Противостояние между бизнесом и руководителями в районах Забайкалья — не редкость. Распри зачастую возникают из-за коммерческих интересов, госконтрактов, невыполнения обязательств. Взаимоотношения между главой Шилкинского района Сергеем Воробьевым и экс-депутатом Вениамином Чендемеровым — совсем другая история.
О том, как поссорился Вениамин Викторович с Сергеем Владиславовичем
Несколько лет назад депутата Шилкинского районного совета и предпринимателя Вениамина Чендемерова с новоизбранным главой района Сергеем Воробьевым связывали если не дружеские, то очень хорошие отношения. В 2018 году после страшного наводнения, сильно повредившего город, Чендемеров познакомил меня с Воробьевым. В разговорах с пострадавшими местными жителями предприниматель защищал чиновника.
Воробьев родился в 1964 году в Красноярском крае, окончил Дальневосточную академию государственной службы, работал в Шилкинском районе в конце 1980-х. Потом он возглавлял Октябрьский сельсовет в Амурской области, а в 2017 году победил на выборах главы Шилкинского района. Он был единственным «варягом» на выборах, в которых участвовали четверо местных жителей.
Чендемеров ранее занимался бизнесом, в том числе торговлей, общепитом и переработкой мяса, в районе его иногда называли «мясным королем». Материал о нем выходил на «Чита.Ру». В настоящее время он, по данным сервиса «Контур.Фокус», не является директором или учредителем предприятий, а также индивидуальным предпринимателем. Он избирался в совет депутатов города и района.
Стартовой точкой конфликта можно считать август 2022 года, когда Чендемеров вспомнил, что главу района несколько лет назад привлекли к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Сам Воробьев тогда отказался комментировать обвинение.
Спустя полгода Чендемеров рассказал нескольким СМИ, что Воробьев и вовсе предлагал ему убить мэра Шилки Сергея Сиволапа. Якобы градоначальник мешал каким-то действиям главы и мог составить ему конкуренцию на выборах. Обвинения глава района назвал местью, так как бывший предприниматель ранее якобы хотел иметь некие преференции, пользуясь дружескими отношениями. Затем Воробьев прокомментировал более подробно, так как история вышла за рамки Шилкинского района. Более того, проверку начали полицейские — Вениамин Чендемеров подал заявления сразу в несколько ведомств.
По истечении сроков проверки он получил документ, в котором говорилось, что Воробьев на протяжении длительного времени никаких действий для убийства Сиволапа не предпринимал, хотя имел для этого возможности. Это, по мнению следователя, может свидетельствовать как об отсутствии у Воробьева умысла на убийство, так и об отказе от совершения преступления. Кроме этого, версия о подготовке убийства подтверждалась только заявлением Чендемерова, других доказательств не было.
Также в документе было указано, что в действиях Чендемерова усматриваются признаки заведомо ложного доноса. Однако следователь посчитал, что нельзя исключать предложение Воробьева о совершении убийства Сиволапа. По этой причине в возбуждении уголовного дела в отношении Чендемерова тоже было отказано.
В 2023 году Чендемеров выпустил в соцсетях несколько видеороликов о состоянии отремонтированных мостов и дорог. Он критиковал как качество работ, так и представителей власти, контролирующих исполнение контрактов. В прицеле шилкинца оказался и предприниматель Александр Власов. О нем речь пойдет дальше.
«Бандиты такого себе не позволяли в 90-е»
В родительский день в мае 2024 года жители Шилки были неприятно удивлены тем, что на кладбище появились фотографии Чендемерова с оскорбительной подписью и датами жизни и смерти. Вдвойне неприятно было то, что фото были размещены на памятниках, которые к мятежному шилкинцу никакого отношения не имеют. После этого Вениамин Викторович выпустил еще одно видео.
В нем он предположил, что в районе появилась ОПГ, возглавляемая главой района, который якобы закрывает глаза на работу подрядчика Власова. Недостаточно контролируют действия предпринимателя, по мнению Чендемерова, и начальники некоторых отделов районной администрации, руководители КСП и бухгалтерии, а также депутаты районного совета. По его словам, чиновники не замечают ошибки не раз и не два, а систематически.
Во второй части видео Чендемеров касается кладбищенской выходки:
— Осквернили чьи-то памятники. Думаете, что меня этим напугаете? Нет! Вы мне наоборот сказали, что я на правильном пути. <...> Раз вы делаете так, то духом слабы, ведете себя как крысы, а в лицо не можете сказать. Я вас даже людьми не могу назвать. А смертью меня не напугать — все там будем, все будем отвечать перед Господом Богом.
В комментарии «Чита.Ру» Чендемеров также пояснил, что уверен в своих догадках, так как одна-две незамеченных ошибки могли бы говорить о случайности, но постоянное игнорирование проблем намекает на злой умысел.
— Есть три уголовных дела в отношении Власова. Они касаются мостов в селах Арбагар, Богомягково и Верх-Хила. Я не могу много подробностей говорить, так как давал подписку о неразглашении материалов следствия. Почему-то районные власти, как мне кажется, закрывали на это глаза, но уголовные дела уже возбуждены. Я думаю, что без участия главы района такие вещи невозможны, — заявляет Чендемеров.
Сам он говорит, что не противостоит главе района, а исполняет гражданский долг, сравнивать который с какими-то распрями — неэтично.
— Однако в родительский день на венках и могилах повесили мою фотографию на видных местах. Я сам не видел, из-за болезни на кладбище не был. Сейчас занимаются этим полиция и прокуратура. Это кощунство самое настоящее. Даже не столько в издевательствах над памятниками посторонних людей, что видела вся Шилка в праздник, но и в отношении к таким вещам: смотрите, мы тут самые сильные, самые крутые, запугаем всех, плевать хотели на полицию, на законы. Даже в 90-е такое не позволяли себе хулиганы и бандиты. Это уже отморозки конченые сделали. Я не могу точно сказать, кто это сделал, за руку я никого не ловил, но все ниточки, как мне кажется, ведут к Воробьеву и Власову, — добавляет Вениамин Чендемеров.
Дело есть, преступления нет
Предприниматель Власов, которого он упоминает, действительно активно работает в районе, занимаясь мостами и дорогами. С 2021 года администрации сёл и управление инвестполитики и развития инфраструктуры района заключили с ним как минимум 21 контракт. Некоторые из них предприниматель получил без торгов — в рамках ликвидации ЧС после паводков.
В списке контрактов на госзакупках есть и те объекты, что перечислил Чендемеров. Контракт на ремонт подъездных путей и моста в сельском поселении Верхнехилинское сейчас оспаривается в Арбитражном суде. Причем в карточке контракта есть некоторые странности: на портале его цена составляет 1,6 миллиона рублей, а в подписанном документе уже 2,4 миллиона рублей.
Прокуратура требует взыскать с Власова сумму неосновательного обогащения в размере 126,6 тысячи рублей.
Комментируя происходящее, Александр Власов заявил корреспонденту «Чита.Ру», что его работа не касается Чендемерова.
— Там занимается прокуратура, дело рассматривается в Арбитражном суде — судья уже запросил расчеты, потому что в материалах дела не те материалы, к ним есть вопросы. Думаю, что дело закроют из-за отсутствия состава преступления. Вениамин — не специалист. Он говорит, что работал на дороге, но образования у него нет, чтобы разбираться в тонкостях. Он снимал видео, как копает на мосту маленькой лопаткой — видимо, у внука взял, но это не профессиональное заключение. Кроме того, по этому объекту я писал гарантийное письмо о том, что завершим работу до 31 мая 2023 года, а Вениамин видео снимал в апреле, на недостроенном объекте. Уголовное дело возбудили только потому, что был шум, который правоохранительные органы не могли оставить без внимания. Мне так и сказали — состава преступления нет. Я предъявил все документы и по работам, и по материалам. Я все спорные моменты доказал, преступления нет. Когда в суде закончится разбирательство, я буду подавать заявление по поводу клеветы, — говорит предприниматель.
Он также опровергает слова земляка, говоря, что уголовное дело возбуждено всего одно и в отношении неустановленного лица, а сам предприниматель имеет статус подозреваемого.
Причину претензий Чендемерова он видит в комментарии, который оставил под записью про обвинении Воробьева в подготовке к убийству.
— Я написал, что это бред больного человека. И после этого он меня тоже подключил. В Шилкинском районе много подрядчиков работает, но он не сует нос в их дела, только ко мне. В августе 2023 года мы случайно встретились на улице, я ему без угроз, без агрессии сказал: «Веня, ты зачем пишешь такое». И вот в январе 2024-го он подал на меня заявление, якобы я угрожаю ему, его семье, детям. Хорошо, что есть свидетель, человек, который находился в моей машине и слышал весь разговор. Скоро будет готова лингвистическая экспертиза, и дело тоже будет закрыто.
Я могу его охарактеризовать со слов наших общих знакомых: это человек, который делает такие вещи только для черного пиара. Только люди без совести и чести любыми путями себя стремятся приподнять. Про историю с фотографиями на кладбище я узнал от сотрудников полиции — они меня остановили, сказали, что поступило заявление. И не только на меня. Список подозреваемых там, кажется, на странице А4. Я полицейскому так и сказал: человек сам себе нажил врагов, — говорит Александр Власов и добавляет, что считает поступки Чендемерова желанием попасть во власть.
Глава района Сергей Воробьев говорить по этой теме отказывается:
— Больной человек, я не буду про него разговаривать. Прекращайте спекулировать на этом деле.