Жители села Ульяновка, которое стало первым трезвым селом в Забайкальском крае, стали меньше употреблять алкоголь, но на 100% не отказались от выпивки, однако торговля спиртным там так и не возобновилась, сообщили корреспонденту глава села Светлана Номоконова и заместитель руководителя общественной организации «Трезвое Забайкалье» Валентина Сапунова.
Жители села первыми в Забайкальском крае решили получить статус трезвого села осенью 2020 года — там запретили продавать алкоголь. Опыт планировалось распространить по краю, говорилось о намерении сделать трезвым село Тырин в Кыринском районе. Общественники также предлагали всем селам Забайкалья сделаться трезвыми.
— Мы следим за селом, встречались зимой. У них всё хорошо — основной костяк живет трезво. Всё развивается, в семьях спокойно, дети счастливые. Я не исключаю, что в семье, как говорится, не без урода. Но если они это [употребляют алкоголь] делают, то делают скрытно, все-таки есть у людей совесть и стыд. Но в целом мы довольны, хотя и не совсем в восторге. Заксобрание Забайкалья запросило документы, чтобы был узаконен статус трезвого села.
Я не могу на 100% сказать, что там все не пьют, и не могу сказать, что пьют многие. Я просто допускаю, что могут быть такие люди. Но они скрываются — их не видно на улице, никто не буянит, не хулиганит, — сказала Сапунова.
Она добавила, что задача активистов — распространять этот опыт дальше, в том числе пользуясь наработками Башкортостана.
— Нам оттуда отправили документы, у них хорошие бонусы для трезвых сёл — выделяют по миллиону рублей, и люди стараются. Мы хотим добиться тоже какого-то поощрения — может быть, трезвым селам делать ремонт дороги в первую очередь или клуб построить. Это надо для мотивации трезвых сёл вводить, — уточнила общественница.
Она призналась, что ситуация с опросом об ограничении торговли спиртным в Чите ее разочаровала. Вопрос, по ее оценке, был сформулирован неправильно, а также опрос провели «насухую» без предварительной работы. Для этого, по ее мнению, надо было показать читинцам фильм «Алкоголь. Незримый враг».
Глава сельского поселения «Верхнехилинское» в состав которого входит Ульяновка, Светлана Номоконова, подводя итоги жизни трезвого села, отметила два момента.
— Во-первых, там нет ни одного магазина, который торговал бы спиртным. Есть человек, он торгует на дому, но алкоголь не продает. Во-вторых, там мало населения и почти нет молодежи. Не скажу, что совсем все не пьют люди. Просто меньше стали употреблять. Кому надо — ездят в соседние сёла. Зимой, когда транспортная доступность не такая, как летом, молодые люди употребляют еще меньше, так как в соседние сёла ездить сложнее, — сказала глава.
По ее мнению, опыт Ульяновки сложно перенять на другой территории и нереально — в городе. Один из вопросов — ограничение прав предпринимателя, который имеет лицензию на торговлю алкоголем и может это делать на законных основаниях.
— Население в Ульяновке 187 человек. Все очень дружные, сплоченные в горе и в радости. Людей легко организовать. В других селах, более крупных, так не получается, — уточнила Светлана Номоконова.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.