Тяга к экстриму у меня ушла где-то в подростковом возрасте, когда прыгать по гаражам и стройкам стало несолидно. Простывать в последнее время я очень не люблю: сам из жизни выпадаешь и семью заразишь. Но окунувшись в прорубь из-за любопытства в прошлом году, я вдруг кое-что понял.
Подготовка к проруби начинается с внутренних торгов. Знаете вот это: может, ну их, такие купания: ехать куда-то поздним вечером, мерзнуть. Прыгну лучше в теплую кроватку, ведь Бог меня и так любит. Но, как в свое время говорил тренер: «Самое главное — взять сумку и выйти из квартиры, назад пути уже не будет». Потом торги идут в машине. Ведь еще не поздно постоять в одежде на льду перед прорубью, фоточки сделать, повосхищаться смельчаками. И домой в тепленькую кроватку, да.
Но вначале был интерес. Почему же всех этих смельчаков так манит черное отверстие, чем-то похожее на могилу?
Религиозных мотивов у меня на этот счет не было никаких. Уверен я, что ледяная вода, как и любая другая, не смывает грехи, не дает благодати и уж тем более не защищает от злых сил. Если бы всё в этой сфере было так просто, можно было бы вообще не переживать. Да, есть во всем этом отголоски некоторых церковных таинств, но не более.
Мне порой кажется, что подобные штуки люди вытаскивают из подсознания, из которого еще не ушло язычество. Ну не хватает прыжков через костер и прочих иванокупальских развлечений. Замена, конечно, не равноценная, но все-таки. Собрались дружно ночью, окунулись и разошлись с уверенностью, что теперь-то никакой леший нам не страшен, а кошка черная через дорогу пусть забегается.
По атмосфере в палатках можно тоже говорить, что дружба и единение в этом обряде не последнее дело. Мужики разных возрастов и комплекций подбадривают друг друга, поздравляют с праздником, двигаются на лавках и уступают мокрым место около печки. Густотатуированный дядька вспоминал, что в прошлом году вода была теплее, потому что купался в полночь. Среди купавшихся в этом году я видел и бурята, и парня с коловратом на цепи — ну явно же их не религия в палатку привела.
Может быть, есть в обряде и что-то мужицкое, точнее пацанское даже. Смотрите, как я могу — хоба. И доказал всем, что есть и порох в пороховницах, и сила воли, и здоровье, и удаль и вообще всё нам нипочём. Крутые мы. Русские, одним словом.
А мне просто нравится это состояние, которое дает прорубь. Сначала тело скалывает иголками, рот перекашивает, и слова из него выходят какие-то обмороженные, мышцы сжимаются и отчаянно трясутся. А вот спустя минуту приходит кайф и какая-то нереальная бодрость. Вот и всё. А те, кто вспоминает про теплый Иордан и язвит про святую воду, пусть идут в баню. В бане точно не холодно.