В Забайкалье зарегистрировано 56 федераций спорта. В 2022 году у властей региона нашлось 81,2 миллиона рублей на развитие спорта высших достижений, из них 67,6 миллиона рублей поделили между федерациями. Мы посмотрели, какой кусочек урвал каждый вид спорта, насколько выросли суммы по сравнению с 2021-м и на что вообще может хватить этих денег.
Кто решает, сколько дать
С 2020 года деньги между федерациями спорта распределяют с помощью рейтинга с системой баллов. Подход чисто математический:
Каждая федерация в конце года считает по специальным критериям, сколько заработала бонусов.
Затем все выделенные на спорт деньги делят на общую сумму баллов, набранных федерациями, занявшими 25 мест рейтинга, — получается стоимость одного балла.
Один балл умножается на количество бонусов, которые набрала каждая федерация. В итоге выходит сумма, которую получит федерация на следующий год.
Подробнее о критериях для зарабатывания бонусов и придуманном рейтинге мы писали в 2021 году. Тогда на все федерации у правительства региона нашлось только 31,9 миллиона рублей.
Сколько денег в 2022 году
Министерство физической культуры и спорта Забайкалья в ответ на запрос уточнило, что выделенные суммы могут еще скорректировать, если каких-то спортсменов отберут на всероссийские соревнования. В ответе уточнили, что деньги между федерациями распределили еще в декабре 2021 года, при этом почему-то в марте 2022 года министерство в другом ответе утверждало, что решение о распределении не принято из-за того, что губернатор региона Александр Осипов поручил увеличить финансирование мероприятий календарного плана и зарплаты тренеров.
Обзвон федераций показал, что некоторым финансирование действительно увеличили дополнительно. Вообще же деньги разошлись следующим образом:
А денег хватит?
Представители нескольких забайкальских федерации рассказали, достаточно ли им полученных денег для развития.
Александр Старицын, президент Федерации плавания Забайкальского края
Федерация получила миллион рублей.
— Миллион мы получили отдельным поручением губернатора. Видимо, мы смогли что-то доказать. Это не по рейтингу, который я требую отменить, потому что считаю, что власти обязаны развивать все виды спорта.
Когда мы подаем план мероприятий на год, то, конечно, хотим вписать много, однако по федеральному законодательству под финансирование попадают только те соревнования, которые входят в единый календарный план. К нему прикладывается смета, по ней у нас на год вышло без малого 10 миллионов рублей. Президент всероссийской федерации Владимир Сальников обратился в совет директоров «Удоканской меди» с просьбой обратить внимание на наш олимпийский вид спорта. Нас включили в график финансирования на 8 миллионов рублей на год. У нас сразу вырос уровень отборочных краевых соревнований, впервые в истории экипировали сборную парадной формой. Сейчас ведутся разговоры о сокращении финансирования «Удоканской меди». Если это произойдет, то я вынужден буду потребовать деньги у правительства. Дойду вплоть до суда.
Денис Абашеев, президент региональной федерации шахмат
Федерация получила 2,5 миллиона рублей, из них 2 миллиона на турниры Яны Жаповой.
— На соревнования и сборы Яны нам хватит. На всё остальное — нет. По большому счету, для нормальной работы и отправки на соревнования лучших спортсменов этого крайне мало. Нужно, наверное, столько же, как у Яны. Регион у нас отдаленный от центра спортивных мероприятий, и они еще проходят по 10–12 дней. Поэтому проживание и питание получается достаточно дорогое. Зачастую родители сами оплачивают это, если заинтересованы в том, чтобы ребенок мог расти, участвовать в крупных мероприятиях. Без родительской помощи это просто невозможно.
Дмитрий Фёдоров, президент Федерации кикбоксинга Забайкальского края
Федерация получила 300 тысяч рублей.
— Эти максимум, сколько нам дали за много лет. Обычно нам давали по 100–150 тысяч рублей на год. В этом году мы не поехали на Сахалин на чемпионат по Дальневосточному федеральному округу, нужно было по 65 тысяч на одного спортсмена. Вместо этого раскидали деньги на 38 спортсменов и отправили в Хабаровск, тогда на дорогу и питание хватило. На первенство России ездили за собственные деньги — у нас там девочка победила и парень стал бронзовым призером. В итоге у нас есть дети, которые округ раза по три выиграли, а на Россию поехать денег нет.
Надежда Сумарокова, президент краевой федерации бодибилдинга
Федерация получила 350 тысяч рублей.
— Нам помогают только с выездами на чемпионаты России и Сибирского федерального округа. На проезд выделяют деньги только тем, кто уже является чемпионом Забайкальского края и прошел отборочный тур на чемпионатах. И еще суточные, проживание и питание — там копейки.
Сами мы проводим только чемпионат. В прошлом году у нас был призовой фонд в 250 тысяч рублей. Также у нас достаточно дорогая наградная атрибутика: кубок стоит около 5 тысяч, на чемпионат уходит около 60 тысяч только на кубки. Медали мы заказываем в Китае, одна стоит 500–600 рублей без доставки. На чемпионат нам нужно по три комплекта на каждую номинацию, то есть 30–35 медалей. Аренда ДК «Железнодорожников» около 100 тысяч рублей выходит. Плюс мы заказываем работу видеографа, чтобы у ребят остались хорошие впечатления. Всё это мы с продажей билетов стараемся оправдывать, но не хватает. Еще мы оплачиваем работу главного судьи. Александра Назаренко привозили — его гонорар был 120 тысяч за три рабочих дня, также билеты и питание мы сами оплатили.
Часто для конкретного спортсмена мы ищем спонсоров. Если ты новичок, то никто тебе не поможет. Но у нас специфический вид спорта, в него идут взрослые люди, и они понимают, что это всё недешево.
Константин Ларионов, председатель Федерации хоккея Забайкалья
Федерация получила 100 тысяч рублей.
— Хоккей — очень дорогой вид спорта. Например, форма игрока может обойтись в сумму до 50 тысяч рублей, а в команде в среднем 20 человек. Один выезд на календарные игры обходится для команды приблизительно в 500 тысяч. При этом регулярно на протяжении всего сезона участвуют в соревнованиях на первенствах СФО и ДФО семь команд. Помимо этого, у нас проводятся еще региональные соревнования.
Очевидно, что выделенных Минспорта 100 тысяч хватит только на кубки и грамоты. Но эти деньги, конечно, лишними не будут. Вообще, без спонсорской помощи, компании «Норникель» и компании «Мангазея», и поддержки родителей, за что огромное им спасибо, участвовать в соревнованиях командам будет проблематично. Но были времена, когда на хоккей вообще денег не выделяли, поэтому спасибо и за такую поддержку.
Спортсмены сами по себе
Казалось бы, в Забайкалье финансирование спорта увеличили в три раза по сравнению с 2021 годом. Однако даже этих денег не хватает на потребности большинства федераций. В нашем крае вопрос стоит не о развитии, а о выживании спорта. Поэтому если забайкальцы хотят выбиться в большой спорт, то в их арсенале должны быть спонсоры или собственные немалые деньги. Либо им нужно уезжать за своей мечтой.