Ситуация с фигурным катанием в Забайкальском крае остра, как лезвия наточенных коньков. И виной тому не недостаток детей, желающих заниматься спортом, или тренеров, способных воспитать звёзд ледового катка, а личностные конфликты, которые назрели в двух организациях – клубе «Серебряные коньки» и краевой федерации фигурного катания на коньках «Пируэт».
Конфликт развивается давно. Представитель каждого клуба считает, что правда на его стороне. Всё это, конечно, сильно тормозит развитие фигурного катания в регионе.
Откуда ноги растут
Просьба разобраться с проблемой поступила в редакцию «Чита.Ру» в начале ноября. Было известно, что член президиума Забайкальской краевой федерации фигурного катания на коньках «Пируэт» Татьяна Сигурко обратилась за помощью к региональной Общественной палате. На её сайте был опубликован материал «У федерации катания отбирают лёд», в котором рассказывалось об аннулировании льгот на занятие в Ледовом дворце и повышении расходов организации.
«Естественно, затраты лягут на плечи родителей, а повышение оплаты за занятия фигурным катание смогут потянуть далеко не все. Забайкалье рискует потерять не один десяток талантливых спортсменов, возможно, будущую гордость края», - говорилось в тексте письма. Сообщалось, что клубу придётся платить 40 тысяч рублей (письмо есть в распоряжении редакции). Чуть позже опубликованная на сайте сумма исчезла.
Кроме федерации фигурного катания «Пируэт», в Забайкалье существует детский спортивный клуб «Серебряные коньки» и Специализированная детско-юношеская спортшкола олимпийского резерва №1 (СДЮСШОР). Все занимаются обучением детей и любителей катанию и не могут поделить между собой лёд.
Разделение льда
У каждого участника конфликта своя правда по поводу того, какая организация появилась в Забайкальском крае в статусе официально зарегистрированного учреждения первым.
«Наш клуб «Серебряные коньки» работает на территории Забайкалья уже порядка восьми лет. До 2012 года существовало две организации, которые тренировали детей. Это СДЮШОР №1 на Кайдаловской и наш детский спортивный клуб. Но в 2010 году в министерстве спорта России вышло постановление, согласно которому выезд на все соревнования может проводиться только через аккредитованные федерации, и все средства на соревнования, проведение их и прочее, распределяются через федерацию. Так была создана краевая федерация, и мы её аккредитовали», - говорит директор клуба «Серебряные коньки», хореограф Оксана Размахнина.
Член президиума «Пируэта» Татьяна Сигурко рассказывает немного другую историю: «Мы образовалась в 2006 году, а клуб «Серебряные коньки» - в 2009-м. Федерация на момент создания клуба уже была членом федерации фигурного катания России и являлась аккредитованной, а сейчас именно она работает с министерством спорта Забайкальского края».
Отсюда растут усиливающиеся с каждым годом разногласия. Так, по мнению Размахниной, когда федерация начала своё существование, её клубу и СДЮСШОР №1 выделили в Ледовом дворце льготный и бесплатный лёд. Согласно договору аренды, бесплатно можно было кататься каждое утро с 7 до 8 утра. И всё было бы ничего, но вскоре федерация захотела заниматься тренировками самостоятельно: «Члены президиума федерации – это в основном мамы воспитанников клуба. Они купили себе тренера из Армении, и решили взять весь тренировочный процесс на себя. Иными словами - зачем нам вы, если мы сами можем скинуться деньгами?! После чего пошли в министерство спорта, где заместитель министра спорта Забайкальского края Владимир Титов переписал лёд клуба «Серебряные коньки» на федерацию, а прошлый договор расторгнул. В результате клуб остался безо льда, а мы лишились работы».
Сигурко, в свою очередь, утверждает, что федерация ничего не забирала, тем более, что Оксана Размахнина сама когда-то была президентом «Пируэта»: «Родители её переизбрали в связи с недоверием в финансовых вопросах. Им вместе с Игорем Юрьевичем (Игорь Харабара, тренер детского спортивного клуба «Серебряные коньки» – ред.) предложили остаться тренерами в «Пируэте», но они не согласились. На этом их работа с федерацией приостановилась».
Тем самым Оксана Размахнина осталась директором спортивного детского клуба «Серебряные коньки». Клуб, по её словам не мог продолжать заниматься на катке Ледового дворца, ведь он числится на федерации, и детям там запрещалось заниматься с тренерами её клуба. Пришлось искать выход. К этому моменту в посёлке КСК открылся ледовый дворец «Чароит», куда и пошли заниматься «коньки».
«Когда открылся «Чароит», федерация никак не помогла нам. В этом дворце нам предложили аренду в размере 5,3 тысячи рублей за час, и это очень много для катка, который расположен в спальном районе, и есть дети из неблагополучных семей. Но в итоге нам сделали льготную цену в 2,6 тысячи рублей за 9 часов льда», - говорит директор клуба. В этом году федерация также стала заниматься в «Чароите» и, по мнению Размахниной, забрала половину льда у «Серебряных коньков».
Как такое может быть, чтобы один клуб, словно преступная группировка, забирал лёд у другого клуба? На этот вопрос ответили в пресс-службе министерства спорта Забайкальского края, чётко дав понять, что все клубы занимаются на равных условиях. Занятия в Ледовом дворце проводятся клубами «Серебряные коньки», СДЮСШОР №1 и краевой федерацией «Пируэт» на основании поданных заявок. Лёд предоставляют по льготным ценам, и аннулировать указанные льготы, по информации пресс-службы министерства, никто не собирается, так как это не предусмотрено условиями договоров. Стоимость аренды катка - 3,5 тысячи рублей и 5 тысяч рублей за один час (за дневной и вечерний лёд соответственно - ред.). Повышение стоимости платных услуг предусмотрено только в случае утверждения новых цен, изменения которых с октября 2014 года до мая 2015 года не запланировано.
Личные счёты в таблице
Исходом пререканий стал судебный иск, который подали представители клуба «Серебряные коньки» на федерацию.
«Мы подали иск на то, что федерация не принимает новых родителей в члены федерации и объявила членский взнос в размере 2,6 тысячи рублей. Они говорят, это «оплата нашего тренера и его проживания». Почему мы должны платить на какого–то тренера?» - говорит Оксана Размахнина. Также клуб недоволен тем, что федерация занимается тренировками, что им, по мнению директора «Серебряных коньков», запрещено законом.
«Федерация по закону не имеет права сама вести такую работу, как проведение тренировок. И тренерского совета у них нет, получается, что сборная края формируется мамочками», - рассуждает Размахнина.
Федерация же действительно купила себе тренера, который имеет титул мастера спорта СССР по фигурному катанию и прилетел из Армении. В федерации отмечают, что они имеют право проводить тренировки и по закону это вовсе не запрещено. Это касается и организации благотворительности.
В рекомендациях по организации спортивной подготовки в России, подписанных министром спорта страны Виталием Мутко, говорится, что любая государственная или муниципальная организация может готовить спортсменов по договорам с оплатой стоимости сверх средств бюджета. Организация, ведущая спортивную подготовку, самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству России.
Почему два клуба не могут начать сотрудничать, если преследуют одну цель – поддерживать уровень фигурного катания на достойном уровне? Представители обоих объединений знают, что выяснения отношений уже заметили в краевом министерстве спорта, отчего вполне возможно не воспринимают фигурное катание всерьёз.
Несмотря на то, что и «Пирует», и «Серебряные коньки» привлекли большое количество читинских детей к занятиям спортом, а сами тренеры занимались у одних и тех же спортсменов, детальному обсуждению подвергаются и тренерский состав, и воспитанники, и вообще всё, что связанно с катанием.
«На данный момент Оксана Васильевна в сборную края пока не может никого представить. Наши дети занимаются у нас по 7-8 лет, у неё клуб набрал детей, которые занимаются второй год. Их нельзя сравнивать, как и тренерский состав. У нас в федерации работает мастер спорта СССР из Армении, второй кандидат в мастера спорта по фигурному катанию, и оба имеют образование. Также у нас работают инструкторы и тренируют любителей. И там, и здесь люди работают. Можно лишь сравнивать результаты детей, которые выступают на соревнованиях», - подытожила член президиума Пируэта Татьяна Сигурко.
Личностный конфликт и неприязнь увела далеко в сторону внимание к самой проблеме нехватки льда для воспитанников спортшкол. По мнению вице-президента Забайкальской федерации фигурного катания «Пируэт» Марины Сутуриной письмо, которое было написано в Общественную палату несколько исказило суть: «У нас всё хорошо с фигурным катанием в Забайкалье. Все три клуба занимаются, обучают детей и проводят благотворительные вечера. Не ради прибыли, а чтобы подарить радость детям, которые в ней нуждаются. В палату мы обратились, чтобы обратить внимание общественности и НКО - они могут нам помочь», - сказала Сутурина.
Несмотря на все недовольства и порочащие высказывания, фигурное катание в Забайкалье есть и продолжает развиваться. Но тем не менее, личные обиды представителей клубов могут вполне усугубить эту ситуацию.