перейти к публикации
45 комментариев к публикации

В городе Чита или в городе Чите? Разбираем с филологом

16 февраля 2023, 07:34
16 февраля 2023, 18:14
Что тут разбираться, в каком падеже слово город, в том же и название. Меня этому 50 лет назад в школе научили.
16 февраля 2023, 12:51
Следующая тема для филолога глагол "КУШАТЬ". Сейчас половина страны говорит "Я ПОКУШАЛ, Я КУШАЮ, ПОЙДЁМ КУШАТЬ", при этом также, как Семён (см. выше), отрицают утверждения филологов о правилах использования глаголов ЕМ, ОБЕДАТЬ, УЖИНАТЬ, КУШАТЬ
16 февраля 2023, 13:59
Кушать, как я знаю, по отношению к ребёнку только употребляется
16 февраля 2023, 14:33
16 февраля 2023, 13:59
Кушать, как я знаю, по отношению к ребёнку только употребляется
Да, конечно, мамочка может сказать ребёнку "Кушай, деточка, кашку". "Президент РФ В.В. Путин пригласил лидера КПК ПОКУШАТЬ" - представляете такую новость? Но я лучше скажу фразу "мы с товарищем покушали", как бы жеманно она не звучала, чем "Я живу в городе ЧитА". Во втором варианте сразу задаю вопрос "ГДЕЕЕ ты живёшь???"
Гость
16 февраля 2023, 15:06
16 февраля 2023, 14:33
Да, конечно, мамочка может сказать ребёнку "Кушай, деточка, кашку". "Президент РФ В.В. Путин пригласил лидера КПК ПОКУШАТЬ" - представляете такую новость? Но я лучше скажу фразу "мы с товарищем покушали", как бы жеманно она не звучала, чем "Я живу в городе ЧитА". Во втором варианте сразу задаю вопрос "ГДЕЕЕ ты живёшь???"
Чита по-итальянски город. Только пишется по-другому: città
Гость
16 февраля 2023, 19:10
Привет из города Екатеринбурга )
16 февраля 2023, 12:36
😁 НЕГРАМОТНОСТЬ заполонила страну! Самое страшное то, что громче всех кричат люди абсолютно не грамотные! Ярчайший пример Семён, который учит филолога грамоте. Особенно мне нравиться заявление "ВДРУГ изменились..." Семён, правила русского языка ВДРУГ изменились в момент, когда появились Вы и Вам подобные "знатоки"! Люди стали говорить не правильно, например "... в городе ЧитА", вместе с появлением компьютерных программ, в которых не предусмотрено склонение наименований городов. Семён, откройте учебник русского языка, не читайте интернет. Вспомните известное "- не читайте до обеда Советских газет. - Так других же нет! - Вот никаких и не читайте!"
Гость
16 февраля 2023, 16:03
Если слово отвечает на вопрос - что делает?, то оно пишется БЕЗ мягкого знака Ь, А на вопрос, Что делатЬ, с мягким знаком Ь.
Гость
31 января, 19:21
А Вы можете объяснять, почему слово "неправильно" написали раздельно?
Гость
16 февраля 2023, 09:06
Большинство не всегда право, если бы большинство всегда было право, то получается что Коперника сожгли правильно и он один ошибался, а все остальные нет, но как показывает жизнь Коперник как раз был прав, а все остальные большинство нет. Поэтому когда идет конфликт между большинством и одной личностью, конфликт общества и одного человека, то один всегда проиграет, даже если он прав, он будет казнен, посажен, изгнан, уволен и т.д. Поэтому, в таких ситуациях всегда задавайтесь вопросом, если 500 человек шагают в ногу а один нет, может быть это эти 500 шагают не в ногу?
Гость
16 февраля 2023, 09:23
Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта. (с) Википедия.
Гость
16 февраля 2023, 09:26
Гость
16 февраля 2023, 09:23
Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта. (с) Википедия.
Хорошо. Ошибся. Это был не Коперник, а Джордано Бруно. Но сути это не меняет.
16 февраля 2023, 18:16
Гость
16 февраля 2023, 09:26
Хорошо. Ошибся. Это был не Коперник, а Джордано Бруно. Но сути это не меняет.
Для Коперника или Дж Бруно?
Гость
16 февраля 2023, 15:59
Конечно же "в городе ЧитЕ", это ясно, как день. Когда употребляем словосочетание без "города", то говорим правильно: в Чите, из Читы, в Читу, за Читой, так что же меняется, когда подставляем "город"??? Сейчас с грамотностью молодёжи просто "застрелиться и не встать": брОюсь (видимо от сдова брОтва, а не брИтва), еслиФ, еёшный, евошный и т.д.. А ещё и спорят...😃🤣😅
Гость
16 февраля 2023, 16:47
Это не молодежь. Это сибиряки, чалдоны, кержаки, староверы, походчане, индигирщики и марковцы в общем сибирские старожилы со своим диалектом русского языка. (см. Сибирские старожильческие говоры)
Гость
18 февраля 2023, 17:10
но бесит когда по тв говорят в Кемерове, но МО Домоделово, Внуково
Гость
16 февраля 2023, 10:31
Когда сожгли Коперника? Он умер своей смертью!
Гость
16 февраля 2023, 10:39
Дело Коперника живет и побеждает. Коперник жил, Коперник жив, Коперник будет жить.
Гость
16 февраля 2023, 14:08
Таки ничё не понял. Как писать? Склонять не склонять?
16 февраля 2023, 14:58
Склоняй, лишним не будет, пока в Великие чИты не переименовали)
16 февраля 2023, 17:28
Все-таки я считаю правильным: в городе ЧитА или в Чите (ну это же логичнее). Так и буду продолжать говорить.
16 февраля 2023, 22:01
Вот вам и ответ на вопрос, почему "у нас всё плохо". В правилах русского языка написано, что надо склонять, а онЕ считают правильным не склонять. Вот такие потом по дороге ведут авто тоже по СВОИМ правилам, ведут себя везде по СВОИМ правилам. 51 % опрошенных уверены, что склонять название города в сочетании со словом ГОРОД не нужно... Этак лет через 20 они точно будут правы. Капитализму умные не нужны!
Гость
16 февраля 2023, 09:31
Уважаемый филолог может пояснить когда ВДРУГ изменились правила русского языка? Всегда было правильным говорить : в Москве, в Чите, из Москвы, из Читы, из Ивановки, в Карповку, из Кароповки и т.д. Но в городе Москва, в городе Чита, из города Москва, из города Чита, из деревни Ивановка, в поселок Карповка из поселка Карповка. Филологу не мешало бы самому повторить эти правила.
16 февраля 2023, 09:59
теперь у филологов слово "кофе" среднего рода и его скоро начнут склонять )))
Гость
16 февраля 2023, 10:33
Название географического объекта, употреблённое в функции приложения с обобщающими (родовыми) географическими терминами город, район, село, деревня, хутор, река и т. п., согласуется с определяемым обобщающим (родовым) словом, то есть склоняется, если топоним русский, славянский или давно заимствован и освоен русским языком.
Гость
16 февраля 2023, 10:53
Все верно!
Гость
16 февраля 2023, 10:53
Стопэ, уважаемые! Посещала в свое время курсы подготовки при ЗабГУ. На всю жизнь запомнила: "Подошел к реке Буг, отошел от Буга". Не нать нам тут придумывать другое.
16 февраля 2023, 12:12
Так в статье написано же про ваше исключение, прочитайте внимательно.
16 февраля 2023, 12:25
16 февраля 2023, 12:12
Так в статье написано же про ваше исключение, прочитайте внимательно.
Не умеют они читать, навыки вдумчивого чтения отсутствуют
16 февраля 2023, 14:39
16 февраля 2023, 12:12
Так в статье написано же про ваше исключение, прочитайте внимательно.
Какой такой ЧИТАТЬ? Да ещё внимательно :) ОнЕ ЕГЭ сдавали. Я очень плохо знаю русский язык, но по сравнению с нынешними грамотеями чуть не Ожегов 😜
Гость
16 февраля 2023, 09:42
Странно, но вот пишем заявление (обращение) в мэрию города:"В Администрацию городского округа, город Чита" 🤔🤷‍♀️. Может все зависит не от места а от стиля изложения материала. Может и вариант "город Чита", и другой вариант правильные🤷‍♀️. Как говориться "так исторически сложилось" 🤷‍♀️😂🤣
Гость
16 февраля 2023, 10:37
В военных приказах топонимы не склоняются с царских времен.
Гость
16 февраля 2023, 12:56
Гость
16 февраля 2023, 10:37
В военных приказах топонимы не склоняются с царских времен.
Это было оправданно. ​Топонимъ​ пишется въ именительномъ падежѣ, такъ какъ указано въ топографическихъ картахъ, дабы избѣжать путаницы въ дублетныхъ названіяхъ.
Гость
16 февраля 2023, 20:20
Насчет обращения все правильно Вы пишите, только без кавычек и заглавную букву потеряли. Полное название нашего города – городской округ «Город Чита». Это как АО «Сбербанк», например. Здесь все дело в законодательстве об органах местного самоуправления. Насчет разговорной речи сказать ничего не могу, пойду разбираться
Гость
16 февраля 2023, 23:36
Читарушники! Вы еще разберитесь для себя, как правильно сочетать прилагательные женского рода с числительными две, три и четыре. А то три новых многоэтажки, четыре бродячих собаки. Тьху, кровь из глаз
Гость
16 февраля 2023, 17:49
Грамотеи ))) Филолог наверное бурят .
Гость
16 февраля 2023, 22:06
"Наверное" - вводное слово, в вашем предложении оно обособляется запятыми с двух сторон. С уважением, бурят.
16 февраля 2023, 23:10
Гость
16 февраля 2023, 22:06
"Наверное" - вводное слово, в вашем предложении оно обособляется запятыми с двух сторон. С уважением, бурят.
🔥👍
Гость
16 февраля 2023, 20:13
Склонять названия принято только в разговорной речи. Во избежании путаницы в официальной и научной литературе все названия пишутся только в именительном падеже, склоняется родовое слово. А то потом на разных картах один и тот же ручеёк пишут с разными окончаниями из-за таких "правильных филологов".
16 февраля 2023, 20:59
Это где ж у Вас, интересно. В какой-то другой вселенной. Вот вы боретесь за чистоту русского языка, а сами ни кыльдым в нём)