Забайкальский край — один из самых больших по площади регионов страны — 431,5 тысячи квадратных километров. И зачастую, чтоб добраться по работе или к родным внутри региона, нужно приложить массу усилий. Но главное — денег.
Этот материал подготовлен в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее» — серия публикаций, в которых «Чита.Ру» пробует осмыслить перемены, произошедшие с Забайкальем и его жителями за пять лет с момента появления нового губернатора и вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа. В фокусе нашего внимания люди, события, факты и, что важнее всего, перспективы Забайкалья.
В Забайкалье по распоряжению губернатора Александра Осипова все виды перевозок субсидируются правительством региона. И одним из достижений можно считать даже не само субсидирование как таковое, а объемы финансирования, выделяемые на эти нужды. По льготным ценам жители региона могут отправиться в путь всеми возможными видами перевозок: авто, железнодорожным, водным и авиатранспортом.
Удобная речная артерия
Особое место в списке субсидированных перевозок занимает водный маршрут. Забайкальский край входит в число 64 регионов Российской Федерации, имеющих этот вид внутреннего транспорта. В период навигации связующей нитью для жителей 15 населенных пунктов, расположенных в Сретенском районе, становится теплоход «Шилка-6». Курсирует он по маршруту Сретенск — Верхние Куларки трижды в неделю.
Жанна Емельянова живет в Усть-Каре, а учится в Кокуе в общепрофессиональном училище. И очень рада, что теперь пользуется речным транспортом:
— Мне очень нравится! Это же удобно! Меня укачивает в машине, да и езда по кочкам — не большая радость. А тут едешь с комфортом, еще и дешевле, — поделилась студентка.
А Светлана Викулова из села Старолончаково едет с большими сумками домой. Рассказывает, что ездили за сладостями для детей:
— У нас нет выбора мороженого. Вот, накупили, везем радовать. Но это уже из разряда праздника. А в плане пользы — иногда не можем к себе добраться в распутицу. А с помощью такой речной прогулки для нас это перестало быть проблемой, — поделилась женщина.
На организацию перевозок водным транспортом в 2024 году в бюджете Забайкальского края заложено 7,4 млн рублей, планируется перевезти больше двух с половиной тысяч пассажиров. О рентабельности говорит статистика прошлого года: в 2023 году перевезено 2338 человек.
Под крылом самолета о чём-то поет…
В Забайкалье хватает поселков, куда на машине будешь ехать несколько суток. И эти территории после распада СССР были фактически недоступны, потому что прекратилось авиасообщение. Только после вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа удалось наладить регулярные авиарейсы в такие отдаленные поселки, как Красный Яр и Менза, Усть-Каренга и Тунгокочен, Юмурчен и Кыкер. Многое делается для того, чтобы систематизировать рейсы в райцентр Каларского округа — село Старая Чара. И на эти перевозки губернатор распорядился выделить из средств краевого бюджета 77 млн рублей. А пассажиропоток перевалил за планку в 26 тысяч человек.
Но существует также проблема в виде нормального человеческого желания забайкальца — поехать в гости или в путешествие в Москву, в Санкт-Петербург, на отдых в Сочи. Эту потребность тоже учли в краевом правительстве: на субсидирование всех авиаперелетов в Забайкалье выделяется наибольший объем финансирования — 170 млн рублей. Сумма позволяет снизить стоимость билетов по одному межрегиональному маршруту: из Читы в Красноярск и девяти внутрирегиональным. Для примера, билет из столицы Забайкалья до Красного Чикоя жителям обходится в 2700 рублей, а вот его обоснованная цена составляет 41 тысячу. Также жители края могут воспользоваться и федеральными субсидиями по самым популярным маршрутам.
— В настоящее время федеральным агентством выделены дополнительные средства для перелетов по маршрутам Чита — Санкт-Петербург, Чита — Сочи, благодаря которым удалось добиться цены билета в размере 9 тысяч. Правительство Забайкальского края совместно с правительством России прорабатывает расширение сети. Вот сейчас идет работа над маршрутом Чита — Казань, что позволит людям удобней пересаживаться и лететь в более крупные города, в которые из Читы не попасть напрямую, — подчеркнул заместитель начальника отдела транспорта Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Дмитрий Устюгов.
Автобус и поезд — в ассортименте
Субсидирует краевое правительство и перевозки в автомобильном общественном транспорте. В этом году компенсация за таких пассажиров составит свыше 137 млн рублей. Планируемое количество перевезенных пассажиров — свыше 7 млн человек. У льготников есть преференции и на железной дороге: количество перевезенных пассажиров льготной категории граждан и обучающихся в 2023 году составило свыше 176 млн. Из них учащихся детей почти 80 тысяч.
Мы очень быстро привыкаем к хорошему, и многие из тех, кто каждый год или даже каждый месяц пользуется льготами в общественном транспорте, забывают о том, что большинство этих льгот стали доступны после вхождения региона в состав ДФО в 2018 году. Александр Осипов, который разрабатывал эти меры поддержки еще в должности заместителя министра по развитию Дальнего Востока, приложил изрядное количество усилий именно в Забайкальском крае в статусе губернатора — для того, чтобы эти льготы стали доступны всем жителям региона. И, по большому счету, такой пакет мер поддержки в истории региона сформирован впервые.
В Забайкалье проходит самый массовый опрос общественного мнения за всю историю края. Результаты этого исследования станут основой для работы регионального правительства на ближайшие 5 лет. Опрос проводится онлайн (в «Госуслугах» и на сайте glavnoe75.ru), а также офлайн — на улицах городов, в мобильных пунктах опроса, районных штабах общественной поддержки и на встречах с населением. Исследование продлится до 1 августа. Затем мнения забайкальцев систематизируют и направят в правительство края для формирования долгосрочных и среднесрочных планов работы. Анкета состоит из 3 разделов и ее заполнение займет не более 10 минут.