, как «Ласковый май» в Чите подрался

Почему артисты бросили зрителей на стадионе и затеяли драку в аэропорту?

Андрей Разин и группа «Ласковый май» в аэропорту за минуту до драки. Чита, 1989 год. Фотоальбом Евгения Епанчинцева, 2014 год

Группа «Ласковый май» приезжала в Читу в 1989 году для того, чтобы дать концерт, однако дело кончилось дракой в аэропорту. Почему музыканты бросили зрителей, а их охранники боролись с милиционерами и фотографом — в нашем тексте.

Кажется, это было совсем недавно, но прошло больше 30 лет. 1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Яркая, шумная, свободная. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. 90-е запомнились новизной. Всё было другое: другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время невиданных до этого по своим масштабам китайских рынков, праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 90-х была для Читы и Забайкалья? Мы уже вспомнили страшное крушение самолета Ан-8 под Читой в 1992 году, поностальгировали о тех временах, когда жевательные резинки были диковинкой, и вспомнили все читинские «китайки», пейджеры, а также митинги и голодовки.

В Читу приехал не настоящий состав «Ласкового мая», а дублеры. Известно, что продюсер группы Андрей Разин создал около 12 групп из детдомовцев, которые пели под фонограмму голосом Юры Шатунова. Однако сам Разин в Читу приехал. Для него Чита была городом, в котором он недавно жил: в 1984–1985 годах он успел поработать ассистентом режиссера на читинском телевидении и администратором в забайкальской филармонии.

Участник драки, собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Читинской области Борис Вишневский после всех событий так описал предысторию концерта в интервью газете «Марийская правда»:

«При Читинском горкоме комсомола создано хозрасчетное молодежное объединение "Инициатива". Подобные сейчас всюду начинают искать средства, чтобы иметь возможность развернуть работу среди молодежи. Ну а самый быстрый способ сколотить капитал, как они считали, — пригласить популярный коллектив или исполнителя и заработать. Представители «Инициативы» разыскали Андрея Разина и заключили с ним договор. <...> Короче говоря, составили филькину грамоту, без печатей, что "Ласковый май" даст в Чите концерты на стадионе. А когда собрались тысячи людей, пришедших слушать старую фонограмму, начался торг. Разинцы потребовали 80 тысяч и машину "Жигули" на имя руководителя "Ласкового мая". Толкали наших ребят на незаконную сделку и откровенно шантажировали, рассчитывая, что тем деваться некуда. За спиной у них — орущий и беснующийся стадион».

Интервью Е. Брагилевской, 19 августа 1989 года

Машину и дополнительных денег «Ласковому маю» не дали, поэтому группа развернулась и поехала в аэропорт. По мнению Вишневского, там их заранее ждали 13 билетов, хотя это был сезон отпусков и из Читы было невозможно вылететь.

До отъезда ансамбля в аэропорт их удалось поймать читинскому фотокорреспонденту Евгению Епанчинцеву, за что он поплатился. Сначала фотограф приехал на стадион ЗабВО, поснимал там зрителей. Когда же узнал, что артисты улетают, помчался в гостиницу «Забайкалье». Он застал Разина и группу в фойе, успел сделать несколько кадров, прежде чем на него набросились охранники, отобрали фотоаппарат и засветили пленку. Вероятно, они боялись появления в прессе фото «замены». Все фотографии зрителей тут же пропали.

Епанчинцев позвонил Вишневскому, вместе они поехали в аэропорт догонять обидчиков. В аэропорту они попросили милиционеров пропустить их к коллективу, который уже прошел досмотр и стоял в накопителе вместе с другими пассажирами. Два милиционера проводили представителей СМИ внутрь, те по пути договорились, что Евгений будет сразу фотографировать, ни у кого не спрашивая разрешения.

Как вспоминает Евгений Епанчинцев, Вишневский подошел к Разину и попытался выяснить, почему отменен концерт. Тот вместо ответа дал команду охранникам, которых было то ли четверо, то ли шестеро, отобрать фотоаппарат.

«Я беру милиционеров, одного ставлю перед собой, а другого — за собой. В этот момент вижу, что Борис уже лежит или сидит на полу, его с ног сбили», — рассказывает Епанчинцев.

Вишневский вспоминал произошедшее так: «Они на него бросились. Милиционеры защищают, а они тех бьют и истерически кричат: «Детдомовских бьют менты», «Сирот убивают!» Рвут на себе майки и провоцируют толпу на вмешательство. А там собралось человек 400 с двух рейсов. Люди ничего понять не могут, а слышат, что сирот обижают, и готовы ринуться в бой. Я стал объяснять, в чем дело, но мне не дали договорить...»

В это время пришла подмога — еще несколько милиционеров с резиновыми дубинками. Охранники продолжали налетать на фотографа. Борис сказал коллеге вытащить из фотоаппарата пленку, положить милиционеру в карман и убегать. Он так и сделал.

«Бегу. Народ кругом, оббегаю всех. Смотрю, а один за мной гонится. За ним уже милиционер бежит. Я к дверям подбегаю. Они были тогда зеленые деревянные, на замке захлопывающемся. Вижу, как на меня кулак заносится. Дверь открываю, а она не открывается. Кручу ее, как в каком-то мультфильме. Это всё произошло за мгновение, но казалось, что долго», — вспоминает фотограф.

Когда дверь наконец открылась, Евгений успел увидеть, что милиционер дубинкой ударил охранника. Выскочил и закрыл за собой дверь. Задеть его в драке не успели, но вот очки сломали.

После драки музыкантов посадили в самолет и отправили домой. Вишневский вспоминал, что уходя, Разин оглянулся и сказал зло: «Ты, парень, не будешь жить. У нас везде свои люди».

Известно, что музыкальный коллектив снимал побои и подавал жалобу. А читинская прокуратура возбуждала против них уголовное дело. Чем кончилось и первое, и второе — неизвестно.

«Белые розы», которые прославили «Ласковый май» и Юрия Шатунова

Юрий Шатунов родился 6 сентября 1973 года в городе Кумертау Башкирской АССР. В октябре 1986 года он познакомился с руководителем музыкального кружка Сергеем Кузнецовым, который в то время искал исполнителя для своих песен. С этого момента начала зарождаться группа «Ласковый май».

В 1988 году Сергей Кузнецов за 30 рублей продал кассету с песнями в киоск звукозаписи. В том же году он собрался переезжать в Москву. Юрий тоже уехал в столицу вслед за своим учителем. Там его уже ждал продюсер Андрей Разин, который раньше случайно услышал песню Шатунова и начал искать певца. Осенью 1988 года начинается первый большой тур «Ласкового мая». В дальнейшем количество концертов доходило до восьми в день.

В 1991 году «Ласковый май» уехал на гастроли в США. В том же году Шатунов покинул группу, которая после этого распалась. Через год Шатунов записал сольный альбом, но его песни уже не пользовались большой популярностью. В 2010-х Юрий Шатунов выпустил еще несколько альбомов. В 2015-м он получил премию «За вклад в развитие российского шоу-бизнеса». Последние годы Шатунов судился с Андреем Разиным. Продюсер «Ласкового мая» запрещал артисту исполнять песни музыкального коллектива и даже выиграл суд. Но потом песни «Ласкового мая» вернули Юрию Шатунову.

Скончался солист группы «Ласковый май» Юрий Шатунов 23 июня 2022 года. Певец умер в результате обширного инфаркта, ему было 48 лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления