Судьба единственного в Борзе 9-этажного дома насыщена всеми оттенками российской трагедии. В ней есть всё: крушение Советского Союза, разруха и бесхозяйственность, самоубийства, ловкие чиновники, коррупционеры всех мастей, хитрые нувориши, зарабатывающие на бедах. И традиционная неразбериха во всем этом тоже присутствует — куда без нее в российской действительности.
Первый в Борзе 9-этажный дом возводился в конце 1980-х, но был заброшен после распада СССР. Почти законченную стройку в центральной части города на Савватеевской, 82, освободили от пригодных в хозяйстве вещей мелкие воришки, и гигант стал пристанищем слоняющихся детей, разных маргиналов и самоубийц.
По законодательству имущество Борзинского строительного управления перешло городской администрации и числилось за ней до 2006 года. В октябре 2006-го хозяином девятиэтажки стал читинский предприниматель Альберт Мурадян, заплативший за объект 6,4 миллиона рублей. В апреле 2008-го дом приобрела Виктория Маевская, а в мае 2009-го — Гаяне Мкртчян, зарегистрированная почему-то в Краснодаре, но имеющая читинский номер телефона.
В 2012 году Мкртчян подала иск в Борзинский горсуд к администрации Борзи с требованием признать за нею право собственности на достроенный 107-квартирный жилой дом с пристройкой. Согласно решению суда, предприниматель в 2009 году выкупила недостроенное здание и закончила его. В деле фигурировали положительные заключения лаборатории судебных строительных и автотехнических экспертиз «Эксперт плюс». Суд удовлетворил иск, и девятиэтажку стали заселять.
В 2012 году мэрия Борзи по программе переселения граждан из аварийного жилья на условиях федерального софинансирования за 31 миллион рублей приобрела у Мкртчян в 9-этажке сначала 24 квартиры, а в 2013-м — еще 64 квартиры почти за 100 миллионов рублей. По поводу второй покупки к властям Борзи появились претензии у фининспекции Забайкальского края. Часть квартир была куплена у единственного подрядчика — без согласования. Городские власти ссылались на указ президента, краевые с ними спорили. Но речь не об этом.
Дом ожидаемо начал сыпаться. Почти сразу после заселения люди стали жаловаться на текущие потолки, промерзающие стены и обмерзающие окна, неровные полы и вообще на всё. Жильцы рассказывали, что строители установили «жестяные» входные двери и «картонные» межкомнатные, почти все материалы были китайскими и жутко дешевыми.
В 2019 году девятиэтажку признали аварийной. Тогда на встрече исполняющего обязанности губернатора Александра Осипова с жильцами городские чиновники объяснили, что по дому проведена экспертиза, он признан аварийным, но подлежит реконструкции. Проект работ стоил более 8 миллионов рублей, но денег таких у города не было.
В 2021 году домом заинтересовался даже Первый канал — борзинские дела осветили в передаче «Мужское и женское».
В студии заговорили в том числе о правах детей-сирот: их тоже массово селили в девятиэтажку, так как очередь на жилье у них исчисляется тысячами. Экс-сотрудник департамента госимущества края Евгений Корнев в передаче заявлял, что в свое время протестовал против выделения жилья сиротам в таких домах. И, как выяснилось, был прав.
Летом 2024 года Забайкальский краевой суд обязал Минсоцзащиты переселить из аварийной девятиэтажки сирот.
Пресс-служба суда сообщила, что, согласно материалам дела, предприниматель (имя которого не называется, но, судя по всему, это Мкртчян. — Прим. ред.) приобрел замороженное строение, увеличил число квартир со 107 до 162, совершив перепланировку без разрешения органов власти.
По данным суда, эксперты выявили, что в ходе незаконной перепланировки были пробиты несущие стены и изменено положение санузлов и кухонь, при этом гидроизоляция перекрытий «новых санузлов» и вентиляция вновь образованных кухонь проектом не предусматривались. Вся перепланировка привела к тому, что несущие конструкции перестали выполнять свою задачу.
В 2013 году Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края купил у предпринимателя квартиры для детей-сирот на общую сумму 65,2 миллиона рублей. Большую часть квартир департамент приобретал, когда его возглавлял Сергей Новиченко. Затем он вырос до министра экономического развития региона, потом руководил читинским отделением банка и Общественной палатой края, а сейчас избран в заксобрание. Спустя несколько лет — в июне, августе и сентябре 2015 года — в девятиэтажке купили еще четыре квартиры для сирот. Департаментом в это время руководил Алексей Хосоев. Примерно в это же время квартиру в доме купила для своих нужд прокуратура Забайкальского края.
Еще спустя какое-то время деятельность чиновников городского и краевого уровня оказалась интересна правоохранительным органам, появились уголовные дела, но вскоре их закрыли за отсутствием состава преступления.
А в 2024 году в отношении Хосоева снова возбудили уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Ему в вину вменяют заселение сирот в аварийный дом, однако в 2015 году речи об аварийности еще не было, а экспертизу в новостройке проводить департамент не был обязан. Как, например, не была обязана прокуратура проверять жилье для своих сотрудников. Но Хосоева всё равно судят. Экс-чиновнику грозит до 10 лет колонии.