Мы все так привыкли листать короткие шортс, что даже этот легкий формат редко нас удивляет. Однако недавно я пересмотрела случайно попавшееся в ленте видео несколько раз подряд. Мальчик рассказывал, что растет без отца и нашел опору и поддержку в тренере. Я поговорила с тем самым тренером, руководителем федерации самбо Забайкалья, основателем сети частных бойцовских клубов «Островский 13» Дамдином Бадмацыреновым.
Всего в Чите, по данным официальных источников, работает 55 частных спортивных секций для детей — школа бокса «Байрус», «Спарта», школа карате «Самурай», клуб карате «Бурый медведь» и многие другие.
«Я базовый каратист»
— Моя личная история — такая же. Я рос без отца, сначала, до трех лет, в общежитии, а потом мы с мамой переехали в Северный. Это мой родной микрорайон. Я так скажу — тренер не может заменить отца, но он станет опорой, безусловно. Именно до 14 лет тренер становится для мальчишки примером, закладывает основы мужского воспитания. Я сначала пошел на единоборства, чтобы защищать себя. Мама меня не приводила, тогда это было не принято. В спорт пришел сам, в семь лет, и своего тренера нашел не сразу.
— Это было не самбо?
— Я базовый каратист. Все фанатели от Джеки Чана, смотрели фильмы на кассетах. В карате у меня всё получалось, есть черный пояс. В 1993 году я познакомился с Александром Алексеевичем Майбородой. Он и сыграл ключевую роль в моей спортивной судьбе. Он с восьми лет воспитывал меня до 21 года. Мне нравилось побеждать. Учился в школе я тогда неважно, а на карате был героем. Меня очень подстегивали эти успехи. Мне все были рады в секции, обо мне говорили, мне очень нравилось побеждать. Есть такое изречение — «Ребенок никогда не опоздает и не бросит то занятие, где его любят», это чистая правда.
— Правда, что вы даже меняли свое отчество? Брали отчество тренера?
— Это было неофициально, но я всегда говорил что я Дамдин Александрович (настоящее отчество Дамдина — Цыденович. — Прим. ред.).
— Вы получили высшее образование на факультете социальной психологии. Спорт не бросали?
— Нет, никогда. Даже трех месяцев перерыва не было в спорте.
— А когда появилось самбо?
— В 2000 году я дополнительно записался на самбо в 22-ю школу к Татьяне Георгиевне Гурулевой. Я тренировался у нее, затем перешел в клуб «Слава». И в этот момент карате и борьба уже шли параллельно. Но случай всё решил. Тогда в правительстве региона работал Александр Николаевич Суворов (депутат Читинской областной думы 4-го созыва. — Прим. ред.) — мой сосед. Я подошел к нему однажды и сказал, что нужна спонсорская помощь. Он ответил: «Надо развивать российские виды спорта. Что у нас с самбо?»
— И вы сказали, что с самбо будет всё хорошо?
— Нет, сначала советовался с друзьями, думал, потом дал добро.
«Цифра 13 идет со мной по жизни»
— Правда, что название клуба — это адрес первого вашего спортивного зала?
— Это не легенда. В 2017 году я обратился в городской спорткомитет, искал помещение. И так мы попали на Островского, 13. Для названия клуба перебрали всех опасных животных (смеется), но в итоге решили — зачем далеко ходить. Ведь звучит красиво — Островский, 13! Вроде цифра 13 такая провокационная — мол, неудачное число. А мы докажем обратное. Так оно и вышло!
Я вообще не суеверен, наоборот, цифра 13 идет со мной по жизни. В 2013 году я встретил свою любовь — мою жену, избирался в депутаты Заксобрания тоже по 13-му округу, и билеты на экзаменах выпадали в институте под номером 13. Очень счастливое число! И, кстати, на Островского, 13 у нас до сих пор работает тот первый зал. Мы его сохранили как символ.
— Как подбирали тренеров?
— За семь лет работы клубов мы собрали большой надежный коллектив. Сейчас в клубах работают 22 опытных тренера. Изначально я организовал клуб ради своих учеников, чтобы им было куда пойти работать. Это Татьяна Владимировна Чулкина, Артем Витальевич Мусин, Тимур Николаевич Сугаров, он участник СВО. Каждый тренер — человек, которому я полностью доверяю, и очень крутой профессионал, который выкладывается на тренировках на 200%. Условия работы тоже отличные — в клубах сейчас 1200 воспитанников. У тренеров высокая зарплата и такая же мотивация.
— Это частные клубы. Как удалось не уйти в коммерцию, не поставить всё на поток?
— Сейчас объясню. На улице мы не можем подойти к ребенку и сказать: «Вот так плохо поступать, а так хорошо. Вот так можно одеваться, а так нет». А в нашем клубе мы, прежде всего, воспитываем детей. У нас особая философия. Тренер должен заложить в него те качества, с которыми ему будет несложно идти по жизни: это честность и справедливость. Кем бы ни стал этот ребенок — политиком, актером, инженером, он будет достойным человеком.
Кстати, слоган у нас взят из произведения Островского. Мы немного его перефразировали: «Мы из стали», из сплава силы и лучших качеств. Мы учим ребят иметь собственное мнение, принимать самостоятельное решение. Ведь на ковре нет ни мамы, ни тренера, только ты. Кстати, много предпринимателей и политиков — бывшие спортсмены. Оттуда у них умение полагаться на себя и рисковать.
«Наши тренеры не боятся "сложных" детей»
— Расскажите о своих воспитанниках. Есть же необычные ребята. Недавно на местном канале был сюжет про Даниила Шишмарева — мальчика, который родился без кисти руки и занимается самбо. Это больше похоже на чудо.
— Однажды была ситуация, когда судья на соревнованиях хотел дисквалифицировать Даниила. Но его тренер Тимур Сугаров подбежал и сказал: «Нет, Даниил очень честный парень, никогда не обманывает и не мог пойти против правил». Бой продолжился. Вот только там я узнал, что у мальчика нет кисти, и был очень удивлен, ведь он борется наравне со всеми. Никто этого не замечает. Он вообще подтягивается лучше, чем его одноклубники. И опять же повторюсь — Даниил очень порядочный.
— А какие еще ребятишки с особенностями есть?
— С церебральным параличом приходят. Вы знаете, ведь самбо очень помогает таким мальчишкам, улучшается моторика. Наши тренеры не боятся «сложных» детей — у нас в клубе атмосфера семьи. Здесь всех принимают. Бывают мальчишки с ожирением. Это часто случается после стресса — например, родители развелись, и ребенок эту проблему «заедает». Тут же нужен не только спорт, но и психолог.
— Могут ребята обратиться к тренеру, если у них проблемы в школе? Не ладят с кем-то?
— В школах же буллинг распространен. Но ребенок должен знать, что в клубе его поддержат и подскажут, как себя вести. Недавно узнал, что одного из наших воспитанников в классе терроризирует какой-то парень, прохода не дает. Мы поговорили, и я научил его одному боевому приему. Долго тренировались, оттачивали его. Решили, что в следующий раз в школе он применит его, ответит врагу. Я очень ждал, когда мы увидимся и он расскажет мне о своей победе.
Приходит веселый. Я говорю: «Ну что, помог наш прием?» А он отвечает: «А он ко мне перестал лезть». Это произошло просто потому, что одноклассник увидел в его глазах готовность применить физическую силу. Вот такое волшебство творит спорт.
— А как в этих вопросах помогают тренеры?
—Я очень много вкладываю не только в воспитанников, но и в тренеров. Постоянно с ними работают самые лучшие специалисты — психологи, специалисты по этикету и многие другие. Что касается непосредственно спорта, то мы привлекаем для повышения квалификации тренеров высокого уровня. Учимся у монгольского специалиста 7-го дана по дзюдо Дзагой Данзана.
— Правда, что в Москве удивляются подготовке ваших спортсменов?
— Да, только благодаря им узнают о том, что где-то есть Чита. (Смеется.)
«Сила во взгляде»
— В чём сила? Необязательно же быть здоровяком, чтобы стать успешным спортсменом?
— Вся сила в глазах, во взгляде. Достаточно посмотреть на человека, чтобы понять — к нему подходить не стоит. Это тоже воспитывает самбо.
— Я знаю, что вы на тренировках иногда показываете детям фильмы. Это патриотическое воспитание?
— Показываем кино про силу духа, про спортсменов. Недавно смотрели фильм с нашим земляком, артистом Дмитрием Павленко «Легенда о самбо» (12+). Смотрели и размышляли вместе. У нас бывают такие «огоньки». А что касается патриотического воспитания, то жизнь сама всему учит. У нас многие тренеры уже побывали на СВО. Ребята встречали их в аэропорту после службы, такие были эмоции: и восторг, и слезы. Тут и книжки не нужны. Есть вещи, до которых ты должен дойти сам.
— Каким видите будущее своих клубов лет через пять?
— Расти и улучшаться. Пусть будет больше достойных людей, воспитанных в наших залах. Отмечу — не обязательно чемпионов спорта (они тоже будут, без этого никуда), а порядочных, смелых и честных.