Хотите в Чите почувствовать себя немножко москвичом и постоять в пробке? Легко. Попробуйте, например, выехать по проспекту Советов со стороны улицы Магистральной к центру города. Примерно с 07:45 до 08:45 затор здесь тянется от администрации Железнодорожного района, где проспект начинается, и до самой улицы Володарского (после путепровода через железную дорогу), где он заканчивается. Причина пробки — на поверхности: лежачие полицейские. Но все ли они на «своем месте»? Давайте проверим, а также захватим соседнюю улицу Карла Маркса.
В рамках проекта «Дураки и дороги» ИА «Чита.Ру» рассказывает о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы — о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
Проспект Советов, который в часы пик становится одной из двух транспортных артерий, связывающих район улицы Магистральной (в том числе Засопку), Кадалу, Аэропорт, Черновские и населенные пункты дальше по трассе с центральной частью города, получил от города своих лежачих полицейских в конце 2019 года. Появились искусственные неровности перед пешеходными переходами в районе детской поликлиники.
Буквально за месяц до этого «лежачих» смонтировали на отремонтированной в тот год дороге по улице Карла Маркса (которая перетекает в проспект Советов), недалеко от ДК железнодорожников. Тогда одновременно с сужением дороги после ремонта это привело к настоящему транспортному коллапсу. Но водители постепенно привыкли. Как и свыклись с лежачими полицейскими в середине проспекта, тем более что здесь это объективно нужно. Только за 2019 год (до установки искусственных неровностей) в районе поликлиники произошло 11 наездов на пешеходов.
Вся улично-дорожная сеть Читы находится в ведении администрации города, поэтому вопросы организации дорожного движения, содержания относятся к ее компетенции, в том числе и устройство искусственных неровностей. При этом ГИБДД вправе выдавать предписания о монтаже лежачих полицейских в том или ином месте в зависимости от оценки дорожной обстановки.
Километр за 20 минут
Всё бы ничего, но позже лежачие полицейские появились и у пешеходного перехода в самом конце проспекта Советов, где он перетекает в Володарского. Причем неровности смонтировали с двух сторон на всю ширину проезжей части. В этом месте дорогу обычно переходят те, кто идет в район конечной остановки (или с нее) троллейбуса ТРЗ.
Появление затора в утренний час пик на путепроводе было предопределено. Но со временем проблема стала усугубляться. То ли сказывается рост числа транспортных средств, то ли рост числа жителей по ту сторона проспекта. Но к весне 2022 года пробка здесь по утрам стала всё заметнее вызывать нервозность у водителей. Еще бы — тянуться в потоке минут 20, чтобы преодолеть расстояние примерно в километр — такое себе начало дня.
Кажется, и обывателю очевидно, что главная причина затора — лежачие полицейские в конце проспекта. Две искусственные неровности подряд тормозят поток машин, движущихся с самого проспекта, а также вливающихся в него с улицы Горбунова (не всегда по правилам, но это отдельная история).
В последнее время буквально во всех ответах на запросы «Чита.Ру» про дороги администрация Читы ссылается на Проект организации дорожного движения (ПОДД), официально принятый в мае 2020 года. В ПОДД есть подробные схемы каждой улицы города с указанием разметки, знаков, а также и искусственных неровностей. Этот документ сегодня, по сути, догма для дорожников. И он есть в распоряжении редакции, поэтому можем сами посмотреть и сравнить.
Несмотря на то что актуальный ПОДД был принят в 2020 году, дороги в Чите в соответствие с ним приводятся постепенно. Так, один из четырёх пешеходных переходов на перекрёстке Ленина и Журавлёва убрали только в апреле 2022 года, сделав всё так, как нарисовано на схеме.
Согласно ПОДД, на проспекте Советов искусственные неровности предусмотрены только в двух местах. В районе детской поликлиники — они на месте. И в районе здания администрации Железнодорожного района Читы — но их там нет (вероятно, появятся в будущем).
А вот в конце проспекта никаких лежачих полицейских на схеме в принципе нет. Пешеходный переход — да, «лежачих» — ни одного. И это логично. Разработчики Проекта организации дорожного движения правильно смекнули, что две преграды в этом месте будут сильно тормозить очень интенсивный поток.
Справедливости ради нужно сказать, что пешеходы здесь встречаются нередко, и особенно в часы пик. Напрашивается установка светофора по типу того, что есть у стадиона «Локомотив». То есть с кнопкой. Нажал человек ее, подождал зеленый (тем временем желающих перейти дорогу стало больше), перешли все кучкой. Всё остальное время поток машин и автобусов с желающими уехать в город спокойно движется, не создавая заторов. Правда, пешеходного светофора на схеме из ПОДД никакого нет, но идея, на мой взгляд, стоящая. Главное, избавиться от лежачих полицейских — это и схемой предусмотрено, и здравым смыслом.
Не нужно делать крюк
Ничто не мешает нам взглянуть и на пересечение проспекта Советов с улицей Карла Маркса, где вечером в пробке стоят те, кто утром стоял в заторе по направлению в город, а теперь возвращается домой. Опять же, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы определить, что проблему в этом месте создают два лежачих полицейских напротив строения № 36 (общежитие). Искусственные неровности здесь тормозят сразу два потока по направлению к улице Магистральной. Причем тем, кто едет с проспекта Советов, приходится с огромным трудом вклиниваться в поток тех, кто уже двигается по Карла Маркса (они едут со стороны Московского тракта).
Смотрим ПОДД и видим, что ни пешеходного перехода, ни тем более лежачих полицейских здесь быть не должно. По схеме переход и искусственные неровности предусмотрены прямо от территории ДК Железнодорожников. И это очень логично. Все, кто выходит из дворца культуры, получают возможность сразу перейти дорогу, не делая длинный крюк. А автомобили с проспекта получают больше возможностей, чтобы повернуть на Карла Маркса и тем более не угодить в затор из машин, медленно перекатывающихся через два подряд лежачих полицейских. Просто, гениально, но пока не воплощено в жизнь.
Кстати, дорога на этом участке двухполосная, но из-за отсутствия хорошей разметки автолюбители здесь едут в три полосы, две из которых — в сторону проспекта Советов.
Здесь должен быть вывод, и он напрашивается сам собой — если администрация Читы как можно скорее приведет дороги на проспекте Советов и улице Карла Маркса в соответствие с действующим ПОДД, огромное количество автомобилистов однозначно ощутят разницу, причём в лучшую сторону. При этом и интересы пешеходов будут учтены. Такого баланса городской дорожной сети местами очень не хватает.