Для рядового горожанина администрация Читы — это руководитель и пара его замов, находящиеся более или менее на слуху. На самом же деле это настоящая махина из комитетов, отделов и районных администраций, в которой числятся более 400 человек. И это без учёта многочисленных подведомственных учреждений — дорожных, коммунальных, культурных, образовательных, спортивных. А что происходит внутри них — чёрт его знает. Только сообщения контрольных органов немного приоткрывают завесу с муниципальных тайн, нередко шокируя читинцев. И этот материал как раз про такой случай.
Сегодня мы познакомимся с мизерной частью вотчины вот уже 14 лет как замруководителя администрации по социальным вопросам Александра Глущенко. В его подчинении находятся отдел по связям с общественностью и три комитета — образования, культуры и спорта. Нас интересует последний.
У спортивного комитета в подчинении находятся физкультурно-спортивный клуб инвалидов и семь спортшкол, в том числе четыре — со статусом олимпийского резерва. К одной из этих четырёх школ и возникли вопросы у прокуратуры как раз по поводу получения этого статуса.
Что такое олимпийский резерв?
Статус олимпийского резерва присваивает экспертный совет аж при Минспорта РФ по запросу самих спортшкол или их представителей, но получаемые благодаря этому статусу дополнительные деньги, в том числе на зарплаты, идут из городского бюджета. То есть, и инициатива, и вся нагрузка — ответственность городских властей. При этом достоверность подаваемых документов должен подтвердить минспорта региона.
Чтобы получить статус, спортшколе нужно иметь среди своих воспитанников либо призёра первенства России, либо четырёх мастеров спорта международного статуса. Также учреждение должно подготовить за последние 4 года не менее одного кандидата в любую сборную России.
Много вы знаете призёров первенств России и мастеров-международников в Чите, где только на муниципальном уровне четыре спортшколы имеют статус олимпийских?
Зарплата за подлог?
Прокуратура Центрального района Читы 24 мая в обращении к исполняющему обязанности главы администрации города Александру Сапожникову разгромила статус одной из этих четырёх спортшкол — олимпийского резерва №3, что на базе бассейна «Дельфин» учит плаванию и шахматам. Она имеет такой статус минимум с 2011 года.
Президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников на запрос прокуратуры сообщил, что с 2011 по 2018 годы спортсмены из Забайкальского края ни разу не брали медалей на первенствах России и не получали званий мастеров спорта международного класса. Нет аналогичных наград и званий у спортшколы и по шахматам.
И самое интересное — спортшкола в Минспорта РФ в качестве призового места на первенстве России предложила «золото» Никиты Лалетина от 2011 года на дальневосточном зональном отборе первенства страны. Естественно, это другой уровень.
Спортшкола олимпийского резерва №3 даже в Забайкальском крае не является лучшей, хотя она единственная в нашем плавании с таким статусом. На последнем первенстве края она взяла только второе место в общекомандном зачёте, уступив первое рядовой детско-юношеской спортшколе №9 из бассейна в Северном.
«Указанное свидетельствует об отсутствии законных оснований для получения статуса «школы олимпийского резерва». С 2015 по 2019 годы учреждение получало дополнительное финансирование из бюджета города, в том числе на выплату надбавки к зарплате работникам в связи с наличием этого статуса», — утверждает прокуратура района.
Для СКР
Единственное, что смущает в обращении к Сапожникову, это итоговое требование устранить выявленные нарушения и не допускать их впредь. О принятых мерах нужно проинформировать ведомство в течение месяца.
По неясной для меня причине прокуратура не переправила документы для доследственной проверки в СКР. Очевидно, что из-за предоставления неверных сведений спортшколой бюджет города нёс ущерб минимум последние 4 года, а, вообще, 8 лет — с 2011-го.
По информации нашего источника в спортивной сфере, благодаря олимпийскому статусу работники спортшколы получают надбавку к зарплате в 15%. Их насчитывается 15 человек, по данным сайта учреждения. Если забыть, что директор получает 71 тысячу рублей в месяц, и допустить, что средняя зарплата в школе составляет 25 тысяч, в год на надбавке город терял в районе 700 тысяч рублей. Перемножаем на 8 лет, получаем крупный ущерб бюджету. Это всё, конечно, не более, чем предположение, но проверить его после таких бумаг от прокуратуры правоохранительные органы обязаны.
Председатель комитета физкультуры и спорта Читы Алексей Белов лишь констатировал уже озвученное выше, но признал при этом, что комитет сейчас завалили запросами из разных ведомств по поводу статуса спортшколы №3.
От прецедента к системе
Прошедшая проверка прокуратуры — это лишь реакция на конкретную жалобу по конкретному виду спорта. Но она могла бы дать толчок для системного уточнения и упорядочивания работы спортивных учреждений города. Что-то подсказывает, что подобное получение статуса олимпийского резерва могло быть не частностью, а системой. Для этого было бы неплохо проверить оставшиеся три олимпийские спортшколы.
Спорт в целом и детский спорт в частности в регионе и городе находятся на грани выживания. У федераций нет денег ни на форму сборной Забайкальского края, ни на поездки от региона на межрегиональные и всероссийские соревнования. Краевые футбольные первенства, к примеру, сводят в один турнир, чтобы хоть как-то их провести, пусть и за счёт РЖД.
На этом фоне администрация Читы и подведомственные ей учреждения инициируют получение фиктивных олимпийских статусов, чтобы незаконно перераспределить бюджетные деньги. Это, как минимум, нечестно по отношению к другим спортшколам. Если хотите повысить зарплаты, сделайте это законным способом и сразу для всех тренеров.