Улица Амурская в Чите — своеобразные «блеск и нищета» города. Старые здания помнят еще декабристов и дореволюционные времена. Во многих сейчас расположены современные конторы, есть и те, которым повезло меньше — они потихоньку угасают и шелушатся, горят и разрушаются. Сегодня посмотрим на два соседних здания в хвосте улицы — дома № 106 и 108. В первом — Минобр Забайкалья, во втором — просто люди.
Мы перезапустили проект «Исчезающая Чита» про исторические здания, находящиеся на грани или обретшие новую жизнь, и просто про то, что может снести волной нового времени в любой момент. Уже вышли тексты про нефорский Арбат, который скоро съест реконструкция, и про дома-бараки.
Чьи домишки?
Три дома на Амурской — архитектурный ансамбль, культурное наследие федерального значения. Благодарить за них надо иркутского фотографа Василия Николаевича Коновалова, который в 1895 году переехал в Читу и открыл свое фотоателье. Для него он арендовал здание на углу Амурской и Ленинградской (тогда — Корейской) улиц, а под жилье и бизнес построил дома на Амурской в 1906 году.
Коновалов обучился в Петербурге и первым в Чите стал печатать тонированные снимки. В 1913 году в Чите создали фотографическое общество. Василий Коновалов вошел в его правление и стал почетным членом. Фотограф создал серию портретов читинцев и видов природы, также его называют владельцем старейшей фотографии Читы. Один из портретов читинцев того времени даже можно купить. Фото под названием «Благородная длинноволосая красавица-малышка Танечка», которое Василий Коновалов создал в 1913 году, на момент 4 октября 2022 года продается на торговой площадке Auction.ru. За 6 дней до конца торгов фотография стоит 2670 рублей. Она размером 16,4 на 11,6 сантиметра, продавец-коллекционер находится в Петербурге.
Разглядываем доходный дом
Ансамбль, который построил фотограф Коновалов, состоит из жилого дома (сейчас это Амурская, 108), флигеля (108б) и доходного дома (106). Доходный дом — это как сейчас торговый центр: у владельца арендовали разные помещения, и он получал с этого выгоду. Здания исполнены в стиле модерн — даже сейчас они бросаются в глаза, особенно «волна» на крыше нынешнего Минобра.
Доходный дом построен из камня в форме буквы «Г», в нем два этажа.
В справочниках по Чите архитектурной пишут, что здание на Амурской, 106 асимметричное (это понятно). И что оно раскреповано лопатками (непонятно). Раскрепованность означает, что на фасаде здания есть отдельные выпуклые элементы, которые выполняют одновременно функциональную и эстетическую роль — придают стене динамику. Такими элементами могут быть колонны, а могут лопатки — плоские выступы без основания. Вот они — вокруг входа и окон.
Слева лопатка на здании Минобра заканчивается завитком — волютой. А выше с ныне розовато-бежевым фасадом контрастирует изогнутая деталь цвета ржавчины — если приглядеться, видно, что это стрелы, которые держат на себе что-то похожее на ленты или полотнища ткани.
Во внутреннем дворе на второй этаж Г-образного выступа здания можно пройти по внешней лестнице с симпатичными узорчатыми перилами, которые не мешало бы покрасить.
Окна в здании бывшего доходного дома прямоугольные, круглые и в четверть круга.
Фасад после капремонта выглядит неплохо, но намного атмосфернее станет, если заглянуть во внутренний двор. Между палочками буквы «Г», на которую в плане похоже здание, стены частично выкрашены охряными оттенками, что смотрится почему-то удивительно по-питерски.
А вот пожарная лестница на крышу и старое дерево. Кадры сняты ранней весной 2022 года, поэтому здесь оно стоит голое и только усиливает эффект.
Обойдя здание, упрешься в бетонный забор с чьей-то памятной надписью, за которым видна современность — многоэтажка на Анохина, 93.
Соседний с Минобром дворик очень колоритен и традиционен для Читы: тут и свалка, и неблагоустроенный дом, и высотки на фоне.
С лица дома виден балкон, огражденный изогнутыми прутьями. На изящный балкончик выходят подышать сотрудники Минобра, когда задерживаются допоздна.
Еще один балкончик выходит на Амурскую. Это часть старого здания Коновалова, за ним тоже круглое окно.
Внутри здания деловые кабинеты с деревянным дверьми, обычная конторская жизнь. Но сохранилась и старина: редкая в Чите винтовая лестница.
А в подвале притаилась дверца с резной ручкой.
Нынешние обитатели не жалуются — им повезло, доходный дом не испытывает характерных для старых зданий проблем с водой и канализацией, коммуникации держатся.
— Текущий ремонт здания проводился. Всё сделано для того, чтоб люди могли работать в нормальных условиях, — говорит пресс-секретарь Министерства образования Екатерина Горская.
Подробнее об истории и тайнах доходного дома на Амурской мы писали в 2011 году.
Как поживает домик рядом
Слева к дорожке, ведущей к главному входу в здание Минобра, примыкает деревянный дом с флигелем, тоже отличающийся модерновыми элементами.
Сбоку от парадного входа — еще одна волюта, деревянная. Декоративные элементы на ней изображают хвост кометы, а венчает конструкцию флагшток.
Домишко, в котором видный фотограф когда-то жил, сейчас сильно обветшал. Фасад, выходящий на Амурскую, встречает зевак облупившейся когда-то бордовой или розовой краской и закрытыми ставнями.
С задней стороны видно, что дом почернел и облупился почти полностью, но изящная деревянная резьба под крышей и над окнами сохранилась. Пока для нас загадка, что за люди там живут, но мы хотим с ними познакомиться и напроситься в гости.
Что еще располагалось в здании?
В годы политической нестабильности в здании жили военные и политики. Говорят, никто не платил аренду. Обращения в городскую думу по поводу компенсаций за убытки не дали результатов.
В 1917 году каменное здание занимала тюремная инспекция.
В 1923 году в бывшем доходном доме размещалась комендатура госполитохраны, а в 1928 году — окружное управление Государственного политического управления. Долгое время здесь было управление Госстраха.
С 1940 года в здании был областной отдел Народного образования Читинской области, который потом стал Минобром. В 2014 году ведомству пришлось съехать на Бутина, так как в доме произошел пожар. Некоторое время здание занимал фонд капремонта, а в ноябре 2016 года в дом вернулось Министерство образования.