Ольге Ткачук из Забайкальского края 48 лет. Летом 2021 года за день она пробежала 100 километров вместе со своей беговой подругой Катей. За плечами Ткачук 55 марафонов, 11 трейлов на десятки километров по сопкам и взгорьям, а впереди — мечта об Ironman (серии соревнований по триатлону на длинную дистанцию). Откуда взялась страсть к длинным дистанциям и зачем бежать через боль от сбитых в кровь пяток, она рассказала ИА «Чита.Ру».
Прерванная карьера в спорте и первая сотка
— Откуда взялось решение пробежать 100 километров за один день?
— Сотку я решила бежать спонтанно — увидела в соцсетях пост легкоатлетки из Москвы Екатерины Некрасовой, которая из-за отмены соревнований сама захотела пробежать дистанцию за день. Я написала своей беговой подруге Кате Тонких, предложила попробовать тоже. Мы начали планировать забег, искать маршруты. В итоге выбрали заброшенный стадиончик на СибВО на 400 метров.
— Вы бегали все 100 километров по кругу?
— Так было удобнее. Чтобы преодолеть такую дистанцию, нужно много всего — воды, сменной обуви, еды. Как это всё с собой тащить, если бежать по дорогам? Я только кроссовки меняла три раза, а носки — четыре.
— А давно вы бегаете?
— Я занимаюсь спортом с детства. После школы, которую окончила в Первомайском, поступила в политехнический университет в Томске, оттуда приехала в Читу уже мастером спорта по спортивному ориентированию. У меня была цель стать военнослужащей и выступать за СКА-19. Но был 1996 год, ситуация оказалась сложной. В итоге я всё равно за них выступала, но карьеру не сделала.
— Кем потом работали?
— Сначала тренером по лёгкой атлетике. Желающих заниматься спортивным ориентированием было много, я набирала ребят сама. Но зарплату в 90-х задерживали по полгода, и с работой пришлось расстаться. Уехала в Первомайский на какое-то время, потом где только не работала, родила дочку Сашу и на 10 лет ушла из спорта.
— Сейчас не тренируете?
— Сейчас я живу в гармонии с собой, я это так называю. Веду разные проекты, шью спортивные головные уборы. Работаю на себя.
— Как давно вы вернулись в спорт?
— Около 11 лет назад. Вернулась как любитель.
— Вы стали только бегать или занимались спортивным ориентированием тоже?
— Занималась и даже съездила на соревнования в Италию в 2013 году. Вернулась я оттуда другим человеком и тогда задумала пробежать марафон. Хотела в 2014-м, а вышло только в 2016 году.
— Свой первый марафон вы пробежали уже после 40?
— Да. Это было в Омске.
Ольга Ткачук — почётный член федерации России по спортивному ориентированию. Это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса проходят контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты определяются по времени прохождения дистанции.
— Сколько всего марафонов вы пробежали?
— Официальных — пять. В Омске, на Байкале и в Чите. Неофициальных — 50. Первые два были в Омске. Омичи, кстати, первыми в России стали проводить марафоны, а потом уже все остальные.
— Расскажите, как проходил ваш забег 100 километров?
— Накануне забега я переболела коронавирусом: 24 июня заразилась, а 20 июля уже пробежала. Стартовали утром, привезли с собой бутылки с водой, одежду, перекус. Погода была капризная — утром я вообще приехала в сапогах и дождевике, потому что шёл дождик. У нас не было цели бежать на скорость, а была цель просто пробежать. Друзья приносили обеды. Тогда вообще поддержать нас пришли очень много людей, даже моя подруга, у которой был день рождения.
— Всё прошло легко?
— Для меня да, легко прошло. Я поняла, что могла бы пробежать быстрее. Всего на 100 километров у меня ушло 17 часов. У нас были перерывы, мы никуда не торопились. Но я помню, что, когда бежала 80-й километр, как раз пришла моя подруга, которая отмечала свой день рождения. Утром она приносила еду и вечером тоже решила, но пришла уже в красивом платье. И в какой-то момент смотрю на неё и начинаю разгоняться, её поддержка дала такой толчок, что я побежала с хорошим темпом. Все потом говорили мне, как это было удивительно: 80-й километр! Поддержка очень важна — поддерживайте своих друзей, если у вас есть такая возможность.
Подробно об этом дне Ольга написала у себя в соцсетях. Если вы тоже хотите попробовать пробежать 100 километров, прочитайте о забеге здесь.
— Что было дальше? Как восстанавливались?
— На второй день я просто отдохнула и всё. Для меня это прошло как-то незаметно, хотя изначально я думала, что с кровати не встану.
— А друзья ваши все прямо поддержали? Или были такие, кто не понял?
— У нас друзья все одержимы спортом. Но мы заранее их не предупреждали, я написала о забеге только вечером перед стартом, Катя — вообще утром. Но всё равно многие пришли. Кто-то в 6 утра приехал.
Ноги в кровь
— Расскажите ещё о 3 тысячах километрах за 80 дней. Что это был за опыт?
— В 2020 году я участвовала в Забайкальском супермарафоне, там за 80 дней велосипедисты и бегуны вместе должны преодолеть дистанцию, равную длине экватора Земли. И тот опыт для меня более важен, чем 100 километров за день. Каждый день я пробегала в среднем 37,5 километра в день, практически марафон. А получилось так, потому что меня настигали соперники, причём много женщин! Там всё проходило в четыре этапа, и сначала я бегала спокойно. А потом смотрю — меня обгоняют по количеству километров. Ближе к четвёртому этапу мы начали соревноваться с женщиной 53 лет, она не спортсменка. И она меня подстегнула.
Я понимала, что 20 дней четвёртого этапа мне придётся бежать не меньше 60 километров в день. А если бы не было ограничения в 60 километров по условиям супермарафона, то мы бы бежали все 80. В те дни ещё были ливни. Как раз тогда мы с Катей Тонких и познакомились. И вместе пробежали более тысячи километров за 20 дней. Я тогда поняла, что люди способны на многое.
Казалось бы, 60 километров! А следующим утром ты просто встаёшь и бежишь. Я в то время вообще не болела. У меня даже голова не болела. Сначала связки и колени реагировали, а потом всё прошло. Единственная проблема была в том, что мои ноги распухли, и вся обувь стала маленькая. У меня каждый палец был в мозоли, пятки в кровь, но потом спасли кроссовки дочери, и я справилась. Марафонцам всегда советуют брать кроссовки на размер больше.
— А в чём было удовольствие бежать со сбитыми в кровь пятками и мозолями?
— Для меня мозоли — это пустяки, временные неприятные явления, все мы когда-то имели с ними дело. Когда ты сталкиваешься с мозолями во время соревнований на длительной дистанции, перед тобой возникает выбор: сойти или любой ценой добежать до конца. В первом случае твои ноги останутся целыми, но ты никогда не узнаешь, какой бы был результат на такой дистанции в этот день и в это время. Во втором случае ты будешь гордиться собой, что дошёл до конца — так и закаляется характер. Да, в спорте, в беге жертв очень много. Но вместе с этим человек приобретает опыт.
И в следующий раз он задумается над здоровьем, поменяет обувь, наденет специальные носки для бега, наклеит лейкопластырь на уязвимые места. Мозоли не появляются на пустом месте. Просто не бегайте в новой или тесной обуви. Я ведь в итоге решила свою проблему с мозолями и свою финальную тысячу километров сделала в кроссовках дочки.
— Вы говорили, что у вас было много соперниц и соперников Забайкальском супермарафоне. И там как раз участвуют любители. Получается, что сообщество бегунов здесь довольно большое?
— Сейчас да. Но это последние годы. Раньше не было ничего и не с кем было бегать. Когда я вернулась из Италии и начала готовиться к марафону, я искала единомышленников, друзей. С интернетом проще, конечно. У меня с тех пор много друзей по России, в Америке.
Сейчас есть Zabrun, есть «Йога бега» и просто отдельные бегуны. И соревнования для любителей теперь тоже постоянно проводятся. Когда-то я сама организовывала их здесь, потому что больше не было ничего. Они назывались «Даёшь марафош». А потом уже многие ребята начали делать свои соревнования, трейлы, чему я очень рада. Участником быть всегда проще, чем организатором. У меня есть идеи своих проектов, но я понимаю, что это меня ограничит. У нас ведь как? Тренеры не бегают полноценно, а я хочу продолжать бегать, как раньше.
— Что вам даёт бег, кроме физической формы?
— Я чувствую себя сильнее, проживаю что-то. Иногда иду бегать, чтобы успокоиться, выпустить агрессию. Часто ко мне приходят какие-то классные идеи во время пробежки. Бег — это медитация.
— Вы чаще с компанией бегаете или одна? Где любите бегать?
— Чаще одна. Это проще — не с каждым можно бежать в одном темпе, совпасть по времени. Я люблю разрабатывать новые беговые маршруты, искать интересные массивы, забираться на скалы.
Любимые маршруты — в Северном и Сухой Пади. У меня там есть своё сакральное место, берёзка. Со многими девчонками мы туда тоже бегали. Летом я там собираю грибы, голубику, землянику. Всегда беру с собой маленький рюкзачок, контейнеры. Вот так я прошлым летом натаскала себе на целый год ягод. До сих пор ещё остались в морозилке.
— Сейчас вам в Чите хватает событий для бегунов?
— Да, но знаете, на западе страны всё иначе — там веселее и интереснее живут в этом плане. Родители с детьми каждую неделю ездят в разные города. А что у нас? До ближайшего Улан-Удэ 600 километров, до Иркутска — тысяча. Для нас это на поезде почти сутки, а у них в порядке вещей: в эту неделю мы бежим марафон в Ярославле, на следующей едем в Нижний Новгород, потом ещё куда-то. Хочется так же.
— У вас есть беговая мечта?
— Есть мечта сделать суточный забег.
— Прямо целые сутки бежать?
— Да! Есть ещё полусутки. Сколько можешь, столько и пробегаешь. Кто-то ещё на скорость пытается. Но мне это уже неинтересно. Мне интересно просто бежать в удовольствие. Я сейчас на таком этапе, когда уже нет желания пахать на какие-то результаты, я отбегала в своё время. Это моё здоровье, и возраст всё равно.
— Как вы будете готовиться к суточному забегу?
— Просто бегать. Для суточного забега ничего из ряда вон не нужно организовывать. Такой междусобойчик устроить. Можно даже найти город, где проходят суточные забеги. В наше время я не рискую планировать, когда случится этот забег. Возможно, что будет так — захочу и побежала. А ещё я очень давно мечтаю стать участницей Ironman. Туда довольно сложно попасть, билеты покупают заранее, и они очень дорогие. Но мне хочется попробовать.
— От чего вы ещё получаете удовольствие, кроме бега?
— От жизни. Я живу в предвкушении и умею получать удовольствие от того, что делаю.
Для всех, кто хочет начать бегать
— Что нужно для подготовки к марафону простому человеку, который давно или никогда не бегал?
— Время. Начинать по чуть-чуть, по 2 километра. Например, неделю бегаете только 2 километра, спокойно, не на скорость. Потом добавляете по 10% в неделю или несколько дней. А уже потом постепенно выходите на длительные дистанции, не торопясь. Обязательно нужно делать разминку, суставную гимнастику. Марафон реально бежать в удовольствие, а не ради результата. Просто проверить себя, понять возможности своего организма. В первый раз можно его даже тихонько пробежать или пройти! Но когда ты это сделаешь, прежним уже не будешь.
— Нужно ли идти к тренеру?
— По своему опыту скажу, что не стала бы менять технику бега. В моём случае это только мешало. Когда я готовилась к первому марафону, я ходила к тренеру, а потом восстанавливалась 2 года — были проблемы со связками, суставами. Какими природа создала, так и надо бегать, как удобно. Главное, не на скорость. Обувь важно подбирать беговую, конечно, не для фитнеса и не для прогулок.
— А питание? Что есть, чтобы меньше было проблем с суставами?
— Рыбу, минтай, костный бульон, пить коллаген или желатин разводить — это полезно для суставов и коленей. И в целом стараться питаться правильно, всегда на пробежку брать перекус. Я часто беру пюре «Агуша». Ещё пить много воды, покупать спортивное питание — я беру изотоники или делаю коктейли. Если кто-то хочет мне написать и узнать о беге больше, пишите, я всегда открыта к общению.