Я был чиновником 1,5 года своей жизни. Практически ровно 10 лет назад, как раз в марте 2013 года, закончилась моя короткая карьера госслужащего. Уже тогда я удивлялся, когда был внутри системы, как умеют мои коллеги так писать письма и отвечать на разного рода запросы, что вроде прочитал 1,5 страницы текста формата А4, а понятнее не стало. И даже еще больше запутался. Очень я боялся тогда, что наступит день — и я начну разговаривать таким же вот совершенно невозможным для понимания обычного человека языком. Но не наступил тот момент, а может, просто не успел наступить, что к счастью, конечно.
Десять лет прошло, а проблема не решилась. Есть, конечно, успешные примеры грамотной коммуникации органов власти и даже отдельных чиновников с населением, но это исключения, на мой взгляд. И тогда, и сегодня органам власти зашивают в показатели эффективности информационную открытость и диалог с людьми, но так себе получается, если честно. И если я раньше удивлялся, то теперь искренне восхищаюсь вот этому умению так профессионально выражать свои мысли, что ты читаешь, читаешь, читаешь, а после, может, и перечитываешь еще пару раз, но нет, не приходит понимание и яснее не становится. Что они имели в виду? Зачем тратили время на вот такой ответ?
И ладно бы, если это ответ про какие-то схемы и мутные дела, когда вроде и надо ответить, но правду сказать нельзя, там хотя бы понятна мотивация исполнителя. Но зачем мучать друг дружку, не имея для этого причин, ума не приложу. Отдельная красота — вот этот нормативный срок рассмотрения обращения, 30 дней, по истечении которых ты получаешь ответ, на 29-й или 30-й день, как правило: «Извините, это компетенция другого органа власти — вот этого, мы с удовольствием поделимся контактами коллег — вот они, пишите туда и ждите еще 30 дней. А может, повезет и всего 29. Успехов!» Но в таких ответах есть и хорошее, хотя бы понятно написано, что тебя послали. И даже написали, куда конкретно.
Я к чему про это вспомнил. Веяние нового времени — каналы органов власти и чиновников в мессенджере Telegram. Понятно, что охватить 100% пользователей этим каналом коммуникации невозможно, но очень большое количество людей сегодня узнают информацию именно здесь. И есть очень грамотные каналы. Это субъективная оценка, конечно, но у Росреестра, например, канал весьма толковый. Там частенько публикуется профильная информация, которая адресуется скорее профессиональному сообществу, который с Росреестром взаимодействует, но очень всё понятно и человеческим языком.
А есть такие каналы, что начинаешь невольно подозревать, что зарплата людей напрямую зависит от количества публикаций в день или даже от количества написанных абзацев, а информативность и полезность этой информации — дело третье, а может, и пятое. Мой фаворит — официальный информационный канал города Читы. Я бы отписался давно на самом деле, но периодически он выполняет свою функцию и где-то между ежедневными сообщениями о количестве установленных автономных пожарных извещателей в административных районах краевого центра и регулярных вакансиях троллейбусного управления публикуются графики отключения электроэнергии и данные об изменениях погоды здесь и сейчас. И сегодня этот канал стал сильно лучше, точно вам говорю, но есть куда расти. И становиться еще понятнее и ближе к людям. Пожалуйста.
Вообще, конечно, не помешал бы нам закон «О простом языке» (Парламент Новой Зеландии принял закон, обязывающий чиновников использовать при общении с людьми простой и понятный язык. — Прим. ред.). Хотя уже радует, что первые шаги к этому мы уже делаем.
А вы понимаете чиновничий язык?