Современный исследователь Александр Лаврентьев в изданном в июне 2022 года выпуске № 24 журнала «Загадки истории» напечатал статью «Великий чайный путь. Обычай чаепития в России привил Петр Великий».
Понятно, что многие историки с ним не согласны, считая, что Петр был любителем кофе, который он активно насаждал в новой столице России Петербурге. Тем более что чай из Китая впервые появился еще при дворе деда Петра Алексеевича, царя Михаила Федоровича. В 1618 году не то послы из Поднебесной, не то русские посланцы, побывавшие в Китае, преподнесли его московскому правителю.
По словам методиста Государственного музея истории Санкт-Петербурга Елены Калининой, бояре «попробовали и доложили государю, что «сия китайская трава очень жестка, горька и плохо жуется». Тогда царь выяснил у посла, как же всё-таки надо с ней обходиться. Оказалось, что ее надо заваривать кипятком».
И вроде бы именно в пику молодому царю с его новой столицей и кофеманией в старой столице Москве стали демонстративно отдавать предпочтение напитку, заведенному еще при деде царя, — чаю. А уж из Первопрестольной чаемания пошла гулять по российским провинциям.
То есть прямо или косвенно, но именно при Петре I обычай чаепития распространился по нашему Отечеству, а через наш край тогда же пролег чайный путь, названный Великим.
Путь чая через Европу
Известно, что первыми европейцами, познакомившимися с китайским чаем и полюбившими его, были португальцы, проложившие в 1516 году постоянный морской путь из Европы в Китай. И уже в 1517 году чай начали употреблять при королевском дворе этой страны. После того как в 1557 году Португалия открыла постоянное торговое представительство в Макао, связи с Китаем стали еще более прочными.
В 1559 году секретарь Большого совета Венеции Джанбаттиста Рамузио в сочинении «Походы и путешествия» впервые в Европе упомянул о чае, точнее его медицинском использовании. Через год этот напиток описал лично познакомившийся с ним иезуит Джаспар де Круз. С этого времени информация о чае стала появляться в медицинских справочниках Европы.
В 1609 году чай в Европу повезли голландцы. В 1637 году директора Голландской Ост-Индской компании писали генерал-губернатору в Батавии (так тогда называлась современная столица Индонезии Джакарта): «Поскольку чай входит в обиход людей, мы ожидаем, что с каждым кораблем вы будете посылать по несколько кувшинов китайского, а также японского чая».
Поначалу это был дорогой, а значит, элитный напиток, подававшийся только в лучших домах Амстердама и Гааги. Но постепенно объемы его росли, а цена падала, и чай стал поистине народным напитком, широко распространившимся по всей Голландии.
В соседнюю Великобританию первые образцы чая попали в 1652 и 1654 годах, и очень быстро он приобрел там популярность, сравнимую с любовью к национальному напитку — элю. В 1669 году Английская Ост-Индская компания потеснила голландцев и добилась возможности экспортировать китайский чай прямо из Гуанчжоу.
Так что ко времени первого путешествия («Великого посольства») в Европу в 1697–1698 годах и в Голландии, и в Англии царь Петр, безусловно, многократно пробовал и чай. Считается, что и в Россию чай повезли именно голландские и британские купцы.
«Комиссары» во главе торговых караванов
«Популярен чай в России стал только при Петре I, — констатировал в упомянутой выше статье Александр Лаврентьев. — Рачительный государь решил не кормить иностранцев, а наладить чайную торговлю, для чего в 1707 году отправил в Китай торговый караван, руководителем которого был назначен «комиссар» Савватеев (фамилия на самом деле была просто Саватеев. — Прим. авт.)… Караван 1707 года оказался крайне удачным: купцы, накупив товаров на 142 тысячи рублей, сумели выручить 223 тысячи прибыли».
Об этом времени первый историк Забайкалья — генерал Владимир Андриевич — в своем «Кратком очерке истории Забайкалья от древнейших времен до 1762 г.» писал: «Забайкалье оказалось единственным краем на всем протяжении южной границы России, из коего правительство могло вести караванную торговлю с Китаем, развившуюся уже настолько, что пошлины с китайских товаров и продажи мягкой рухляди (так тогда называли меха. — Прим. авт.) доставляли существенный доход казне».
Этот же историк привел и список торговых караванов, первый из которых датирован 1698 годом. Среди «комиссаров» этих караванов дважды упоминался и Иван Саватеев.
Первый раз он повел караван в Китай не в 1707-м, а в 1702 году. Причем, как отметил Андриевич, «в этом же году повелено купить для придворной аптеки лекарственных растений, мускуса, каменного масла и прочих аптекарских припасов».
Помня, что чай в Европе рассматривался в качестве лекарственного средства, можно предположить, что именно тогда Саватеев закупил его приличную партию, что оказалось очень удачной сделкой.
Второй раз караван Ивана Саватеева «с товарищами» датирован 1708 годом.
Последний караван, упомянутый в этом списке Андриевичем, был в 1711 году, вел его купец Григорий Осколков.
«Все перечисленные караваны ходили в Китай через Нерчинск и Аргунский острог…» — отметил Владимир Константинович.
Рассказ об особенностях торговли России с Китаем в петровские времена — отдельная тема, а потому вернусь к… чаю. Ведь для того, чтобы купцы начали его покупать, да еще в большом количестве, должен был быть обеспеченный спрос на этот товар. В первопрестольной Москве этот спрос уже был.
Посольская дегустация
В 1692 году (вскоре после заключения в Нерчинске мирного договора двух стран) Петр I отправил в Китай свое посольство. Его особенностью было то, что во главе был поставлен голландский купец Эбергард Избрант Идес, которого в России звали Елизарием Елизариевичем Избрантом. Секретарем посольства, в котором было более 250 человек, стал немец Адам Бранд. Путешествие из Москвы до Пекина заняло у них 18 месяцев. Главным достижением этого посольства стало то, что россиянам разрешили вести торговлю в Пекине с караваном максимум из 200 человек каждые три года. В условиях войны на западе это был своего рода прорыв.
И голландец, и немец были любителями чая, а потому в составленных ими позже «Записках о русском посольстве в Китай» чайную тему не обошли вниманием.
Встретившись в районе Нерчинска с местными тунгусами, они описали не только их вид, образ жизни и особенности кухни, но и их чай:
«Пьют они воду, но состоятельные люди пьют чай, который называется кара-чай, или черный чай. Это особый вид чая, который окрашивает воду не в зеленый, а в черный цвет. Они варят его с кобыльим молоком, доливая небольшое количество воды, и кладут немного жира и масла».
Этот чай долго был популярен в Забайкалье, моя бабушка любовно называла его «сливанчик».
Из приведенного описания хорошо видно, что для авторов этот напиток не был чем-то совершенно новым. Для забайкальцев же, которые вели регулярные торговые дела с соседями из Китая, чай был достаточно привычным напитком, тем более что в традициях соседей было дарить чай своим партнерам.
Вот и при первой встрече посольства отправленным ему навстречу китайским офицером, тот, как писал Идес, «предложил мне от их (его повелителей, пославших его навстречу. — Прим. авт.) имени некоторые продукты». Среди них был назван и чай.
Понятно, что после возвращения в Москву посол угощал своих гостей и китайским чаем.
Благодаря всем этим усилиям: и послов, и купцов, да и самого царя, Забайкалье надолго стало воротами, через которые в Россию, а через нее и в Европу, по «Великому чайному пути» пошли торговые караваны, в том числе и с полюбившимся всем чаем.