Пожар, уничтоживший лыжную базу на Высокогорье 18 декабря 2014 года, и гибель 14-летнего спортсмена Ивана Тихонова стали своеобразной переломной вехой в истории забайкальской школы олимпийского резерва по биатлону. В СМИ эта тема освещалась достаточно подробно, «Чита.Ру» посвятило ей не одну публикацию, но отголоски той трагедии и перекрёстный обстрел обвинениями между прошлым и нынешним руководством школы звучат до сих пор.
Хаотичные и импульсивные действия
После декабрьской трагедии министр спорта Забайкальского края Роман Ларионов заявил, что ответственность за случившееся несёт экс-руководитель спортшколы, чемпион мира по биатлону Геннадий Ковалёв, уволенный им же, Ларионовым, за неделю до случившегося из-за недовольства достижениями воспитанников. В конце января школу возглавил Алексей Пляскин, ранее курировавший биатлон в Хилке, и первым делом заявил об увольнении тренеров Ларисы Гуровой и Сергея Ковалёва, однако позже взял свои слова назад.
На прошлой неделе противостояние возобновилось. Тренер высшей категории СДЮСШОР по биатлону Лариса Гурова сообщила о том, что Пляскин в очередной раз пригрозил ей увольнением, предложив в качестве альтернативы самой написать заявление. Формальной причиной послужило то, что Гурова оставила детей после тренировки у спорткомплекса «Орбита», уехав в суд на обжалование выговора, который директор сделал ей после трагедии на Высокогорье. При этом Гурова предупредила Пляскина о своём отъезде по телефону.
Пляскин парировал: к Гуровой есть и множество других претензий. «На тренерском совете она не присутствовала. Планы летней подготовки не предоставила. Зимний инвентарь на склад не сдала. Все действия хаотичные, импульсивные. Мы ведём работу по развитию биатлона в Забайкалье, увеличиваем количество занимающихся и качество подготовки, привлекаем высококлассных спортсменов и тренеров, и очень важно, чтобы они оставались в крае, прославляя Забайкалье», – прокомментировал ситуацию ИА «Чита.Ру» директор Пляскин.
Видимо, не попадая в когорту «высококлассных тренеров», Лариса Гурова была официально уволена 30 июня, несмотря на победы в тренерских конкурсах в течение последних шести лет, подготовку трёхкратного чемпиона России и чемпиона мира. Восемь её воспитанников в этом году уехали в другие регионы страны, где со своими навыками без проблем вошли в местные команды. Уехали из-за отсутствия перспектив.
Под началом же Пляскина биатлон в Забайкалье пополнился тренером из Белоруссии. Мастер спорта международного класса Николай Вайгин перевёз в наш суровый край ещё и четырёх своих воспитанников. «Нам нравится», – сказал новый тренер, восхитившись красивой природой, стрельбищем и трассой.
Такой вот у нас биатлон: земляки уезжают, приезжают иностранцы.
Тёмное прошлое
Не всем, конечно же, понравилось такое положение дел. Политика нового руководства вызвала не только массу обвинений в развале забайкальского биатлона, но и сподвигла «оппозицию» на поиски ответов на вопрос, откуда растут ноги у этой самой политики? Так, в распоряжении редакции «Чита.Ру» оказался документ из хилокского прошлого Алексея Пляскина – приговор суда по факту превышения должностных полномочий.
В 2005 году он, только-только вступив в должность директора местной ДЮСШ, незаконно попытался выселить старшего тренера Николая Масютина из квартиры в здании лыжной базы. Из квартиры, которая была выдана Масютину районной администрацией ещё в 1997 году. Вот выдержка из приговора Хилокского суда: «20 сентября подсудимый с целью выселения Масютина из служебной квартиры, не имея судебного решения, воспользовался отсутствием Масютина, взломал замок на входной двери его квартиры. Удостоверившись, что в квартире находятся вещи, предметы домашнего обихода, осознавая, что помещение является жилым, Пляскин вынес личные вещи потерпевшего из квартиры, навесил другой замок, ограничив доступ жильцу в принадлежащую ему квартиру». И стал делать ремонт для подготовки к зимним соревнованиям.
Тогда Пляскину было назначено наказание в виде 10-тысячного штрафа и лишения права занимать руководящие должности в образовательных учреждениях сроком на два года. Затем по кассационному определению приговор был смягчён только до штрафа. Сам Пляскин в телефонном разговоре назвал эту историю судейским недоразумением и подчеркнул, что данное уголовное дело не подразумевает лишение права работать.
Подозрительное настоящее
Кадровые реформы Пляскина на новом посту также сопровождаются подозрением родительского комитета школы в сомнительных с точки зрения закона делах директора «на стороне». Речь, в частности, идёт о таинственном исчезновении более 2,5 тысяч патронов на мартовских соревнованиях по биатлону в Монголии, то есть, говоря официально, о возможном нарушении законодательства по использованию спортивного инвентаря, оружия и боеприпасов. Соревнования проводились в Улан-Баторе со 2 по 6 марта.
Выдержка из заявления в прокуратуру: «Было проведено две гонки с четырьмя огневыми рубежами и три гонки с двумя огневыми рубежами, где общее расходование составляет 372 патрона. Потрачено, согласно устоявшейся практике, на пристрелку в пределах 400 патронов. Итого, предполагаемый расход – не более 800 патронов. В поездку получено 3 500 патронов. Списана, согласно ведомостям, вся полученная партия патронов на шесть участников соревнований. Особо подчёркиваем – в зарубежной поездке. По информации спортсменов, им предложили расписаться каждому за 600 патронов. Ведомости составлял и собирал подписи лично Пляскин». Таким образом, предполагается, что около 2 700 не использованных патронов остались в стране Синего неба на нелегальном положении.
Уголовное дело в следственном управлении краевого УМВД возбуждать не стали, сославшись на отсутствие состава преступления. Тогда один из представителей комитета решил обжаловать это решение в прокуратуре. Прокуратура дала зелёный свет, и в настоящее время проводится очередная проверка. Если и в этот раз забайкальская Фемида пройдёт мимо, то заявитель обещал отправить весточку в Генпрокуратуру всея РФ.
Неясное будущее
«Дело в том, что пишут-то много. Но на всё написанное есть мои опровержения. Моё честное имя оправдано. А писать же у нас не запрещено… Как они могут что-то знать, даже те же родители? У меня несколько заявлений уже подано в суд о защите чести и достоинства. То есть пишут, клевещут на меня, но я уже начал обороняться и сам стал писать в прокуратуру. Сам написал в прокуратуру на Гурову, чтобы проверили её чистоплотность. Клевещут очень много», – так Алексей Пляскин прокомментировал указанные обвинения в свой адрес.
Можно, конечно, долго утюжить тему тёмных страниц прошлой и настоящей деятельности директора Пляскина. Но дабы не опускаться до полоскания чужого белья, просто остановимся на вышеизложенном. Будущее забайкальского биатлона со всем этим – неясное.