«Я хочу велосипед», — в два голоса заявили мне сын и муж. Когда начали ходить по магазинам поняли, что два велика зараз купить не сможем. Что делать? Нашлось вроде бы простое решение - зашли на «Чита.Ру» в раздел «Спорт, хобби» - выбор на наш взгляд огромный: спортивные, горные, дорожные. Но как выбрать хороший, который не развалится после нескольких поездок? О тонкостях покупки велосипедов с рук рассказал сотрудник магазина товаров для охоты, рыбалки и туризма «Адреналин» Дмитрий Замкин.
Приобретая б/у велосипед, нужно понимать, что он может потребовать ремонта. Внимательно изучите предложенный товар, иначе получится так, что вы потратите большую сумму, чем на покупку нового. Был в моей жизни такой случай, когда девушка приобрела велосипед, а у него оказалось сломано почти всё, кроме рамы. А недавно я занимался велосипедом, на ремонт которого ушло порядка девяти тысяч рублей на запчасти и работу по их замене, просто, чтобы на нём можно было ездить.
С чего начать?
Во-первых, с внешнего осмотра. Если состояние плохое, это всегда визуально заметно. Например, если велосипед грязный, в масле, заржавел, значит, за ним никто не ухаживал. Вряд ли он прослужит хорошо новому владельцу.
Дальше обязательно выбираем производителя. Сейчас продают много китайских велосипедов абсолютно неизвестной марки. На них лучше вообще не смотреть – новые не очень ненадёжны, а б/у вообще не функционируют. Там может сломаться всё буквально за неделю. В моей практике был случай, когда девочка на китайском велосипеде за семь тысяч рублей проездила три дня, после которых ремонт обошёлся в две тысячи.
Не поленитесь, изучите в интернете, какие марки хорошие, а какие нет. Бывают модели, на которые очень сложно найти запчасти, и тогда любой ремонт становится дорогим. В результате получается ситуация, когда очень старый велосипед обходится человеку как новый.
Из русских брендов могу порекомендовать Forward, Stark, Corto, Stels. У каждого производителя есть как дешёвые, так и дорогие модели, но в целом это нормальные велосипеды. Из зарубежных брендов — Mongoose, Norco, GT, Jamis, Corratec, Merida, Trek и Cannondale. Из китайских только Giant. Если вдруг вы видите ошибку в названии — это подделка, которую лучше не брать, даже новую.
Проводим полный осмотр
Итак, нашли велосипед, марка, внешний вид и цена которого нас устраивают. Начинаем с рамы. Внимательно проверяем сварные швы, так как часто выставляют на продажу товар с трещинами. Серьёзные потёртости на «перьях» рамы от соприкосновения с покрышками также подскажут, что его покупать не стоит.
Затем оцениваем работу трансмиссии: переключение передач, если есть специальное приспособление, измеряем растяжение цепи. Если цепь растянута или изношена, её придётся менять. С ней, возможно, и все звёзды, на которых не должно быть забоев, вмятин, а зубья — все на месте без истончений и заусенцев. Задний блок звёзд с заменой стоит от 1,3 тысячи рублей, передний – от 1,5 тысячи. Посмотрите, все ли передачи включаются — ничего не заедает и не перескакивает?
Проверьте также функционирование тормозов. Если продавец говорит, что они плохо тормозят из-за того, что ослабли или не нагрелись, значит тормоза могут быть неисправны.
Гидравлические тормоза нужно проверить на протечки: на тормозных машинках и около тормозной ручки не должно быть следов от маслянистой жидкости. Механический тормоз можно проверить следующим образом: нажимаете на него, если педаль обратно не возвращается, значит внутри есть ржавчина либо сломана возвратная пружина. Неисправные тормоза, как правило, подлежат полной замене.
Следующие в очереди — колёса. Их нужно проверить на искривления и деформацию обода, а также измерить натяжение спиц. Если оно слабое, колесо сто процентов будет нуждаться в ремонте. Втулки колёс при вращении не должны издавать посторонних звуков и вибрировать. При этом даже свободно вращающаяся втулка вполне может содержать внутренние дефекты, которые сложно определить без её полной разборки.
Затем проверяем переднюю «вилку» (крепление переднего колеса). Прожиматься она должна мягко, без рывков, возвращаться после сжатия без стука. Если на ней есть блокировка, она должна работать. Также нужно проверить вилку на отсутствие люфта. Встречаются б/у велосипеды с механически изогнутой вилкой. Такое обычно происходит после удара передним колесом о препятствие. Ось рулевого штока вилки (труба-основание руля) должна совпадать с остальной осью вилки. Если изогнута назад — она сломана. Замена обойдётся примерно в 4 тысячи рублей.
Вообще, если какой-то из вышеперечисленных элементов сломан, восстановление обойдётся в приличную сумму.
Часто сталкиваюсь с велосипедами, которые долго не использовались. Купили его, например, в 2007 году, год покатались и забыли на 10 лет. Пока он стоял, покрышки от старости расслоились или порвались, тормоз не работает, потому что тросики заржавели вместе с цепью и звёздами. Такой велосипед можно купить недорого, тысяч за пять, а его восстановление обойдётся около восьми тысяч рублей. Сопоставимо по цене с новым.
Также как и на авторынке, можно наткнуться на перекупщиков, которые приобретают товар в не очень хорошем состоянии. Некоторые занимаются полноценным восстановлением с заменой всего. Другие же визуально приводят его в порядок и перепродают якобы после восстановления. И цена в таком случае не всегда является показателем качественной работы.
А вообще, если не разбираетесь в велосипедах, лучше подкопите денег и купите новый. Или приносите выбранную модель к нам в «Адреналин» на диагностику.
Если вам нужен велосипед, заходите на Доску объявлений ИА «Чита.Ру». В разделе «Спорт, хобби» размещено несколько десятков о продаже не только велосипедов, но и гироскутеров, фетбайков, скейтбордов.