Общество интервью «За час сорок минут полета превратилась в льдинку». Как крымчанка приехала в Забайкалье в 80-е, чтобы стать настоящим бамовцем

«За час сорок минут полета превратилась в льдинку». Как крымчанка приехала в Забайкалье в 80-е, чтобы стать настоящим бамовцем

Ева Ивановна Труфанова приехала в Забайкалье, чтобы сохранить семью, но осталась надолго и без мужа

Строительство БАМа. Члены бригады Ивана Варшавского строительно-монтажного поезда СМП-596 управления строительством «БАМстройпуть», укладывавшие рельсы с восточной стороны, во время торжественной церемонии укладки на стыке железнодорожного пути последнего, «золотого» звена Байкало-Амурской магистрали на станции Куанда

Пятьдесят лет назад первый комсомольский стройотряд отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали. За всю историю в стройке века приняли участие более двух миллионов человек. Ева Ивановна Труфанова — одна из ветеранов БАМа. Как сама признается, ехала в Забайкалье, чтобы сохранить семью. А в итоге стала не только настоящим бамовцем, но и хранителем истории легендарной магистрали. Мы попросили Еву Ивановну вспомнить те времена.

— На самом деле история БАМа началась гораздо раньше. Первый участок от станции БАМ до Тындинского поселка построили еще до Великой Отечественной войны. В 1942 году рельсы с этого участка сняли и отправили под Сталинград, из них была построена знаменитая Волжская рокада (стратегическая железнодорожная линия от станции Иловля, в 80 километрах от Сталинграда, до станции Свияжск, в 30 километрах от Казани, была построена в 1942 году в рекордно короткие сроки. — Прим. ред.), которая остановила немцев. После войны ветку до Тынды восстановили. Активное строительство БАМа началось в 1974 году, когда было подписано постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Муж мой уехал на Малый БАМ в Якутию в 1980 году. Когда работы там завершили, его автоколонну № 6 Управления по строительству «БАМстройпуть» передислоцировали на последний читинский участок БАМа. Туда и поехали мы с детьми из теплого Крыма.

В это время у нас в семье уже не ладилось, я подала на развод. А муж решил доказать, что всё можно исправить. Забегая вперед, скажу, что ничего не помогло. Супруг через несколько лет вернулся на малую родину, а мы так и остались на БАМе.

— Помните первый день, когда приехали?

— Как сегодня. Был ноябрь 1981 года. В Симферополе +18. Свекровь провожала нас в ситцевом платье. А дети были одеты в валенки, шубы и шапки-ушанки. Их в аэропорту окрестили Чуком и Геком, позже их фотография попала в какой-то московский журнал. Прилетаем в Читу, а тут -39 и забитый аэропорт, люди никуда улететь не могут. Я же в замшевых сапогах на шпильке, так и простояла всю ночь на каблуках, зажатая между людьми. Детей получилось уложить спать на перевернутых ящиках.

Благодаря крымским винам, которые я захватила с собой, на второй день нас посадили на грузовой самолет до Чары. Это была просто железная банка, в которой нет никаких условий. Летчики сняли с себя куртки и завернули в них моих детей. Я за час сорок минут полета превратилась в льдинку, муж выносил на руках из самолета. Потом больше 3 часов добирались до Икабьи, где разместили его базу.

Так началась моя жизнь на БАМе. Поначалу нас приютила семья Шиловых, положили всех четверых на полу. Женщинам устроиться на работу было трудно. Крымское вино помогло получить должность уборщицы, потом дослужилась до коменданта общежития и всего поселка. Раньше же выдавалось всё, люди приезжали с одними чемоданами, все остальные вещи выдавались: гардины, утюги, тумбочки.

— По природным и геологическим условиям Читинский участок БАМа считается самым сложным. Тяжелые условия труда были?

— Очень. Первопроходцев, как говорится, высаживали на колышек — место, где не было ничего. Жили они в военных брезентовых палатках, прорубали первые просеки. Муж мой был водителем в автоколонне управления «БАМстройпуть», перевозил с Якутии всю технику, вагончики, стройматериалы. Его машина называлась «лаптежник», длинная такая, на ней везли вагончики. Помню, рассказал: чтобы подняться на наивысшую точку БАМа — разъезд Мурурин, ему неоднократно приходилось вручную по три километра отсыпать дорогу песком, даже цепи не помогали на перевале.

Тяжелые бытовые условия были. В морозы температура порой опускалась ниже 60 градусов. Волосы в бараке, где жили, примерзали к стене, приходилось их отливать кипятком. А сына в школу одевать под одеялом.

Нам, взрослым, было тяжело, а детям каково было маленьким? Вот мы ездили сухостой валить, сыновья помогали его собирать, вытаскивать на дорогу, ловить машину, везти эти дрова до дома, пилить, колоть. Воду носили, а по дороге сосульки замерзали.

Питание какое тогда было? Сухая морковка, сухая картошка, сухое молоко, тушенка — всё в сухом и консервированном виде, а ребенок растет, ему нужен кальций, витамины, а ничего этого в то время не было. Они много перенесли.

Вот почему важно, чтобы сейчас была создана организация «Дети БАМа», потому что мы уходим в мир иной, и наши дети останутся не у дел. Здор Марина Александровна помогает мне в создании этой организации.

— Но при этом на БАМ ехали лучшие…

— Это правда. БАМ строила вся страна, весь Советский Союз. Отбор был серьезный. В марте 1981 года в Чаре высадился отряд имени ХХVI съезда партии, 300 лучших комсомольцев с десяти областей Украины. Cаму Чару построили комсомольцы из Казахстана, среди которых было много поволжских немцев. Грузины после того, как закончили строительство станции Ния, изъявили желание поработать еще над одной станцией и прибыли в Икабью. Как сейчас помню, как выходит с вертолета посреди сплошной тайги начальник поезда Анвар Двалишвили, а жена у него была олимпийская чемпионка по легкой атлетике Надежда Павловна, она стала первым директором Икабьинской школы № 1.

В нашем стройотряде были и свадьбы, практически сразу после приезда пять или шесть пар расписались. Девушки и парни познакомились по дороге, пока в поезде через всю страну ехали. Это неудивительно: средний возраст бамовцев был от 18 до 23 лет. Естественно, возникали первые чувства и первая любовь.

Куанда, «золотое» звено, 1984 год

БАМ собрал многих удивительных и уникальных людей. Например, Кима Григорьевна и Семён Максович Медведевы, они с 1962 года жили в Каларском районе. Он единственный участник Корейской войны, живший в наших местах. Она была музейным смотрителем, вместе с ней мы собирали первые экспонаты для Каларского музея. Кима Григорьевна и Семён Максович приехали из Москвы — представляете, такая молоденькая москвичка отправилась в глушь, да так здесь всю жизнь и прожила. Женщина-энциклопедия, просто кладезь знаний. И они мечтали увидеть результаты своего труда: как запустится Удокан! Пусть поздно, но их мечта осуществилась. Они очень радовались строительству ГМК «Удокан».

— Вы стали одним из первых руководителей Каларского музея. Расскажите об этом периоде.

— Моя история с музейным делом началась со школы в Икабье, где я вела туристический кружок. Мы ходили в походы и постепенно собирали материалы об истории края. Так появился школьный краеведческий музей, который, к сожалению, сгорел при пожаре школы. Помню, как в 1985 году мы организовали вечер «Автограф века», пригласили первопроходцев с грузинского и украинского отрядов. Люди выходили на сцену и расписывались в альбоме. Этот альбом тоже погиб в пожаре, осталась только фотография о вечере.

Вечер «Автограф века», 1985 год

Об открытии школьного музея в Икабье сняли репортаж на телевидении. Его увидели сотрудники Областного краеведческого музея им. Кузнецова. И в Икабью приехали директор Терехина Валерия Степановна и главный хранитель фондов музея Алферова Мария Ивановна.

С разрешения райкома партии было принято решение о назначении меня заведующей отделом Читинского областного краеведческого музея «История строительства Читинского участка БАМа». Изначально это была временная выставка к открытию «золотого» звена БАМа.

Музей в здании «БАМстройпуть», 1985 год

Она была посвящена истории строительства Читинского участка БАМа и Удоканской экспедиции «Читагеологии». В здании «БАМстройпути» нам дали зал в красном уголке. Мы отправлялись в экспедиции за экспонатами — и самолетами, и вертолетами, и на оленях, и на лыжах. Основные экспонаты увозили в Читу. Но было собрано столько материала, что рука не поднялась закрыть эту выставку, и было принято решение о создании музея.

10-тысячный посетитель музея

Затем его переименовали в Каларский историко-краеведческий музей.

Экскурсия для членов клуба «Хозяюшка», 1986 год

Экскурсия для делегации из Индии, 1987 год

Открытие музея в Новой Чаре, 1988 год

— А как вы стали писать в газеты?

— Тогда каждый корреспондент в газетах имел своих внештатных сотрудников. Однажды к нам в Икабью приехала брать интервью Татьяна Федоровна Парыгина. Пообщалась и со мной как с комендантом общежития, где живут 300 бойцов. Я всегда рассказываю от души, эмоционально. Она выслушала, всё записала и предложила стать внештатным сотрудником. На мой вопрос «А как писать? Я ж не умею» ответила: «Пишите, как есть, ничего не выдумывайте». И я начала писать, печаталась в газетах «БАМ», «Байкальский меридиан», «Северный Байкал», «Забайкальский рабочий», «Комсомолец Забайкалья». Потом начала потихонечку писать книги. Получила звание члена Союза журналистов России.

— Героями ваших статей и книг стали люди БАМа. Неудивительно, что, даже переехав в соседний регион, именно вы решили создать «Союз ветеранов Читинского участка БАМа».

— Идея создания этой общественной организации появилась у меня тогда, когда меня пригласили вступить в Союз Бурятского участка БАМа, я сейчас живу в Северобайкальске. И я подумала, зачем я буду вступать тут, когда у меня есть свои родные Куанда, Чара, Икабья, свой БАМ и свои бамовцы.

Создание Союза ветеранов Читинского участка БАМа, 2009 год

О них моя книга «Бамовцы, наденьте ордена и медали!». Это история Читинского участка БАМа в лицах. Сейчас в союзе 832 человека. После прошедших мероприятий по празднованию 50-летнего юбилея БАМа еще несколько человек также подали заявки на вступление в Союз ветеранов Читинского участка БАМа. Пишу в книге и про освоение Удоканского месторождения. И все знают об Удоканском проекте, знают, что Чара — медная столица. Мы следим за тем, как запускался гидрометаллургический комбинат «Удокан» и как много компания делает для Каларского округа. Все знают, что Удокан — неотъемлемая часть истории БАМа, с этим не поспоришь, и, возможно, дорога прошла бы по-другому, если бы не месторождение. Во время строительства БАМа все знали, что по этим рельсам пойдет медная руда.

— Вы часто приезжаете на свою бамовскую родину?

— Конечно, устраиваю ежегодные встречи строителей магистрали. Вспоминаем молодость, времена, когда слово «бамовец» произносили с гордостью. БАМ дал мне многое, сформировал как личность. Показал примеры настоящей дружбы, поддержки, доброты. И сегодня я хочу помочь ветеранам БАМа, бьюсь за принятие статуса «Дети БАМа». Провожу акции памяти. Мы к 45-летию возложили цветы на 300 могил читинских бамовцев. А нынче поставили цель побывать на 500 кмогилах. Вот была на кладбище у Кимы Григорьевны, рассказала, что ее мечта увидеть, как началось освоение Удокана, сбылась. Это важно, помнить о людях, говорить о том, что труд миллионов бамовцев не пропал даром и все мы сегодня пользуемся результатом их героических усилий.

В сентябре в Новой Чаре, Чаре и Куанде, Икабье пройдут торжественные мероприятия, посвященные 40-летию рабочей стыковки на Балбухте, 40 лет «золотому» звену ст. Куанда и 15-летие Союза ветеранов БАМа. Я обязательно приеду, чтобы встретиться и обняться с дорогими земляками.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления