Президент Владимир Путин 21 сентября объявил в России частичную мобилизацию, в зону специальной военной операции планируют отправить 300 тысяч человек для прохождения военной службы. В первую очередь будут призывать людей с боевым опытом, заявляли в Минобороны.
Мы спросили у депутата Госдумы от Забайкальского края генерал-лейтенанта Андрея Гурулева, почему призывают тех, кто не подходит под критерии призыва, и насколько вероятна полная мобилизация.
— Что происходит с момента получения повестки? Есть ли там медкомиссия или сразу забирают?
— В повестке указана дата, когда надо явиться в военкомат. Там медкомиссия для всех, иначе быть не может, вдруг у кого-то какие-то серьезные заболевания появились, еще что. Но косить по здоровью сейчас опасно, срок реальный будет светить таким уклонистам.
— Как будто бы в России нет кадровых частей. Куда девать мобилизованных?
— В учебные центры. Да, их мощности тоже ограничены, но надо дополнительные места разворачивать, больше людей к обучению привлекать, чтобы это эффективная работа была. Дальше они будут пополнять те группировки, которые уже принимают участие в СВО.
— Как их будут учить? Сколько времени? Чему можно обучить?
— По-разному. На месте будут определять степень готовности специалиста. Если, например, человек за неделю все навыки основные вспомнил, не возникает никаких проблем с выполнением поставленных задач на учебе, то какой смысл его морить в учебке? А если спустя месяц он не может элементарных вещей сделать, то придется чуть дольше задержаться.
Но я скажу по своему опыту, что там совершенно иначе всё воспринимается, когда уже на поле боя начинаешь задачи выполнять, там выбора нет другого — только делать. Поэтому в учебках базовые навыки вспомнят, дальше уже будут отправляться в зону СВО. С нуля никого обучать не будут, у всех уже есть военно-учетные специальности, у части опыт службы по контракту, у части — в боевых действиях. С нуля учить не будут никого.
Ну и еще зависит от того, чему учат. Нам сейчас нужны нормальные специалисты, которые будут с вражеским беспилотием работать. Это новое слово для всех практически, поэтому тут, думаю, месяца 3 надо, например, для учебы.
— Реально ли им лучше взять максимум полезных вещей — наколенники, балаклавы, пауэрбанки, лекарства?
— Про пауэрбанки не знаю, я понимаю, что все привыкли сотовыми пользоваться, сам такой. Но в зоне СВО этим подвергаешь опасности себя и всех окружающих, натовские системы сигнал отслеживают, определяют местоположение, атакуют позиции. Если уж и хотите какой-то телефон взять в учебный центр, то он должен быть простой, кнопочный, ну или такой, с которым в случае чего не жалко расстаться на время.
В остальном — армия старается обеспечивать всем необходимым, но основные лекарства можно взять, бинты, зеленку, стандартный набор. Обязательно средства личной гигиены. Наколенники — не знаю, кому как удобнее. Рекомендуют специалисты взять перчатки, стельки, чтобы были запасные, балаклавы, термобелье на всякий случай.
— Что могут поручить мобилизованным? Окопы рыть или воевать?
— По-разному, в зависимости от навыков и опыта. Я не хочу врать и говорить, что вы ни в коем случае не окажетесь на переднем краю, надо правду говорить, что это будет, лучше быть готовым ко всему, там все выполняют одну задачу, каждый свой вклад внесет.
— Стереотип о том, что это пушечное мясо, насколько справедлив?
— Совершенно не справедлив этот стереотип. Я знаю, что сейчас те люди, которые стоят у командования проведения СВО, они железно людей берегут, это точно. Эти 300 тысяч не на убой идут, к каждому из них отношение будет как к боевой единице и жителю нашей страны, на невыполнимые задачи никого не кинут, никого на верную смерть не отправят.
— Насколько вероятна полная мобилизация?
— Если НАТО привлечет на Украину такую группировку, что надо будет адекватный ответ давать. Сейчас 300 тысяч при грамотном ведении спецоперации для самой Украины должно хватить, больше не требуется.
— Сколько будет волн призыва?
— Здесь невозможно точно сказать, зависит от сроков проведения СВО. Надо понимать, что мы не можем всю группировку год-два держать на выполнении задач, они все выдохнутся. По моему мнению, надо раз в полгода хотя бы обновлять силы, точно нельзя пока сказать.
— Почему берут тех, кого вроде не должны (старых, больных, совершенно гражданских)?
— Военкоматы допускают ошибки, объем работы огромный, а делать надо быстро. Но надо нормально на эти ошибки указывать, объяснять и ссылаться на действующее законодательство. Если вы не должны быть призваны, то значит не будете, накануне, например, президент отдельный указ издал по студентам.
— Что случилось с инструментом брони — как будто бы часть ведомств не смогло забронировать своих сотрудников?
— У некоторых организаций такая возможность была, но они сейчас спохватились, их вина, что своевременно вопросом не занялись, это же всё не просто так. Никто не должен это делать за них.
— Важна ли ВУС (военно-учетная специальность) или берут всех подряд?
— ВУС важна, но необходимость есть в представителях почти всех специальностей. Нужны общевойсковики, экипажи боевых машин, наводчики орудия, механики-водители, командиры отделений, водители различных категорий, стрелки, снайперы, гранатометчики, пулеметчики, саперы, артиллеристы различных категорий: минометчики, ствольники, противотанкисты, реактивщики, специалисты-ремонтники, специалисты войск ПВО разных направлений. Я даже так сразу не скажу, кто не нужен сегодня.
— Сколько квота на Забайкальский край?
— По данным Минобороны, квоты по численности для субъектов РФ не устанавливаются. Мобзадание определено исходя из численности резерва региона.