Директор такси «Максим» Максим Шушарин заявил, что требования, предъявляемые новым законом к перевозчикам, являются невыполнимыми — в стране не хватит медиков, пунктов медосмотра и техосмотра, а кроме того, они излишни, так как на водителей уже распространяются ПДД. Об этом он сообщил в проекте «Редколлегия», выпуск которого выйдет 24 августа.
— Закон предъявляет к самозанятым те же требования, что и к таксопарку. Во-первых, это путевой лист. Это уже абсурдно — вот водитель проснулся, и он сам себе должен его выписать. Далее он должен найти организацию, которая проведет медосмотр. Но он обычный водитель на личном автомобиле и подчиняется тем же правилам ПДД, которые предъявляются к другим гражданским водителям. По этой логике всех водителей, которые утром садятся за руль, надо прогнать через медиков. Пунктов медосмотров в стране нет, система здравоохранения не готова к тому, чтобы 2–3 миллиона самозанятых перевозчиков, задействованных в отрасли, 1 сентября пришли и потребовали медосмотра. Мы с Минтрансом разговаривали — очень простые подсчеты показали, что во Владивостоке надо порядка 300 медработников, которые они распределят по 100 пунктам медосмотра, чтобы худо-бедно охватить перевозчиков, которые ежедневно на смену выходят. Такая же примерно ситуация по всем городам России. В Чите, чтобы всем желающим пройти медосмотр, потребуется постоять в очереди две недели, — сказал Шушарин.
Ситуацию с пунктами техосмотра он охарактеризовал еще хуже. Это требование директор службы такси считает абсурдным, так как водитель знает личный автомобиль лучше, чем техник, которому надо осмотреть машину за 10–15 минут.
— Я понимаю, что требование логично для крупного таксопарка, но там и так техосмотр выполняется. Владелец парка в 150–200 машин не имеет права их обижать и нанимает техников. Это нормально, обосновано и возможно. В таксопарке могут нанять медиков, так как машины в аренду там берут люди без роду и племени, не имеющие ничего за душой. Их надо осмотреть, чтобы знать, не наркоман ли. Но самозанятому водителю, который ПДД подчиняется, эти требования не только излишни, но еще и невыполнимы в связи с отсутствием места для осмотров, — сказал руководитель «Максима».
Еще одной проблемой он считает ОСАГО по тарифу такси, который будет стоить в 5–12 раз дороже, чем для обычного водителя.
— При этом аварийность самозанятых водителей исчезающе мала, у нас за 2022 год количество поездок с причинением вреда жизни или здоровью составило 0,000007% (семь стотысячных процента), а по вине наших водителей — 0,000003% (три стотысячных). Наука методология говорит, всё, что ниже тысячной доли процента, в расчет браться не должно, ибо это погрешность, а у нас из-за этих стотысячных долей готовы перекроить отрасль. Вопрос с ОСАГО нерешаем в принципе, в Казани стоит полис 70–120 тысяч — это двух-, трехмесячный заработок самозанятого, — уточнил Максим Шушарин.
Он предположил, что в этом случае разработчики закона не видят ситуацию в целом по стране и опирались на опыт Москвы, где в сфере задействовано большое количество мигрантов, которые вынуждены перерабатывать, чтобы покрыть расходы на проживание в России и отправить домой больше денег.
Базовый закон о такси предполагает создание в регионах реестров перевозчиков, таксистов и самих автомобилей. Зарегистрироваться должны все таксисты, в том числе самозанятые. Агрегаторы, которые заключают договор с таксистами, должны проверять, есть ли у них разрешение на перевозку. Кроме того, запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления, а также рецидивистов.
В законе оговаривается и внешний вид самих автомобилей: они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне нужно будет размещать информацию о перевозчике и водителе. Предлагается побороть и одну из главных сложностей общения с агрегаторами такси — их виртуальный характер. Это хотят сделать за счет создания региональных представительств, но только для тех агрегаторов, которые выводят на линию более 4 тысяч автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в течение 30 дней после того, как число машин превысило указанный порог. Наши коллеги из издания 74.RU разбирали новый закон более подробно в отдельном материале. Во время тестирования нового закона в Чите водители сервиса «Максим» смогли выполнить только 2% от поступивших заказов, уехать на такси не смогли около 9 тысяч горожан, а стоимость поездок подскочила в 4 раза.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.