Протоиерей Игорь Бачинин — личность довольно известная. Он 35 лет работает с зависимыми людьми, ведет блог, выступает в передачах. С ним часто не соглашаются, что, в общем-то, немудрено: не всё, о чем говорит батюшка, приятно слышать. В Читу он приехал по своей специализации. Мы поговорили с ним о проблемах страны, имеющих очевидные корни.
— Вы приехали для создания Попечительства о народной трезвости. Можете рассказать, что это за организация и какие у нее цели и задачи?
— В 1895 году Министерство финансов Российской империи выступило инициатором создания Попечительства о народной трезвости. Тогда государственные мужи прекрасно понимали: чтобы народ жил трезво, нужно его не от пьянства отучать, а нужно его в трезвости воспитать.
Если мы хотим, чтобы человек научился работать, надо не с безработицей бороться, не деньги людям раздавать, а создавать рабочие места и учить людей труду.
Предысторию попечительства можно вести от 1892 года. Был такой замечательный человек, Сергей Александрович Рачинский, — ученый, профессор Московского университета, ботаник и математик. Он создал школу в селе Татево Смоленской губернии и стал заниматься духовно-нравственным воспитанием детей. В какой-то момент он увидел, что воспитанники страдают от пьянства, и решил, что эту проблему нужно решать. Сначала педагоги дали друг другу обещание, что они в ближайший год проживут трезво. Появилась определенная среда, появился пример у детей, они постепенно выросли и понесли эту трезвость в свои школы, понесли ее в семинарии и академии, понесли на производство.
Сохранились письма, которые Сергей Александрович Рачинский писал своим воспитанникам, которые пришли в академическую среду и не нашли там нравственной ценности. Письма изданы в сборник «Духовному юношеству» и актуальны до сих пор.
Рачинский — это только один пример. Мы находили информацию, что на 1911 год существовало 1688 приходских обществ трезвости. То есть было достаточно большое сообщество людей. Было даже такое «Согласие против пьянства», куда входили Лев Толстой и Николай Миклухо-Маклай. Мы поработали с архивными документами и пришли к некоторым выводам. Кроме того, видели, как ситуация разворачивается в стране в 2000-х годах. Мы понимали, что Минздрав и наркология с этим не справляется и нужны какие-то другие средства, поэтому предложили главе правительства Свердловской области Владимиру Власову использовать исторический опыт решения этой проблемы. Начали с подготовительной работы. У нас вся Свердловская область поделена на пять управленческих округов — мы объехали их все, собрали глав всех районов, пригласили духовенство из ближайших приходов и рассказали про нашу затею.
В истории был такой период, когда в 1914 году началась мобилизация на Первую мировую войну, император Николай, ныне прославленный в лике святых, разрешил, подчеркну, разрешил сельским сходам закрывать питейные заведения на своей территории. То есть мужики собрались, проголосовали: «Нам гадюшник тут не нужен». И власть обязана была исполнить.
С правительством области мы заключили соглашение и определили направления, по которым будем работать. В настоящее время у нас есть шесть основных проектов.
Для читателей из Забайкалья мы сократим шесть абзацев в одно предложение. Екатеринбургская епархия проводит День трезвости, отправляет победивший в конкурсе класс на море, курирует «Здоровое село», сотрудничает с учащимися медколледжа и организует палаточный лагерь с привлечением знаменитостей.
1. Уже 18 лет каждое 11 сентября мы проводим областной день трезвости. В 2014 году была принята концепция Русской Православной Церкви об утверждении трезвости, в разработке которой мы принимали участие. Концепция возродила праздник на всей канонической территории РПЦ. Ежегодно в этот день его святейшество Патриарх Кирилл обращается к пастве и выходит его послание во Всероссийский праздник трезвости.
2. С 2005 года в области существует проект «Ориентиры жизни». Он уже третий раз претерпевает изменения. Изначально это были «Классы, свободные от курения», потом «Будь здоров», и вот сейчас, после того, как вышел указ президента об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, мы его переименовали. Трезвость — это базовая национальная ценность и христианская добродетель, которую надо воспитывать. Нам в этом помогает Министерство образования Свердловской области. Проводим конкурс, и класс, занявший первое место, за счет бюджета везут отдыхать на Черное море. Для ребятишек, особенно из сел, это существенный мотиватор.
3. Проект «Здоровое село, территория трезвости» мы ведем с региональным министерством здравоохранения. Села поделены на три категории по числу жителей, за соблюдение разных условий им начисляются баллы, и по итогу победителям достаются награды. Призовой фонд составляет 10 миллионов рублей.
4 «Молодежное братство трезвости» реализуется в партнерстве с медицинским колледжем. Главное учреждение у них находится в Екатеринбурге и 11 филиалов по региону. Ученики, будущие медработники, во-первых, сами приобретают трезвые убеждения, во-вторых, получают опыт приобщения своих пациентов к здоровому образу жизни. У нас разработаны три передвижных выставочных комплекса, в которых рассказывают о трезвости в Российской империи, в СССР и в настоящее время.
5. Молодежный фестиваль «Молодежь выбирает трезвость» мы проводим по принципу «равный — равному». Подростки общаются с учащимися медколледжа, мы приглашаем известных медийных личностей. С нами сотрудничают «Уральские пельмени» — Вячеслав Мясников и Дима Соколов, боец смешанных единоборств Александр Шлеменко, спортсмены, чемпионы, всех не вспомнить уже.
6. Кроме того, проводим международный слет трезвости и здоровья летом в форме палаточного лагеря на берегу озера. Там создается безопасная среда, приезжает много народа, идет определенная образовательная программа.
У нас там были отцы Андрей Ткачев и Андрей Владимиров, были специалисты из военного университета имени князя Александра Невского. Они рассказывали, что из себя представляет война, какие есть формы и методы ведения войны, что такое консциентальная и гибридная война. Мы должны понимать, что в мире происходит и как формируется мнение, почему люди свято верят в то, что Россия — это страна-агрессор, и в прочие ложные стереотипы. В этот лагерь приезжают семьи, педагоги, преподаватели, военные. Создавая детско-взрослую событийную общность, мы получаем трансляцию ценностей из поколения в поколение.
В результате всей этой практической деятельности мы убедились, что не нужно профилактировать пороки. Потому что, когда начинают говорить о пороках, сознание детей погружается в эту порочную среду. Об этом очень хорошо сказал советский и российский психолог, доктор наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков: не надо профилактировать пороки, а нужно взращивать добродетель.
Попросту говоря, не нужно бороться с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, а нужно людей научить жить трезво.
Вот, собственно говоря, наше Попечительство о народной трезвости как общественно-государственное движение ставит перед собой такие задачи и успешно их решает.
— Я верно понимаю, что правильнее не допустить, чем потом лечить?
— Конечно. Вот есть еще один замечательный человек, профессор Московского государственного университета Виктория Аршинова. У нее есть научная статья «Феномен трезвости». И она говорит о том, что трезвость как нравственная ценность существует в двух видах. Первая — это естественная трезвость, с которой рождается каждый человек. Вторая — сохраненная трезвость. У нас есть исторический опыт, в Российской империи с 1910 года во всех церковно-приходских школах преподавался предмет «Наука трезвости». То есть все ясно понимали, что нужно воспитывать трезвые поколения. Если этого не делать, то алкоголь, наркотики становится оружием геноцида нашего народа. Мы же видим, что хозяева почти всех алкогольных брендов в России не живут.
— Есть мнение, что если бы не было первого глотка или первой затяжки, то, собственно, не было бы и проблемы. Есть у вас объяснение, почему происходит этот первый глоток и первая затяжка?
— Советский ученый-физиолог Геннадий Шичко занимался этой проблематикой, и он ввел в научный оборот термин «социально-психологическая программа». Он подробно, поэтапно рассказал, что происходит перед первым глотком или первой затяжкой. Начинается алкоголизм не с этого, а с формирования мировоззрения.
Наши, как их сейчас называют, идеологические оппоненты очень профессионально и умело встраиваются в процесс и формируют у подрастающих поколений отношение к алкоголю, табаку и к каким-то безнравственным нормам поведения. В итоге у нас множество людей относятся к этому всему не так, как принято в традициях нашего народа.
Как бы это ни звучало, кому-то может быть это не нравится, но вот в том самом указе президента о государственной политике по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей как раз про это и говорится. Там используется понятие «общероссийская гражданская идентичность», в формировании которой принимали участие четыре основных конфессии. Это, в первую очередь, христианство в форме православия, ислам, иудаизм и буддизм. И прямо в этом указе сказано, что для Российской Федерации приоритетом является православие. Нужно сказать, что религиоведы называют христианство, ислам и иудаизм авраамическими религиями, то есть у нас общие нравственные ценности, традиционные христиане, иудеи и мусульмане всегда найдут между собой общий язык. Поэтому вот на этих ценностях мы и строим свою работу.
Почему церковь выступает инициатором? Потому что исторически так сложилось, что православие формирует мировоззрение человека. Именно поэтому идеологические оппоненты всячески стараются опошлить церковь. Потому что церковь стоит во главе этих традиций. Не зря в результате общероссийского референдума в Конституцию внесено понятие о Боге.
Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Россия началась не с 90-х годов, у нас есть тысячелетняя история, свои идеалы, своя вера в Бога, которая сформировала наш менталитет, наш народный характер и общероссийскую идентичность, то, что сейчас называют русским миром. Именно против него выступает условный Запад. Сейчас же идет не военный конфликт, а цивилизационное противостояние. Нашим противникам важно стратегическое поражение России. Ради этого делается очень многое. Алкоголизм, наркомания, субкультуры — оружие глобализма для того, чтобы развратить молодежь, напоить взрослых и отправить в могилу стариков. Мы должны ясно это и четко понимать. Мы должны понимать, что СВО — это милость Божья, что Господь нам попустил СВО. Но при этом должны понимать, что после развала Советского Союза Соединенные Штаты Америки отпраздновали победу в информационно-психологической войне. Но война эта не закончена и идет в том числе в Забайкальском крае. Здесь от алкоголя гибнет больше, чем на СВО за «ленточкой». Попечительство о народной трезвости ставит перед собой задачу объединить усилия, выработать формы, найти средства для того, чтобы этой идеологической агрессии противостоять здесь, внутри нашего Отечества.
— Есть такая мысль, у которой немало сторонников: традиции пьянства в России крепки, это и «веселие Руси есть пити», и заканчивая тем, что церковь в таинствах употребляет вино, и оно же упоминается в Библии.
— В 90-х годах наши отечественные методологи ввели в научный оборот такое понятие, как консциентальная война. «Консциенталь» — это латинское слово, означающие «ценности сознания». Эта война направлена на уничтожение определенного типа сознания. И в этом отношении уже не одно десятилетие мы с вами живем на информационно оккупированной территории. В сознание россиян внедряются вот такие вот мифы и им подобные.
Некоторые еще говорят: а почему в церкви причащают вином? Если ты считаешь, что в церкви причащают вином, тебе не надо туда ходить и не надо причащаться. Потому что причащаются не вином, а телом и кровью Христовым.
Если хочется разобраться в вопросе, то могу порекомендовать богословскую работу священномученика Владимира Богоявленского «Против нас ли (абстинентов) Библия?» Наши трезвенники из Киева ее переиздали под названием «Против нас ли (трезвенников) Библия?» Там очень подробно говорится о вине, которое упоминается в Писании, и о том, что подразумеваем мы. Можно про это долго говорить, но это разные вещи.
Из Священного Писания, из апостольских правил, из высказывания святых отцов мы можем совершенно очевидно показать, что не пьянство, а именно трезвость является нашей с вами христианской традицией. Сказано, что пьяницы Царствия Небесного не наследуют. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что пьянеть человек может не только от вина, а от похоти или чревоугодия, что, в общем-то, в рамках нравственной нормы.
Поэтому Церковь всегда стояла на позициях трезвости, поэтому она и выступает инициатором Попечительства о народной трезвости. Я очень надеюсь и верю, что в Забайкальском крае это примет достойный масштаб и развитие.
У нас депутаты Госдумы обсуждают, сколько промилле алкоголя должно быть в крови у человека, чтобы ему было разрешено управлять машиной. Дискуссию ведут о том, трезвый человек или не трезвый. Да пьяный он, если у него спирт в крови.
— Есть и такой опыт, когда ребенок видит пьяного отца, все его выходки, зарекается никогда не употреблять алкоголь, а потом — проходит время и — начинает употреблять еще похлеще, чем отец. Почему так происходит?
— Знаете, я уже 36 лет провожу занятия с людьми, которые страдают от различного вида зависимости. Когда возникает подобного рода вопрос, люди приводят примеры, где из семьи алкоголиков вышел трезвый человек. Есть и прямо противоположные примеры, где из семьи трезвых людей выходят дети с аддиктивным поведением. От чего это зависит? В первую очередь от среды, в которой формируется мировоззрение человека, и от дебюта — того самого первого глотка или затяжки, во время которого человек получает опыт. А опыт определяет отношение, которое будет у человека складываться в дальнейшей жизни.
Одна из самых распространенных ситуаций дебюта происходит с человеком в детстве, дома во время праздника. Когда ребенок просит у родителей попить, ему дают воду, сок или морс. А что ему говорят, если он покажет на бутылку? Скажут, что это только для взрослых. И тогда у ребенка складывается такая установка: пьют взрослые, авторитетные, дорогие, уважаемые, любимые люди. Когда все уйдут, ребенок может попробовать, что они там такое пили-то. Хорошо, если ему водка попадет — она неприятная.
Дебют еще часто сопровождается наказанием — увидели родители, что ребенок их пьян, и дали ремня или за курение заставили сигарету съесть. Конечно, радикальные методы, и я к ним не призываю, но в народе они используются.
Про еще один народный метод рассказал батюшка, протоиерей Александр Черных с Кубани. У них в поселке Усть-Лабинске на Кубани приехали цыгане, стали торговать наркотиками. К нам в первый раз подошли братки-казаки, сказали, что у них так не принято, а второй раз не пришлось говорить: сожгли хату и нагайками им вложили. Радикально? Ну, радикально. Но, по крайней мере, молодежь не будет от наркотиков умирать.
Я думаю, что такая народная реакция должна в первую очередь отрезвить власть. Это дело власти — заботиться о своем народе. Если народ так поступает, то, значит, где-то власть бездействует. И народ, который власть выбирает, должен с нее спросить.
Мне рассказывали, что в Чите в одном доме было семь или шесть алкогольных магазинов. Кто-то же принял такие решения, разрешил такое количество торговых точек. Есть при этом федеральный закон о регулировании оборота алкоголя, он предоставляет региональной власти право вмешиваться в этот процесс. Мы в Читу приглашали соседей из Якутии, где на основании тех же самых федеральных законов сумели найти решения. У них алкоголь реализуется с 14:00 до 20:00 и только в специализированных магазинах.
По всей стране при этом действует известная сеть, где, помимо алкоголя, продают дешевые шоколадки, мороженое, лакомства с игрушками. С формальной точки зрения этот бизнес можно понять: ему нужно воспитывать потребителя, чтобы с пеленок люди знали, что где купить. Чтобы этого не было, нужны специализированные магазины с требованиями к площади, к уставному капиталу. Пожалуйста, примите региональный закон. Надеемся, что так и будет, потому что при создании Попечительства о народной трезвости была вице-премьер правительства края Наталья Щербина, министры и муниципальные чиновники.
Вообще народ начинает трезветь. В 2009 году Всероссийский центр исследования общественного мнения докладывал, что 24,4% взрослых россиян не употребляли алкоголь. Сейчас, по данным ВЦИОМ, уже более 40% отказываются от спиртного. И если в Забайкальском крае показатели не такие, то это вопрос к власти: почему?
Почему в одном доме шесть торговых точек? Ну давайте решать эту проблему. Не ждать, когда нас порешат наши враги, а будем вести эту брань, будем отрезвлять наш народ, будем трезветь сами, воспитывать в трезвости наших детей, хранить веру и ценить суверенитет.
Мы уникальный народ, творческий, изобретательный, обладающий огромными богатствам. Но не всем мы можем пользоваться, потому что у нас есть коррупция. Это жадная рыбка, которая, как говорится, в мутной воде плавает. Нужно воду осветлять, всех врагов, иноагентов и прочих за ушко да на солнышко.
Самый простой пример. Сколько за период работы главы муниципального образования умерло людей из-за алкоголя? Я полагаю, нормальный будет рейтинг.
В начале XX столетия Дмитрий Менделеев говорил, что в Российской Империи к началу 3-го тысячелетия должно жить 500–600 миллионов человек. А у нас сколько сейчас? Где 360 миллионов? Этот вопрос надо задавать власть предержащим. В каком законе говорится, что власть должна увеличивать смертность?
В той же самой Якутии есть пример. На начало 90-х годов в Чукотке и в Якутии была примерно одинаковая продолжительность жизни — 60–63 года. Сейчас в Якутии идет динамика: люди стали дольше жить и среднедушевое употребление алкоголя снижается.
— Есть ли примеры того, как насаждается культ алкоголя?
— Подобных примеров можно много привести, и не только в отношении алкоголя. Но не хотелось бы об этом говорить, надо говорить о трезвости, о добром и хорошем. Наши идеологические оппоненты готовы бесконечно мусолить эти темы, потому что, в каком бы ракурсе мы об этом негативе ни говорили, мы льем воду на их мельницу. А зачем нам это делать? Преподобный Иоанн Лествичник дает определение, что есть зло. Он говорит, что зло — это есть отсутствие добра. Христос нам говорит, что «без меня не можете ничесоже». Мы зло победить без Бога не можем. И методология борьбы со злом заключается в утверждении добра. Если мы начинаем со злом бороться злом, мы просто зло умножаем. Надо помнить, что первым борцом за справедливость был дьявол. Нет на земле справедливости. На земле есть иерархия, есть определенные правила, есть традиции, которые нужно соблюдать. Справедливость есть только в Царствии Небесном.
Когда мы говорим о зле, рассказываем о каких-то негативных фактах, мы зло просто умножаем, расширяем территорию зла. И тем самым создаем плацдарм для дьявола.
— В одном из ваших интервью я видел фразу «культура трезвости». Что это такое? Обычно, когда речь идет о борьбе с алкоголизмом, употребляют словосочетание «культура пития».
— Это один из следующих проектов Попечительства о народной трезвости. С Министерством общего образования и молодежной политики Свердловской области мы ведем «Школу воспитания культуры трезвости». Когда мы были в паломнической поездке в Грецию, у меня возник естественный такой вопрос. Почему в винодельческой стране пьяниц нет? А в каком-нибудь российском регионе — хотя бы в Забайкальском крае — вина не производят, виноград не растет, а пьянство есть.
Парадокс какой-то, да? Потому что культура трезвости предполагает, что человек за вечер выпьет один бокал, и ему достаточно. У святителя Иоанна Златоуста нашел фразу о том, что вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми.
В Риме сохранилась такая надгробная надпись: «Он жил как раб, пил неразбавленное вино». О чем это говорит? Вино было, его употребляли, но вино было слабым. А крепкое вино пили рабы. Но у нас-то в Конституции сказано, что мы не рабы, у нас свободное государство. Давайте жить тогда свободно и декларируемую свободу обеспечим нашему народу. Когда человек попадает в алкогольную зависимость, он вообще не свободен.