Поддержка, опора, мотивация, наставник и друг. Тренер. Для многих ребят этот человек за много лет труда, побед и проигрышей становится самым надежным товарищем. Тренеров видно всегда — они всем сердцем болеют за команду, дают советы во время игры, кричат и радуются за бортиком. Что чувствуют люди, которые буквально воспитывают детей и делают из них профессиональных спортсменов? Дмитрий Щербак является старшим тренером ГБУ СШОР-2 и главным тренером ХК «Манул» — юниорской сборной Забайкальского края. О том, как добиться успеха, почему раздевалка — одно из важнейших мест для спортсмена и о том, как душа улыбается, — в статье.
— Дмитрий, вы помните момент, когда захотели быть тренером? Как это было?
— Это случилось лет в 13. Как и мои ребята, я занимался хоккеем и прошел хоккейную школу. В 13 лет, в осознанном подростковом возрасте я понял, что когда перестану играть в хоккей, стану тренером. Меня это вдохновляло и очень нравилось.
— И какой, по-вашему, идеальный тренер? Строгий и жестокий или всегда на одной волне с ребятами?
— У идеального тренера должна быть искренняя любовь к спорту, к хоккею. Он должен быть фанатом. И только так он может вдохновить своих воспитанников. Я думаю, что тренер — это призвание.
— Какие качества должны быть в тренере?
— Однажды, когда я только начинал работать, известный в нашем городе Александр Сафронов сказал: «Дима, тренер — такая работа… Нам вообще нельзя болеть». И это правда. Ты каждый день работаешь с людьми, важно максимально проводить время с ребятами, не отсутствовать, не давать себе поблажек. Требовать такого же от них. Если хочешь достичь результата, то важен системный подход, тренировки почти без выходных, изо дня в день работать над собой. Тренер должен заряжать своих воспитанников и быть трудолюбивым.
— А в спортсмене?
— Трудолюбие, стойкий характер, работоспособность и воля к победе. Но в хоккее еще важен игровой интеллект — с этим качеством рождаются. Если ребенок индивидуалист, то он не сможет играть в команде. Успеха достигают хоккеисты, которых природа одарила нестандартными качествами, когда они могут удивлять на площадке. Такие — одаренные хоккеисты. Именно к ним приходят полные трибуны поболеть и смотреть на игру.
— Как думаете, что все-таки в вашей работе главное?
— Первое — любовь к своему делу, когда идешь на работу с удовольствием. Второе — профессионализм. Тренер должен обладать знаниями и навыками, позволяющими развивать ребят и воспитывать их в нужном направлении. А третье — жизненный опыт. У тренера должна быть за плечами пройденная спортивная школа, чтобы как минимум у него было представление, как тренировочный процесс должен быть организован на высоком уровне.
— Работать с детьми часто сложно, особенно с подростками. В чем ваш секрет? Как вы находите контакт с ребятами?
— Дети — одна специфика работы, подростки — другая. Везде есть особенности. Но мне нетрудно работать с детьми. Тренер просто должен быть толерантным и внимательным. Разговаривать с детьми. Только представьте, процесс становления хоккеиста длится 8–9 лет, и сколько трудностей может быть на пути ребят. И в каждый такой момент тренер должен быть рядом. Важно быть человеком и помогать.
— Успех команды больше зависит от крутой подготовки тренера или от таланта спортсмена?
— Это совокупность двух факторов. Если у тебя талантливая команда, но нет подготовки, то и результата не будет. А если нет одаренных мальчишек, ребят, которые могут поразить всех на игре и забить такую шайбу, что челюсть отвиснет, то добиться успеха еще сложнее. Это игра, и здесь нужно обманывать, действовать нестандартно. Одной физической подготовки будет недостаточно, когда столкнешься с сильным и ловким соперником.
— Что важнее, выигрывать или играть в удовольствие?
— Детям не нужно ставить задачу играть только на результат. Ребенок изначально приходит на секцию, чтобы получить удовольствие от игры. И тренер должен давать такую возможность, чтобы спортсмен играл на площадке творчески, не был зажат. Я — за игру. И за результат, которого добились в кайф.
— Как вы настраиваете команду на победу? Говорите какие-то напутственные слова?
— Всё зависит от матча, от того, какой соперник. Если он слабый, то ребят нужно взбодрить. Если равный, то эмоционально привести в боевое состояние. А если сильнее — разрядить обстановку в раздевалке. Тренер должен чувствовать свою команду и исходя из ситуации выбирать подход.
— Что чувствуете, когда ваши ребята выигрывают?
— Абсолютное счастье. Особенно когда ты долго к чему-то идешь, и по итогу сезона есть результат. Душа от такого улыбается.
— А какие у вас отношения с командой?
— У нас с ребятами хорошие и свободное отношения. У меня нет излишних требований по режиму и расписанию — они минимальные. Мы часто шутим с командой, и в раздевалке атмосфера непринужденная. Вообще моя задача сделать так, чтобы ребенок приходил в раздевалку с удовольствием и не переживал, видя тренера, что тот на него накричит. В раздевалках другая жизнь.
— Вы точно знаете о существовании женских сборных. Что думаете, хоккей — это больше мужской вид спорта или девочкам в нем все-таки есть место?
— Хоккей — суровый вид спорта, и мне кажется, что он не для девочек. Но если им это нравится, то круто! Ребенку вообще нельзя что-то запрещать. Хочет играть — да пожалуйста.
— Какие у вас цели и задачи как тренера?
— У нас всегда одна задача — победить в ближайшей игре. Тогда и будет рост. Если говорить глобально, то максимально подготовить ребят к тому, чтобы по окончании хоккейной школы они могли войти в костяк профессиональной команды МХЛ у нас в крае, стать профессиональными хоккеистами уровня НХЛ.
— Вы бы хотели, чтобы ребята приходили к вам через много лет?
— Конечно. Я бы хотел видеть ребят и будут рад, если большая часть останется в хоккее. Чтобы они передавали свой опыт, тоже становились тренерами, судьями, профессиональными хоккеистами.
— А ваши дети будут заниматься хоккеем?
— Мой сын ходит на хоккей и рукопашный бой. Человек должен делать выбор сам, даже если ему всего 7 лет. А взрослый — дать возможность попробовать. Моя задача как родителя лишь предложить, а сын сделает правильный выбор.
— Можете дать совет тем, кто боится отдавать ребенка на эту секцию?
— Приводите ребенка на лед и дайте ему прокатиться на коньках. Он вам скажет, хочет или нет. Важно, чтобы это нравилось ребенку.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ХОККЕЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»,