Михаил устроился работать в такси почти сразу после окончания техникума и верен этому делу уже почти восемь лет. Его история могла бы остаться незамеченной, если бы не одно важное обстоятельство — в детстве он полностью потерял слух. Несмотря на это, Михаил возит пассажиров и уверенно ориентируется на дороге, живет полной жизнью, радуется миру и путешествует, не обращая внимания на трудности, с которыми сталкивается.
С Яндекс Go в Чите сотрудничают более 20 глухих и слабослышащих водителей.
Для интервью с Михаилом мы использовали видеосвязь с сурдопереводчиком, чтобы общаться на одном языке. Вопрос — тот же вопрос на жестовом языке — жестикулирующий Михаил на экране ноутбука — перевод ответа: таких циклов за разговор прошло немало.
Маленький Миша заболел в два годика настолько сильно, что его пришлось везти в больницу. Там ему сделали укол. Мама считает, что это была прививка от гриппа, которую нельзя делать во время болезни.
— До этого я реагировал на звуки, а после выздоровления перестал. Мама ничего не понимала, звала по имени, прикоснулась к плечу — и только тогда я повернулся. В тот момент она поняла, что я потерял слух, — поделился Михаил.
Жизнь пошла по другому пути — учиться Миша пошел уже в специализированную школу-интернат для слабослышащих. Закончил 10 классов, поступил в техникум и получил образование по специальности «программист». В 18 лет без проблем сдал на права — с первого раза.
— Получил диплом и уехал в Москву отдыхать на два месяца. Когда вернулся домой, работы, связанной с программированием, не нашел. Наткнулся в Instagram (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ) на глухого, который рассказывал про сотрудничество с «Яндекс.Такси». Я подумал: «Ого, глухие могут быть водителями в такси». И загорелся.
Родители сначала были против такой работы, но в итоге после уговоров согласились. Папа вместе с Михаилом помог ему оформиться в таксопарке.
— Получил первый заказ — в машину села женщина, но она указала неправильный дом. Когда мы доехали, она стала ругаться, нервничать, вышла из машины. Я расстроился, что так вышло, отключился от приложения и поехал домой. Но на следующий день решил попытаться еще раз. Выехал утром, проездил весь день — всё было хорошо, получилось неплохо заработать. Это меня воодушевило, — вспомнил начало своей работы таксист.
Когда Михаил начал работать в такси, стаж вождения у него был три года. Ни тогда, ни теперь никаких трудностей с вождением или сотрудниками ГАИ у него не было.
— Меня иногда останавливают, проверяют документы, страховку. Я показываю на ухо, даю понять, что не слышу. Спрашивают, есть ли в машине пассажиры, так как автомобиль брендированный.
Сейчас в автомобиле Михаила есть подголовник с информацией о том, что водитель не слышит.
— В начале надписи не было. Но люди со мной разговаривали, а когда я не слышал, стучали меня по плечу и я пугался. Объяснял, что не слышу. И эта ситуация повторялась много раз. Тогда попросил маму помочь, она напечатала на бумаге предупреждение, мы приклеили его на сиденье. Пассажиры читали, относились с пониманием.
Теперь специальная метка появилась и в приложении при заказе такси. Поэтому необходимость в бесконечных объяснениях отпала. Если нужно что-то уточнить, пассажиры сразу пишут в приложении Яндекс Go. Встречаются и те, кто знает жестовый язык.
— Бывает, что, когда пассажир выходит, показывает жест «спасибо». Это поднимает настроение. Раньше такого не было совсем, сейчас слышащие люди часто знают это слово.
При этом Михаил носит слуховой аппарат, который помогает ему слышать громкие звуки.
— Если со мной кто-то говорит, я не пойму слов. Но услышу громкие сигналы. И еще я стараюсь внимательно смотреть на дорогу, активно двигаю глазами, чтобы увидеть всё, что возможно.
Этот аппарат Михаил носит постоянно, снимает только на ночь. В остальном его работа в такси ничем не отличается от других водителей. Он вот уже восемь лет сам выбирает график работы, старается давать себе отдых:
— Работаю почти каждый день, иногда выбираю дни для перерыва. Бывает, что целый месяц работаю без выходных. Всё зависит от желания.
В среднем он зарабатывает около 70-80 тысяч рублей в месяц.
— Я стараюсь не вкалывать прям, не впахивать. Обращаю внимание на свое состояние, потому что здоровье важнее, чем зарабатывание денег.
Первым его авто была Toyota Corolla Fielder, сейчас он ездит на Nissan Note, мечтает о Kia Optima.
— Я пробовал на ней ездить, прям влюбился, она в моем сердце. Работаю, надеюсь, получится накопить года через два. Машина удобная, большая, сильный двигатель, багажник очень вместительный. Внутри салон очень комфортный. В «Яндексе» есть тариф «Комфорт плюс». Так что на этой машине можно будет зарабатывать больше.
Читинец регулярно проверяет машину на СТО. Иногда он узнает, что пора заняться ремонтом после того, как пассажиры пишут, что в машине что-то странно гремит или стучит.
Михаил отлично знает Читу, поэтому быстро довозит пассажиров до места, иногда ему оставляют чаевые. Пробовал он работать в такси и в других регионах — в Благовещенске, Улан-Удэ, Иркутске, Москве.
Список мест, которые посетил читинец во время путешествий, еще больше: Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Улан-Удэ, Иркутск, Новосибирск, Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Иваново, Сочи, Анапа, Геленджик, Крым, Ростов-на-Дону, Челябинск. За границей он был в Корее, Казахстане, Киргизии, Китае, Абхазии, Израиле. Везде он находил сообщества слабослышащих людей.
— Жестовые языки сильно различаются. Я немного пытался учить английский жестовый язык. В Корее было очень сложно понять их жестовый язык. В Израиле используют смесь английского и русского жестовых языков — там было проще.
Сообщество глухих и слабослышащих людей есть и в Чите — там есть свой театр, уроки жестового пения, занятия хоккеем, дартсом, волейболом и футболом. Михаил выбрал для себя два последних вида спорта: по вечерам в субботу — волейбол, по воскресеньям — футбол. Общается и дружит читинец как с глухими и слабослышащими, так и со слышащими. Даже сообщество водителей делится на две части в зависимости от способности слышать.
— Слышащие водители поначалу не понимали, как возможно, чтобы глухой работал в такси. Потом таких таксистов стало больше, стало очевидно, что это стереотип. Мы со всеми водителями встречаемся, общаемся, корпоратив можем устроить.
Михаил думает о переезде в Москву, пока совмещает сотрудничество с сервисом такси вместе с инвестированием, которое изучил. Но такси оставлять пока не хочет:
— Мне нравится свободный график в такси, я — хозяин своего времени, плюс это хороший доход, общение с людьми, впечатления от езды по городу, от путешествий.