Полномочия по градостроительной политике перейдут от главы села Черемхово Виктора Ковнера, который 2 года отказывался от согласования проекта межевания строительства технологической дороги Зашулан — Гыршелун для перевозки угля компанией «Разрезуголь» из-за угрозы экологии, к администрации Красночикойского района, которая это соглашение подпишет, сказал 21 июля корреспонденту «Чита.Ру» глава района Евгений Гостев.
— Выписали [главе села] штраф, выписали второй штраф. Видя это, совет муниципального района отозвал у него полномочия и рекомендовал подписать это мне. Сейчас месячный срок истекает, есть определенные сроки же, теперь уже это полномочия районной администрации, мы подпишем — и дальше пойдет это дело развиваться, — сказал Гостев.
Заместитель генерального директора «Разрезугля» Сергей Климович отметил, что после получения соглашения сразу строительство дороги не начнется, поскольку разрешение на проект межевания земель было необходимо, чтобы выйти на экологическую экспертизу, после которой станет понятно, можно там строить дорогу или нет.
— Это не строительство, это для прохождения государственной экологической экспертизы. Возникла такая ситуация, что глава поселения отказался согласовывать, мотивируя тем, что будет экологический вред от строительства дороги. Мы понимаем, что необходимо какие-то мероприятия провести, перепроектировать что-то в будущем, но для того, чтобы это сделать, нужно квалифицированное заключение государственной экспертизы. Мы на нее не могли зайти и опровергнуть или подтвердить опасения главы села, потому что нам не согласовывали просто границы, — сказал Климович.
По его словам, «Разрезуголь» планирует, что проект межевания земель подпишут к сентябрю, сама экспертиза будет длиться примерно 2 месяца.
— Территория сложная, там и водные объекты, и животных очень много, и растений краснокнижных. Всё это будет учитываться. Когда с жителями решался вопрос, ближняя точка прохождения дороги к населенным пунктам — полкилометра. В тех участках, где дорога проходит, она заасфальтирована, она ограждена звукозащищающими экранами, плюс будет дополнительное озеленение — это по проекту предусмотрено, — уточнил заместитель генерального директора угледобывающей компании.
По его словам, сейчас уголь перевозят на дорогах общего пользования, что неправильно. Строительство технической дороги поможет решить проблему с ее разрушением.
— Смотрите, сейчас разрез работает в рамках лицензионного соглашения, возит уголь по дорогам общего пользования. Эта дорога технологическая — она позволит исключить перевозку угля по дорогам общего пользования и, соответственно, повысит производительность разреза, позволит создать дополнительные рабочие места, налоговые отчисления. Социально направленные выплаты в бюджет района, благотворительные выплаты, ну и разрез будет работать в более-менее нормальном режиме, — заявил Климович.
Глава села Черемхово Виктор Ковнер уточнил, что полномочия по градостроительной деятельности перейдут администрации района 25 июля. С тем, что подписывать проект технической дороги не надо, он согласен до сих пор. Более того, он подал кассационную жалобу о решении суда, что отказ подписывать проект нарушил права «Разрезугля».
Арбитражный суд Забайкальского края решил, что администрация села нарушила права компании «Разрезуголь», когда в марте 2022 года отклонила и направила на доработку проект строительства дороги для добычи угля на разрезе Зашуланском. Апелляционная инстанция приняла такое же решение. Полномочия по градостроительной политике перейдут от главы села к администрации района 25 июля.
Подробную историю противостояния поселения и «Разрезугля» мы описали в тексте. В 2015 году компания предложила жителям проект технологической дороги. Пока план был в разработке, уголь возили по дороге общего пользования Баляга — Ямаровка. К 2016 году большегрузы разных предприятий разрушили эту дорогу в пыль и камни, ездить по ней невыносимо. Когда в 2021 году «Разрезуголь» вновь пришел к людям с проектом дороги, жители уже были настроены недружелюбно. А когда черемховцам сообщили, что дорога будет проходить по полям их поселения (не пересекая границы населенных пунктов), они взбунтовались еще сильнее: на эмоциональных общественных слушаниях в декабре 2021 года жители единогласно проголосовали против.
В мае 2022 года 14 депутатов Красночикойского района письменно рекомендовали главе района Александру Грешилову лишить главу поселения Виктора Ковнера части полномочий, в частности, полномочия на утверждение документации по планировке территории — права решать, будет угольная дорога идти так, как хочет «Разрезуголь», или нет.
Основатели ООО «Разрезуголь» — китайская компания «Чайна Шэньхуа» по зарубежному развитию и инвестициям (China Shenhua Overseas Development & Investment Co.) и зарегистрированная на Кипре «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед», «дочка» крупнейшей угольной корпорации Китая China Energy. С июня 2022 года владельцы общества сменились, равные доли перешли к ООО «Байкалинвестэнерго» из Иркутска и «Бочи Энерджи Инвестмент Компани, Лимитед» из Гонконга. Большая часть — 99,8% — ООО «Байкалинвестэнерго» принадлежит ПАО «Иркутскэнерго», одним из акционеров которого является международная компания ООО «Эн+ Холдинг». Ее учредитель — холдинг «En+ Group», который основал Олег Дерипаска. Дерипаска контролирует 44,95% доли компании через инвестиционную компанию B-Finance.
С января 2021 года «Разрезуголь» стал резидентом ТОР (территория опережающего развития — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России), чтобы добывать топливо в России и вывозить его в Китай с государственными льготами и беспроцентным периодом.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.