Забайкальские диалектизмы — одна из любимых тем читателей «Чита.Ру». Тесты на знание наших слов собирают десятки тысяч просмотров, мемы со словами — десятки реакций, а в комментариях люди спорят, как правильно: «урусить» или «уросить». Но не только язык делает нас забайкальцами — ими рождаются, ими становятся и приобретают черты и привычки, которые характерны для жителей региона.
Мы попросили подписчиков нашего Telegram-канала ответить на вопросы: «что значит для вас быть забайкальцем» и «какие они/мы». Не все написали только о людях — не смогли обойти стороной респонденты и красоту природы.
Понятно, что нет каких-то глубинных отличий забайкальцев от жителей остальной России, но несмотря на это, пользователи Сети с радостью пишут о том, как идентифицируют обитателей региона. Если у вас тоже есть чем дополнить образ забайкальца — делитесь в комментариях.
- Люба: «Забайкалец — человек уставший, но любящий»
- Леся: «Быть забайкальцем — это зарыться босыми ступнями в прохладные пески»
- Иван: «Верить, что не зря остаешься здесь»
- Юра: «Пить крепкий чай с молоком»
- Оксана: «Без оптимизма в Забайкалье не прожить»
- Наталья: «Забайкальцы — немного скрытные, потому что не хотят, чтобы их душу ранили»
- Ольга: «Забайкалочки не мерзнут»
- Кира: «Наследовать упорство и противный характер»
- Вася: «Карельские просторы не сравнятся с забайкальскими»
- Диана: «Верить, что запах хвои и багульника лучше всех парфюмерных шедевров мира»
- Марина: «Кто здесь живет — забайкалец на все 100%»
- А еще?
Люба: «Забайкалец — человек уставший, но любящий»
Он сильный духом. Он бунтарь, любитель бууз и сиреневых багуловых оврагов. Он красив внешне и с открытою душой. Только забайкалец знает, что такое 40 градусов мороза и 40 градусов тепла. Он знает цену мешка кедровых орехов и как мелодично звенит колокольчик в дацане. Забайкалец — человек уставший, но любящий свой край. Ругать и любить — для него синонимы.
И пусть он не пользуется онлайн-покупками в «Самокате», зато знает цены в «Абсолюте». Он, подгибая гачи, бежит через лужи, едет по разбитой Новобульварке и ждет, когда расцветут прекрасные пни.
Только забайкальцы знают, как маленькие эльфы на закате разливают по небу сангрию и акварелью рисуют рассветы. И эти картины не повторить.
Леся: «Быть забайкальцем — это зарыться босыми ступнями в прохладные пески»
Это носить аромат чабреца на подошвах кроссовок и шинах мотоцикла. Гордиться своим диалектом. Ломать сопки на велике. Качаться в ритме пульсирующих Торейских озер. Смотреть на вершину БАМа с соседней вершины. Зарыться босыми ступнями в прохладные Чарские пески. Бродить по Чите по фоткам из профиля Сереги Иванова как по путеводителю (профиль @aboutchita в Instagram — соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории России).
Лес здесь, как Эйфелева башня, виден отовсюду.
Иван: «Верить, что не зря остаешься здесь»
Это негодовать от нынешнего воровства и разгильдяйства на всех уровнях, но в душе надеяться на лучшие времена, когда жизнь будет достойной на всей этой прекрасной территории. Верить, что не зря остаешься здесь вопреки всему.
Юра: «Пить крепкий чай с молоком»
Быть забайкальцем — значит знать несколько слов на бурятском, будучи русским. Пить крепкий чай с молоком. Скучать по буузам и читинскому лимонаду в любой точке мира. Наслаждаться красивыми закатами практически каждый день. Не пугаться поездок на 300–500–700 километров. Постоянно узнавать новое о родном регионе. Ругаться на собственную родину, но не позволять ругать ее иногородним.
Оксана: «Без оптимизма в Забайкалье не прожить»
Забайкальцы — это оптимистичные и жизнерадостные люди, ибо без оптимизма здесь не прожить.
Наталья: «Забайкальцы — немного скрытные, потому что не хотят, чтобы их душу ранили»
Любить каждый уголочек своей маленькой родины от всего сердца и без оговорок — это то, что мне в забайкальцах сильно бросилось в глаза. Они сильные, отзывчивые, немного скрытные, потому что не хотят, чтобы их душу ранили. Но они всегда отвечают тебе искренне, когда ты с ними также искренен.
Ольга: «Забайкалочки не мерзнут»
Всегда говорила дочке, когда было холодно — ты же забайкалочка! Забайкалочки не мерзнут.
Кира: «Наследовать упорство и противный характер»
Не бояться ветра и жгучего солнца, вечной пыли везде, и не удивляться песку посреди населенных пунктов, лесов и гор. Разговаривать с детства как старичок с «вон оно чо, девки» и «каво-то заморочачило», натыкаться на недоумение в сентябре на линейке, когда ты якутским подругам говоришь: «Пошто опаздывам?».
Считать Ингоду, Хилок, Шилку и Онон самыми красивыми реками, мечтать о Кодаре, о Мензе, о «Семейской круговой» и последние 10 лет — о Забайкальском кинофестивале.
Ходить в дацан, чтобы найти покой, внимать бабушкиным рассказам, как раньше в Пасху яички катали на Красной горке.
С детства ездить на отару к любимому буряту дяде Гене и планировать ездить на коне, как его племянник Леха, верить в страшилки про первомайский карьер и одноглазых рыб. Делить небо, закаты и рассветы на забайкальские и все остальные. Любить каждый километр почти бесконечных дорог, стырить, чаевать, поправлять гачи, осторожничать.
Знать род до пятого колена, потому что каждый из семьи тебе расскажет, кто был и кто есть да что он сейчас делает — хочешь ты слушать или нет. И любить землю не несмотря на, не вопреки, а потому что иначе никак.
Это пачкаться летом сараной и постоянно наматывать на ус, как богородская трава лечит все на свете, кроме противного характера. Быть забайкалкой — это наследовать упорство и противный характер, любовь к чистоте и нелюбовь к постоявшей полдня заварке. Стоять ночью в тиши шилкинских полей и знать, вот просто знать, что нигде не бывает так жутко и одновременно красиво.
Это приезжать в любое село и непременно обнаружить себя усаженным за стол с кружкой беленого чая — хочешь ты или нет. Это ждать жареху. Считать Арахлей морем.
Вспоминать, как было в Маньчжурии в старые времена. Уезжать, жить где-то, искать себя, но всегда стремиться обратно нутром, дурацки скучать, защищать Читу, когда говорят про мусор и дороги, не любить, когда к людям без уважения, без трепета, и искренне верить как дитя, что самые красивые виды, конечно, и только дома.
Вася: «Карельские просторы не сравнятся с забайкальскими»
Я уже четыре года как не живу в Чите, но пытаюсь цеплять взглядом горизонт. А его почти всегда в Ингрии не видно. Только на набережной Финского залива, где постоянно с наступлением тепла собирается много людей. Помнится, как жители западных регионов чем немногим восхищались, так это забайкальскими закатами.
В Питере на самом деле очень хорошо, но мне кошка на душе скребет, когда глазу не за что зацепиться. В прошлом году был в Карелии, очень напомнило горные массивы и сопки к востоку от Читы, хотя, конечно, просторы не сравнятся.
Диана: «Верить, что запах хвои и багульника лучше всех парфюмерных шедевров мира»
Быть забайкалкой для меня — это восхищаться мудрыми, несгибаемыми, совершенно неповторимыми земляками и жалеть их одновременно. Замирать посреди суеты, бросив взгляд на солнце над сопкой: «Как красиво». Как нигде больше. Свято верить, что запах хвои и багульника лучше всех парфюмерных шедевров мира.
Это быть немного ургулькой: пробиваться среди холода и ветра, но сохранять трогательную пушистость и мечтательно сиреневые лепестки. Уезжать, чтобы острее хотелось вернуться. И обязательно возвращаться.
Марина: «Кто здесь живет — забайкалец на все 100%»
Надо любить свой край, чтобы жить в суровых, непредсказуемых условиях. Кто здесь живет — забайкалец на все 100%.
А еще?
«Быть забайкальцем — щуриться от солнца и ветра и собирать морщинки вокруг глаз»
«Это значит быть гостеприимным и радушным человеком!»