Жена жителя Читы, который не служил в армии, но был призван по частичной мобилизации, пытается доказать, что ее супруг призван по ошибке. Но всё усложняет рапорт, написанный в военкомате. Этот документ фактически превратил мужчину в добровольца.
Текст о ситуации мужчины вышел на «Чита.Ру» в сентябре. Не служивший в армии по состоянию здоровья читинец получил повестку, пришел в военкомат и отправился в часть. Со слов его жены, у него было убеждение, что если на спецоперацию не поедет он, то мобилизуют супругу, имеющую медицинское образование.
Мужчине в конце сентября пришла повестка, он явился в военкомат и по просьбе сотрудника написал рапорт: «Являюсь патриотом своей Родины и хочу (желаю) добровольно поступить на военную службу по мобилизации для участия в спецоперации на территории Украины» (копия есть в редакции). Такую формулировку действительно можно трактовать и так, и эдак. Вроде бы добровольно, но в то же время по мобилизации. Особенно, если прибавить к этому убеждение, что мобилизовать могут жену-медика.
Его увезли в пункт сбора, затем направили на обучение. Спустя две недели, 10 октября, он написал военному комиссару Забайкальского края второй рапорт (копия есть в редакции):
— Прошу отозвать и считать недействительным ранее поданный мною рапорт ввиду того, что он был написан по настоянию сотрудника военкомата, который дал мне конкретный образец, из-за сложности составления (содержания) которого сразу разобраться в его смысле и значении я не смог. Рапорт был подан в спешке перед отправкой к месту нахождения службы.
Жена мобилизованного сообщила корреспонденту «Чита.Ру», что, со слов супруга, документ ему предложили написать, когда он находился в автобусе перед отправкой в часть.
— Мужа выдернули перед посадкой в автобус, где сидели другие мобилизованные, сказали, надо срочно пойти в военкомат и подписать документ. Он говорит, что толпа народа его ждала, поэтому торопился, особо не вникал и подписал, как ему показалось, согласие на повестку. Оказалось, что это был рапорт на добровольное прохождение службы, — сказала собеседница корреспондента.
Мужа увезли в воинскую часть, а она обратилась в военкомат и сообщила, что муж не служил и, соответственно, не имеет боевого опыта. В ответ военный комиссар Читы прислал письмо (копия есть в редакции), в котором указал, что препятствий для мобилизации неслужившего мужчины нет, к тому же он сам изъявил желание проходить военную службу «как настоящий гражданин и патриот своей Родины».
Супруга при этом считает, что муж не может быть мобилизован, так как, во-первых, не служил в армии. Во-вторых, имеет проблемы со здоровьем, в том числе те, из-за которых его не призвали на срочную службу. Эти доводы она привела по телефону сотрудникам прокурорского участка военной прокуратуры Восточного военного округа, находящегося на улице Пушкина. Там, с ее слов, обещали связаться с воинской частью и выяснить все обстоятельства. Но потом в ведомстве попросили написать официальное заявление. Ответа на него пока нет, но пришло уведомление, что документ перенаправлен в военную прокуратуру Читинского гарнизона. Администрация губернатора обращение женщины тоже направила в тот же участок прокуратуры на Пушкина.
— У меня такое чувство, что все, кто должен разобраться в этой ситуации, просто пересылают друг другу бумаги. Есть надежда, что запросят его военный билет и медицинские документы, чтобы в этом разбиралась военная прокуратура, — сказала жена мобилизованного.
Ответ обычной прокуратуры женщину не удовлетворил. Зампрокурора Черновского района ответила, что у мужчины не усматриваются заболевания, включенные в постановление правительства — они могли бы служить основанием для признания гражданина временно не годным к военной службе.
— В 2020 году офтальмолог назначил мужу периферическую ограничительную лазеркоагуляцию сетчатки (иногда это называется коррекцией зрения. — Прим. ред.), чтобы в будущем не произошла ее отслойка. Я проконсультировалась с другим врачом, и она сказала, что сетчатка может отслоиться через несколько лет с момента диагноза. Этот срок как раз сейчас истекает, мужу нужна консультация лазерного хирурга и, возможно, операция. Но есть сомнения, что лазерного хирурга привезут на военно-врачебную комиссию, которая по закону должна работать в пункте сбора призывников. Вообще есть сомнения, что такая комиссия работала, так как с пункта в Чите мужа увезли на полигон в Читинском районе, — добавляет женщина.
Она, как и в первый раз, отмечает, что муж ее не старается улизнуть от армии. Он готов служить, но обстоятельства намекают на то, что призвали его с ошибкой.