Из небольшого домика-зимовья, что стоит на приусадебном участке в центре Читы, семья Жарлыкиных — Наталья Витальевна, ее дочь Юлия и маленькая Василина — перебралась в поселок Заречный под Читой. История девочки, которую отняли у недееспособной матери прямо в роддоме, в 2022 году вышла далеко за пределы Забайкалья. К счастью, малышку удалось вернуть родным — маленькую, хрупкую, мы ее вместе забирали из дома ребенка № 2 в Атамановке. Сейчас же Василина живет и растет рядом со своими близкими. Мы побывали у них в гостях.
Василинка — улыбающийся комочек счастья — сидит у мамы Юли на руках. Мы виделись последний раз около 5 месяцев назад, когда девочку наконец-то отдали под опеку ее бабушке — Наталье Витальевне. Чудовищно долгие 3 месяца новорожденный ребенок, которого буквально отняли от материнской груди в роддоме, мотался по больницам, а потом и вовсе оказался в приюте. При живых родных. Органы опеки, соблюдая букву закона, просто не могли отдать девочку недееспособной матери, которая получила такой статус после страшной травмы головы, заработанной в ДТП. Правда, и бабушке Василину тогда не отдали, потому что якобы она, как опекун Юлии, не доглядела за своей 33-летней дочерью и допустила ее беременность. Благо суд разобрался, Юлию Жарлыкину признали частично дееспособной, а Наталье Витальевне все-таки позволили взять внучку под опеку.
Жарлыкиных сегодня узнают. Например, в поликлинике подходят незнакомые люди и здороваются, говорят, очень рады, что все закончилось хорошо. Такой резонанс получила эта история. А дальше, когда все разрешилось в лучшую для семьи сторону, началась обычная жизнь. Худенькая испуганная девочка, какой я ее запомнил в первый день возвращения к родным, заметно прибавила в весе и росте.
— Нам врач говорит, что у нас для нашего возраста вес — перевес, рост — перерост. А нам что ее в тисках держать, что ли? — смеется Юлия. — От смеси Василина уже отказалась, кушает вместе с нами и мясо, и рыбку. Вообще все лопает, умничка.
Озорная девчонка, видимо, понимая, что речь про нее, улыбается незнакомым дяденькам (в гости мы пришли с фотографом). «Поначалу она людей боялась. Увидит нового человека — плачет. Даже детей других боялась. В поликлинике были, ребенок чей-то заплакал от прививки, так мы нашу потом долго успокоить не могли. А сейчас уже ничего, привыкла», — объясняет Наталья Витальевна. Бабушка сетует, что при выписке из дома ребенка семье не сказали, что у Василины при родах был подвывих. Жарлыкины вычитали это чуть позже, когда подробно знакомились с медицинской картой. Уже прошли первый курс специальных массажей, чтобы убрать подвывих в лопатке. Теперь в 9 месяцев нужно будет делать еще — в ножках у девочки слабый тонус.
— Я до сих пор как подумаю, что она почти 3 месяца была с чужими людьми, что ее могли нам не отдать, могли передать другой семье, спрятать от нас. Недавно на нас вышел один телеканал из Москвы, подобные случаи же по всей стране бывают. Вот они снимают передачу. Мы когда еще ходили в соцзащиту и требовали отдать ребенка, нас предупреждали — только не обращайтесь в СМИ, а то органы опеки обидятся. Но мы все равно пришли к вам на «Чита.Ру». А они, вспомните, прямо в день, когда должен был состояться суд по вопросу дееспособности Юли, отдали Василину в дом ребенка. Не могли чуть-чуть подождать? Может, и правда обиделись? А девочка почти две недели была с другими детьми, от которых отказались родители. Но мы же не отказывались, — делится переживаниям Наталья Витальевна.
Тем временем Жарлыкины готовятся к новым судам. Через несколько месяцев Юлия должна вновь пройти медэкспертизу, чтобы получить статус полностью дееспособной. А потом удочерить Василину, на законных основаниях «забрав» опеку над девочкой у родной мамы. «Чувствую себя прекрасно, просто идеально. Я теперь запахи чувствую и вкус еды. Только с зубами остается вопрос решить — они сильно пострадали в ДТП», — с искренней улыбкой признается молодая мама.
Наталья Витальевна, кстати, удочерять малышку отказалась, хоть этот шаг и сулил семье детские пособия. «Зачем я пойду на такое, когда у ребенка есть настоящая мама? А пособие — бог с ним, нам сейчас платят только опекунские 7 тысяч, я получаю пенсию, хватает», — объясняет бабушка.
Из небольшого домика в центре Читы семья уехала в декабре 2022 года, потому что в небольшой постройке с печным отоплением начал развиваться грибок. Теперь живут в квартире в поселке Заречный, рядом тут и родственники, и аренда недорогая — 5 тысяч в месяц плюс свет и покупная питьевая вода. Единственное, в поликлинику надо ехать в район школы № 17, но зато рядом есть детсад и школа. Василина очень любит колесить по Заречному в коляске, но сейчас режутся зубки — их вылезло уже семь штук — поэтому пока с температурой дома.
— Характер у нее командирский, все должно быть так, как она сказала, — снова смеется Юлия (видно, как она счастлива). — Очень любит, чтобы ее держали на руках, чтобы рядом были. А еще обожает рекламу по телевизору — особенно реагирует на рекламу банков, видимо, к будущим походам по магазинам готовится.
Юлия Жарлыкина и мама неустанно повторяют, как рады, что Василина с ними, что она растет, развивается. Да, есть ситуации, которые нужно и можно решать. Есть личные проблемы, которые решить сложнее. Например, семья давно не может добиться, чтобы виновник ДТП, из-за которого Юля стала инвалидом, выплатил полагающуюся по суду компенсацию — уже больше миллиона рублей. Есть и другая ситуация, не связанная ни с Юлией, ни с Василиной, в которой требуется помощь журналистов — об этом я расскажу в одном из следующих текстов. А историю девочки Василины, у которой есть дом и семья, в глобальном смысле можно считать завершенной. Убедился лично.